|
Фото © Александр Вильф
на снимке:
Ирина Лашко |
16 июля 2003
Понедельник принес куда больше разочарований, чем радости. Днем, как известно, российская группа синхронисток впервые за пять лет не сумела стать лидером после исполнения короткой программы, а Наталья Умыскова - единственная спортсменка, представлявшая Россию на однометровом трамплине, не попала в финал - хотя от нее ждали как минимум серебряной медали.
Поздравлений российские тренеры в прыжковом бассейне приняли в понедельник немало. Почему-то именно им восторженно жали руки и говорили прочувственные слова. Да, на высшей ступени пьедестала стояла Ирина Лашко. Наша, конечно. Только вот золото она завоевала для Австралии.
Эта победа - со столь несерьезной по прыжковым меркам высоты (всего-то метр!) - оказалась предельно драматичной: выиграв предварительную серию и приступив к борьбе в полуфинале, где из шести спортсменок в финал отбирались лишь трое, Лашко едва не оказалась за пределами заветной группы. Второй прыжок отбросил ее на последнее место (!), убив, казалось бы, все дальнейшие шансы.
Но именно тут Ирина продемонстрировала фантастическую цепкость, по крупицам выцарапывая у соперниц отданное было преимущество.
И выцарапала. Попала в финал, отобрав такую возможность у Умысковой.
Та, судя по виноватой улыбке, прекрасно понимала, что винить некого. Накануне российские тренеры дружно сходились в одном: Наталья просто обязана оказаться в числе призеров. Весной она блестяще выступила на этапе «Гран-при» в Электростали, обыграв олимпийскую чемпионку и чемпионку мира Веру Ильину на трехметровом трамплине, потом, правда, не сумела отобраться в команду на чемпионате России на этом снаряде, зато получила возможность полностью сосредоточиться на подготовке к единственному барселонскому выступлению.
Шансы на удачу выглядели весьма солидными еще и потому, что однометровый трамплин никогда не был сильной стороной китайских прыгунов. О чем вполне красноречиво говорил тот факт, что лишь одна китаянка сумела пробиться в финал. Вторая отсеялась на предыдущем этапе. Кто же знал, что Умыскова составит ей компанию?
- Думаю, проблемы Умысковой носят чисто психологический характер, - прокомментировал выступление россиянки в полуфинале главный тренер сборной Алексей Евангулов. - Она очень напряженно тренировалась два последних месяца - с того самого момента, как проиграла чемпионат России Вере Ильиной и Юле Пахалиной. У Наташи, к тому же, немалый опыт выступлений - неоднократно становилась призером европейских соревнований. Нелепая ошибка в последнем прыжке - ноги, разведенные при входе в воду, - это чистые нервы.
- Вас не удивляет, что Ирина Лашко до сих пор показывает столь впечатляющие результаты?
- Удивляет, конечно. Считаю, что Ира - величайшая трамплинистка современности. Ей вполне по силам бороться в следующем году за олимпийское золото. Она, знаю, была очень расстроена, что лишилась права выступать на Играх в Сиднее за Россию, но что я мог тогда поделать? Мы имели право привезти в Сидней только двух трамплинисток. Предпочтение было отдано Вере Ильиной и Юлии Пахалиной, и, с моей точки зрения, этот отбор был справедливым. Хотя отдаю себе отчет в том, что этим решением я лишил олимпийской медали как Ирину лично, так и Россию.
- В каком смысле?
- Все было просчитано уже тогда, три года назад. Если бы я поставил в команду Лашко вместо Ильиной, у нас действительно могло бы получиться на одну медаль больше. В индивидуальных прыжках, если помните, Пахалина осталась четвертой. Лашко стопроцентно оказалась бы в призерах. Но в синхронных прыжках девочки не победили бы наверняка. Вот и решайте, что предпочтительнее - золото или, скажем, два серебра. Я выбрал золото.
- Почему вы так уверены, что в синхронных прыжках Лашко и Пахалина остались бы вторыми?
- Лашко не делала тогда столь сложных прыжков, как Вера. А ведь в том финале именно коэффициент трудности сыграл решающую роль.
- Что вы чувствуете, когда наблюдаете, как в честь Лашко поднимается австралийский флаг?
- Глубокое сожаление. Только - что я мог сделать? Многие до сих пор спрашивают, как мы могли позволить Ирине сменить гражданство? Но у нас - свободная страна. Поэтому я не возражал, когда воронежцы Варламов и Мамонтов - ученики Татьяны Стародубцевой, которая тренирует и Дмитрия Саутина, - захотели и стали выступать за Белоруссию.
- Это правда, что вы намерены уговорить Саутина к Играм в Афинах вновь попробовать прыгать с вышки?
- На самом деле мы не исключаем такую возможность уже здесь. В синхронных прыжках. Дело в том, что по правилам Международной федерации плавания каждая страна имеет право назвать фамилии тех, кто будет выступать в том или ином синхронном виде, перед самым финалом. Пока на 10-метровой вышке у нас готовятся Глеб Гальперин и Игорь Лукашин. Если Дима выиграет на трехметровом трамплине, дадим шанс ребятам. Проиграет - придется идти ва-банк, выставлять Саутина.
Это своего рода секретное оружие, но отнюдь не авантюра. На последнем тренировочном сборе Дмитрий попробовал потренироваться с Лукашиным - и как будто не было трех лет перерыва. Со стороны все прыжки в их исполнении смотрелись столь же впечатляюще, как в Сиднее, где Саутин и Лукашин выиграли золото.
- Не боитесь, что начнутся новые травмы?
- С непривычки Диме, конечно же, тяжело. После той тренировки у него начали болеть все мышцы. Но это - нормальное явление, так всегда бывает, когда человек после долгого перерыва начинает прыгать с десяти метров. В Барселону мы привезли для Саутина персональных врача и массажиста. Я сам убеждал руководство спорткомитета в крайней необходимости этого шага. Почему Михаэль Шумахер может позволить себе иметь пятьдесят человек обслуги, а Саутин - нет? Еще вопрос, кто из них более великий!
|