|
Фото © Александр Вильф,
Берлин. Дмитрий Саутин
|
30 июля 2002
29 июля двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Саутин занял первое место в прыжках с 3-метрового трамплина - и принес сборной России пятое золото европейского первенства.
В финал Саутин попал с лучшим результатом. «Ничего примечательного, все как обычно», - можно было бы подумать, глядя на результаты. Однако российский судья Олег Зайцев, встреченный у бассейна, озабоченно покачал головой:
- Что-то неспокойно мне за Диму. Вчера один из прыжков так близко к трамплину сделал, что чудом о снаряд не зацепился. Да и последнюю попытку чуть не запорол - при отталкивании сбился с темпа. Тяжело ему будет. Соперники сплошь сложнейшие прыжки делают, а у Димы программа старая, облегченная. Стоит раз ошибиться - тут же обыграть могут.
Российско-украинская группа поддержки, возглавляемая чемпионом Европы Романом Володьковым, восприняла пессимистические прогнозы в адрес Саутина в штыки:
- Все в порядке у Димы. И прыгал он в предварительной серии спокойно, не напрягаясь. А легко, конечно, не будет - в финал оба немца попали, и их сейчас из пятнадцати баллов судить начнут.
Что такое «из пятнадцати баллов» при десятибалльной системе судейства - объяснять, думаю, не нужно. Рвение сборной Германии собрать в прыжках в воду максимально возможное количество золота совпало с неистребимой мечтой мирового спортивного сообщества отодвинуть этих нищих и непонятно за счет чего побеждающих русских как можно дальше от пьедестала, и желательно навсегда.
Насчет нищеты я вовсе не случайно. Если бы не помощь Веры Ильиной, которая, уезжая из Америки в Берлин, купила для всей команды новые плавки и купальники, российская сборная являла бы собой довольно жалкое зрелище. На протяжении многих лет прыгунов одевала фирма Arena. После Игр в Сиднее контракт был разорван, и спортсмены оказались ни с чем. Конечно, по нынешним временам не проблема приобрести костюм за собственные деньги, но одним не обойдешься. Некоторые западные спортсмены, к примеру, возят с собой по два-три десятка костюмов, и это не пустая прихоть.
ПАРАДОКСЫ ГЕОГРАФИИ
По сравнению с предварительным раундом, где соревновались три десятка спортсменов самого разного уровня, финал изначально являл собой изысканное зрелище с широко представленной европейской географией. Был и объединяющий момент - тренеры.
Греков Томаса Бимиса и Николаоса Сиранидиса привез в Берлин бывший советский прыгун в воду, а позже - украинский тренер Юрий Артамонов. Его одноклубник по Мариуполю (когда город еще назывался - Жданов) Юрий Путыгин выводил на старт финна Юну Пухакку. Ярослав Макогин когда-то уехал в Чехию из Украины и остался работать в одном из клубов, продолжая выступать сам. В Испании много лет успешно трудился Михаил Угрюмов. А год назад перебрался в Англию: из-за проблем со здоровьем врачи посоветовали более умеренный климат. Место Угрюмова на испанском бортике тут же занял Борис Розенберг - тренер из Винницы.
Всех не перечислить. Иностранцы вообще любят приглашать бывших советских специалистов. Дело знают, работать умеют и берут недорого. Мечта, да и только!
После Игр в Сиднее англичане были, кстати, очень заинтересованы перетащить к себе специалиста из России. Чаще прочих упоминали имя Татьяны Стародубцевой. Рассчитывали при этом, что ее ученик Саутин завершит карьеру и тренер освободится. Но Дмитрий не ушел, и предложение отпало само собой: платить тренеру, заведомо зная, что львиную долю внимания он будет уделять постороннему (для приглашающей стороны) человеку, согласитесь, бессмысленно.
НЕ БУДИТЕ СПЯЩЕГО ТИГРА
После трех раундов финала преимущество Саутина над немцем Андреасом Велсом составляло уже 30 баллов. Второй представитель Германии выбыл из борьбы после первого же прыжка, за который получил вкруговую от арбитров по полтора балла. Следом за ним в конец таблицы отправился итальянец Никола Маркони, продолжатель славных традиций своих тренеров - трехкратного олимпийского чемпиона Клауса Дибиаси и чемпиона Европы Джорджо Каньотто.
Российский прыгун, судя по всему, разозлился всерьез. Ни малейшего намека на неуверенность в его облике не наблюдалась. По сравнению с комбинациями немцев прыжки Дмитрия действительно не отличались сложностью, но все были выполнены на редкость четко и чисто.
Вспомнились слова Стародубцевой: «Если Дима разозлится, за него не надо волноваться. Настраиваться в этом состоянии на борьбу он способен как никто другой».
Победная точка была поставлена Саутиным предельно убедительно: за тот самый, чуть было не сорванный накануне прыжок - полтора оборота назад с разбега с тремя с половиной винтами - прыгун заработал почти максимальные оценки. Один из арбитров вообще посчитал попытку идеальной, выставив 10 баллов.
Немалым достижением стала и бронза Василия Лисовского: Андреасу Велсу он проиграл всего семь баллов, но соревноваться с немцами на их поле - само по себе тяжелое испытание.
- Я не волновалась за Диму, - уже спокойно сказала Стародубцева после соревнований. - Если он, единственный из европейцев, столько лет успешно соревнуется с китайцами, то здесь просто был обязан выиграть. По большому счету ему нет соперников на этом уровне.
- Тем не менее многие расценили облегченную программу как некое проявление слабости.
- Напротив. В этом сезоне Дима много соревновался на этапах «Гран-при», три недели назад выиграл Кубок мира, а в сентябре должен выступать в финале «Гран-при». Я и решила чуточку его разгрузить. Конечно, непросто соревноваться, сильно уступая в сложности, но я была уверена, что даже в этом случае Саутин выиграет.
- В Севилье во время Кубка мира вы заметили, что было бы правильнее отказаться от того выступления. Мол, оно может сильно осложнить подготовку к чемпионату Европы.
- Так и получилось. Дима ведь уже в серьезном для прыжков возрасте. Быстрее устает, дольше восстанавливается. В Севилье пришлось выкладываться полностью - по-другому у китайцев не выиграешь. Если бы решили оставить более сложный вариант программы, боюсь, не успели бы выйти на нужный уровень подготовки.
- За выступление ученика в синхронных прыжках вы тоже спокойны?
- Сил нет волноваться. Все нервы ушли на финал в синхронных прыжках с вышки. Там ведь мои белорусские мальчики выступали - третье место заняли.
- Они ваши?
- Конечно. Тренировались и тренируются в Воронеже, в нашей с мужем бригаде. Просто в какой-то момент я поняла, что пока за Россию прыгает Саутин, у ребят не появится ни единого шанса попасть в сборную. И мы решили поменять им гражданство. Чемпионат Европы для обоих - первые соревнования: белорусское гражданство дали накануне отъезда в Берлин.
Дмитрий САУТИН: «ВОТ У НАС В ВОРОНЕЖЕ...»
«Я так рад, так рад!» - услышать эти слова от двукратного олимпийского чемпиона и обладателя всех существующих в спорте титулов было весьма странно: чемпионат Европы, да еще шестой по счету, вряд ли представлял для него вершину чрезвычайной значимости. Но сияющие глаза и улыбка не давали усомниться: Саутин действительно искренне рад победе.
- Для меня это золото - как очередное подтверждение, что я по-прежнему могу бороться и побеждать, - продолжил Саутин. - С возрастом это дается все тяжелее и тяжелее.
- А что произошло в предварительных соревнованиях? Слышала, вы сильно напугали всех своим последним прыжком.
- Там все нормально было. Просто мимо трамплина в наскоке проскочил, чуть в воду не свалился. Но устоял и как-то вывернулся.
- В связи с чем вы так сильно облегчили программу?
- Так старый уже. Ноги тяжелые, вот и прыгаю что попроще - чтобы увереннее себя чувствовать.
- Не боитесь, что через год, когда надо будет выступать на чемпионате мира в Барселоне, уже не сможете заставить себя вернуться к более сложному варианту программы?
- Я ведь на тренировках делаю все свои прыжки. И когда чувствую, что в форме, - у меня нет проблем со сложными прыжками.
- Тренируетесь вы по-прежнему в Воронеже?
- Да. Условия там хорошие. Не как раньше, когда ни одного приличного трамплина не было. Помню, как радовались, когда Коля Дрожжин Универсиаду выиграл и для него персональный трамплин в бассейн прислали.
- Сейчас, видимо, новые снаряды уже для вас привозят?
- Деньги выделяют. А покупаем сами. Впервые такое было после чемпионата мира-94 в Риме. Я выиграл там на вышке и получил серебро на трамплине - вот и заработал.
- Какие соревнования этого сезона для вас наиболее важные - Кубок мира, чемпионат Европы или же финал «Гран-при»?
- Конечно, эти - в Берлине. Будь моя воля, на финал «Гран-при» вообще не поехал бы. Ведь из-за этого турнира еще целый месяц прыгать придется. Многие обычно и не приезжали. Но сейчас правило новое ввели: если не выступаешь, не выплатят призовые, которые полагаются за победы на предыдущих этапах.
- Видите ли вы среди европейских прыгунов хоть кого-то, кого могли бы поставить на один уровень с китайцами?
- Пока нет, хотя конкуренция растет. Кто мог, например, подумать, что здесь Велс так здорово выступит? Я и не подозревал, что он так умеет. С другой стороны, он - дома. Болеют все, поддерживают. Это сильно облегчает работу.
|