|
Фото © Александр Вильф
на снимке:
Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова
|
19 июля 2003
Ровно балл выиграли россиянки Анастасия Ермакова и Анастасия Давыдова у своих главных соперниц - Мии Тачибаны и Михо Такеды из Японии
ИГРА В СПРАВЕДЛИВОСТЬ
«Главной бедой синхронного плавания давно стало то, что судят по большому счету не конкретных спортсменок, а страну», - не скрывая расстройства сказала после соревнований в соло, Ольга Васильченко.
На этом чемпионате она аккредитована от Греции, но в 1998 году вместе с Марией Максимовой - знаменитым и, без сомнения, самым востребованным тренером-постановщиком - работала с российской группой и не просто добилась первой победы нашей страны на мировом первенстве, но тогда же была награждена специальным призом как лучший специалист-хореограф мира.
В Барселоне главным поводом для расстройства Васильченко стало девятое место в соло Христины Талассиниду - первой советской (а ныне - греческой) спортсменки, завоевавшей звание чемпионки Европы в 89-м. Именно с Талассиниду началось победное шествие наших синхронисток в Европе. Несмотря на возраст, гречанка даже сейчас разительно отличалась от большинства выступавших умением предельно технично выполнять сложнейшие элементы синхронного плавания. Такие, как тот, что называется «винт» - когда ноги спортсменки поднимаются из воды на максимальную высоту, а тело делает полный пируэт.
Четыре «винта» подряд, кроме Талассиниду, не делает никто. Мало кто способен показать и «экбите» - высокую работу над поверхностью верхней половины тела. Превзойти Христину в этом качестве способна разве что француженка Виржини Дидье, ставшая чемпионкой мира в четверг.
На медаль в соло греческие тренеры не рассчитывали изначально. Но девятое место выглядело крайне несправедливым. Особенно если учесть, что не так давно Талассиниду уверенно заняла третье место на Кубке Европы.
Парадоксально, но судейством по отношению к Греции были удивлены даже украинские тренеры. Хотя, казалось бы, должны радоваться тому, что композицию их спортсменки арбитры оценили выше. Объяснение, по их же словам, было простым: перед самым финалом было объявлено, что Украина получила право через год судить Олимпийские игры. Отсюда - простой расчет: нужно уже сейчас полояльнее отнестись к украинским спортсменкам. Ведь в Афинах, глядишь, у многих появится повод напомнить арбитру с Украины, что за ним должок.
С российской точки зрения существующий пиетет к стране - вещь замечательная. Как палочка-выручалочка, которая вполне может помочь в нужный момент. Скорее всего, именно это дало возможность Анастасии Ермаковой удержать в четверг серебряную медаль в соло. Испанка Гемма Менгуаль, которая на прошлогоднем Кубке мира заняла лишь шестое место, нагоняла нашу спортсменку семимильными шагами, отстав в итоге на микроскопическое расстояние в 0,083.
Столь шаткого положения в этом виде программы у России не было много лет. Чемпионкой Европы год назад становилась не Ермакова, а Анастасия Давыдова, которая в этом сезоне сразу предупредила тренеров, что намерена сосредоточиться лишь на работе в дуэте. Парным тренировкам девушки действительно отдали все силы. Слишком непримиримой обещала стать борьба за место в сборной с двукратными олимпийскими чемпионками Ольгой Брусникиной и Марией Киселевой.
Эту борьбу Давыдова и Ермакова выиграли. Но если в дуэте уровень их мастерства действительно не вызывал у специалистов никаких вопросов, то в соло - особенно в сравнении с Дидье - Ермакова проигрывала по всем статьям и сама прекрасно это понимала.
- Мой тренер Татьяна Данченко сразу предупредила, что будет тяжело, - призналась Анастасия. - Что в бригаде не будет российского судьи, а значит, придется рассчитывать только на себя. Обыграть Дидье я даже не мечтала - она недосягаема. Думала лишь о том, чтобы выполнить задачи, поставленные тренером. И это получилось.
О том, что в синхронном плавании судейский фактор играет гораздо большую роль, чем принято говорить вслух, можно судить по тактическому ходу, сделанному российской федерацией этого вида спорта в начале сезона. Имею в виду отказ выставить в Барселоне в новом виде программы комбинированную группу. Президент федерации Игорь Карташов дал по этому поводу весьма откровенное объяснение: «Если мы станем претендовать еще на одну победу, это может не понравиться многим. Соответственно может случиться, что у России попробуют отнять золото в каком-либо другом виде. Рисковать дуэтом или группой за год до Олимпийских игр мы не можем».
ФОРМУЛА УСПЕХА
Чемпионы определяют направление в любом виде спорта, будь то художественная гимнастика, фигурное катание или синхронное плавание. Это - некая аксиома. Не случайно после триумфального выступления сборной России в Перте в 98-м спортсменки и группы других стран стали заимствовать как отдельные находки, подсмотренные у русских, так и целые куски программ.
Та произвольная программа группы была, с моей точки зрения, действительно неким эталоном. В ней невероятным образом сочетались классические ценности, наработанные в синхронном плавании не одним десятком поколений самых разных стран (высокая работа в воде, длинные подводные связки, интересные перестроения) и совершенно безумный темп. Но надо быть гениальным тренером, чтобы придумать такую программу, совместив, по сути, не очень совместимые вещи. Стоит ли удивляться, что многие позаимствовали из российских программ то, что проще воплотить. То есть темп.
И вот эта составляющая оказалась палкой о двух концах. С одной стороны, зрелищность композиций резко выросла. С другой - поползло вниз качество элементов. Зачем ювелирно шлифовать каждую отдельно взятую связку, если можно просто увеличить скорость исполнения до такой степени, чтобы арбитры не успевали реагировать на ошибки?
В Барселоне, кстати, мне было весьма интересно услышать мнение иностранных специалистов, которые имели возможность наблюдать за выступлениями двух российских дуэтов в Кубке Европы. Том самом, где Брусникину - Киселеву и Ермакову - Давыдову в одной из программ разделили 0,7 балла. Хотелось узнать, действительно ли столь велика была разница.
Ответы сводились к одному: молодой дуэт прекрасно работает в синхроне. Очень четкая работа ног, быстрые перестроения - и темп, темп, темп. Среди тех, кто выступает сейчас, дуэт, безусловно, сильнейший. Но есть и вполне видимые недостатки. Оставляет желать лучшего «экбите», нет вхождения в образ, отчего сильно страдает такое качество, как индивидуальность композиции: положи этот же набор элементов на другую музыку - разница будет не очень заметна.
Что же касается программы олимпийских чемпионок, отзывы о ней были самые высокие. Именно с точки зрения постановки. В то же время все отметили некую неуверенность, вызванную, по-видимому тем, что за пропущенные годы спортсменки сильно отвыкли от соревновательной действительности и немножко осторожничали. Однако по поводу шансов Брусникиной и Киселевой на олимпийский сезон та же Максимова, не задумываясь, ответила:
- Шансы более чем реальные. Тем более сейчас, когда вполне очевидны сделанные ошибки, известна сила соперниц. Не уверена, что будущее синхронного плавания за темповыми программами. Это, на мой взгляд, дорога в тупик. Думаю, что главным качеством, которое будет определять чемпиона в Афинах, станет индивидуальность и умение сделать программу произведением искусства со всех точек зрения.
ПОЛНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО
Перед финальным выступлением дуэтов российские тренеры были спокойны. Ермакова и Давыдова не дали судьям ни малейшего повода усомниться в собственном превосходстве над соперницами с самого начала - короткой программы. Не случайно уже после соревнований Татьяна Данченко сказала:
- Выступать здесь нам было гораздо легче, чем в Фукуоке, где Настя и Ася в 2001-м получили серебро. Правда, немножко непривычная погода - очень жарко, поэтому, думаю, два дня до выступления дались особенно тяжело. Но у нас очень хороший доктор - Сергей Александрович Кольцов. Все это время он не выпускал девочек из-под своей опеки.
- Настя Ермакова заметила после выступления в соло, что чувствует усталость. Не опасались, что может не хватить сил?
- Перед чемпионатом я и сама чувствовала, что накопилось какое-то безумное напряжение целого года. Но была уверена, что на заключительное выступление сезона девочки сумеют собраться. Никаких технических замечаний у меня к ним нет. Сделали максимум из того, на что были способны. Не сказала бы даже, что все мы сильно нервничали. Кубок Европы в этом отношении дался нам гораздо тяжелее.
Музыка из фильма «Глубокое синее море» подошла под темповую манеру россиянок как нельзя лучше. От композиции так и веяло агрессивным натиском, который недвусмысленно давал понять: вот они, полноправные хозяйки водного пространства.
На этом фоне классически-лиричная композиция чемпионок мира японок с обилием сложнейшей работы в разных плоскостях и потрясающе пластичной хореографией выглядела отнюдь не так выигрышно. Собственно, несколько «десяток» за презентацию, которые получил от арбитров российский дуэт, вывели Ермакову и Давыдову в чемпионки еще до конца финала. Они опередили главных соперниц на целый балл.
|