ЗАПЛЫВ НА ВЫЖИВАНИЕ ПОД ПОТСДАМОМ |
|
Фото © Александр Вильф
Потсдам. Заплыв марафонцев |
29 июля 2002
В первый уик-энд чемпионата россияне завоевали на чемпионате Европы три золотые и две серебряные медали. Владимир Дятчин стал чемпионом на 10-километровой дистанции, Евгений Кашкаров завоевал в этом же виде серебряную медаль, дуэт и группа России продолжили шестилетнюю победную традицию в синхронном плавании, а олимпийские чемпионки Сиднея Вера Ильина и Юлия Пахалина принесли команде первое серебро в прыжках в воду.
Говорят, за радость больших побед всегда приходится платить. Если так, то в минувшие - и в общем-то удачные для России - два дня мы сполна расплатились за завоеванное золото. Поражением российских марафонцев в командном зачете и потерей чемпионского титула в чуть ли не самом надежном виде прыжковой программы.
Уступить сопернику в честной борьбе не обидно - спорт есть спорт. Обидно проиграть при явном судейском вмешательстве. Хозяева чемпионата получили два вожделенных золота. Что ж, с этим остается смириться - и продолжать борьбу. А еще верить, что заплатить судьбе за радость победы придется не только России.
* * *
Смертью советского массового спорта принято считать 1952 год, когда наши спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх в Хельсинки. С этого момента взяла верх идеология больших побед, а все остальное мгновенно ушло на второй план.
Началом конца марафонского плавания в его первозданном виде, когда лозунг «Главное - участие» не считался пустыми словами, а само преодоление дистанции ценилось ничуть не меньше победы на ней, стал 1998-й. Именно тогда, на чемпионате мира в Перте, в программу плавания на открытой воде была включена дистанция 5 километров .
Этот вид, равно как и более длинный - «десятку», вполне можно назвать марафонским спринтом. Или (что, пожалуй, будет точнее) битвой за выживание. Произнесите слова Fair Play на старте любого такого заплыва, и ответом будет в лучшем случае циничный смех. Задача иная: убить, утопить, деморализовать соперника, чтобы с самого начала отбить у него охоту находиться среди сильнейших.
Старт - жуткая мясорубка, где каждый сам за себя. Вырвался - считай, повезло. Не успел - вспоминай кубертеновский лозунг, пока другие делят еще не завоеванные медали.
ОДНИ ОГОРЧЕНИЯ
На пятикилометровой дистанции в субботу эта дележка началась сразу. Испанец Давид Меса, ставший накануне бронзовым призером на дистанции 25 километров , благоразумно снялся с заплыва за пять минут до старта. Понял, что единоборство со свежими конкурентами ему окажется не под силу.
Российские тренеры, напротив, были полны энтузиазма, справедливо полагая, что тройка спринтеров, заявленных именно на этот вид, в составе чемпиона Европы и мира Евгения Безрученко и более молодых Ивана Иванова и Сергея Рязанова сумеет побороться за медали. В конце концов «пятерка» - вполне российский вид. На трех чемпионатах Европы подряд с 95-го по 99-й золото уплывало в Россию. На этом фоне победа итальянца Луки Балдини в Хельсинки-2000 выглядела досадным недоразумением: России на том чемпионате просто не повезло. Холодно было.
Спортивное счастье - хрупкая субстанция. Кто бы мог подумать, что судьба, не пожалевшая милостей для Юрия Кудинова, начнет скаредничать в самый неподходящий момент. В пятницу вечером у Безрученко поднялась температура.
За Евгения тренеры вообще беспокоились особо. Мол, холодная вода для него - острый нож. Нет даже незначительной жировой прослойки, позволяющей мышцам сохранять тепло. В субботу в Потсдаме значительно потеплело, но первых дней тренировок в ледяной воде хватило для того, чтобы свести на нет всю предыдущую подготовку.
Не учли и другого. Что в марафонское плавание к берлинскому чемпионату вольется целая группа новичков, совсем недавно рассекавших воду в бассейне. И готовых соревноваться на более высоких скоростях. В частности, вся немецкая мужская сборная принимала участие в отборочном чемпионате страны на дистанции 1500 метров и, лишь не попав в команду пловцов, заявилась на открытой воде.
Вот и получилось, что пока в основной группе пловцы разбирали наиболее выигрышные места, сразу несколько человек во главе с Балдини сумели оторваться на значительное расстояние.
ВСЛЕД ЗА БАЛДИНИ - ВАЛЛИ
Старт женскому заплыву на ту же пятикилометровую дистанцию был дан спустя полчаса после мужского. Как раз к тому моменту, когда пловцы, сделав полкруга, появились в поле зрения береговых наблюдателей и болельщиков. И стало ясно, что за оставшиеся 2,5 километра чуда не произойдет. Иванов - лучший из российской тройки - вел группу преследования, но сильно отставал от лидеров. Голова Безрученко мелькала еще дальше. Рязанова не было видно совсем.
А к финишному створу, размахивая флагами, уже бежали толпы итальянцев.
День, что и говорить, получился итальянским. Вслед за Балдини женский заплыв выиграла Виола Валли. Российским спортсменкам не удалось попасть даже в десятку (хотя 11-е место Екатерины Ждановой расценили как успешный для дебютантки результат). Утешал разве тот факт, что в командном первенстве Россия по-прежнему лидировала. Отрыв, обеспеченный в четверг и пятницу, был достаточно велик, а в субботу итоговое пятое место Иванова и седьмое - Безрученко принесли команде еще 22 очка.
Результат Иванова был несомненным успехом. В чемпионатах Европы спортсмен стартовал уже три раза, но лучшим показателем было восьмое место в Стамбуле-99. Обыграв соотечественников, Иван тем самым обеспечил себе право на участие в сентябрьском чемпионате мира. И зарекомендовал себя с лучшей стороны, поскольку сумел выдержать темп дистанции вопреки здравому смыслу - с ногами, сведенными судорогой от холода.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ТРАПЕЗА
В воскресенье на старт десятикилометрового заплыва вышла новая российская тройка: вице-чемпион мира Владимир Дятчин, Евгений Кашкаров (родной племянник олимпийского чемпиона, биатлониста Юрия Кашкарова) и Роман Петухов.
У женщин Россию представляли двое - Надежда Морошкина и Екатерина Селиверстова.
С точки зрения тактики мужской заплыв получился классически образцовым. За три километра до финиша Дятчин начал финишный рывок. Опередил Балдини и стал отрываться. За ним, в стремлении дожевать потрепанного предыдущим стартом итальянца, пошел Кашкаров.
С итальянской трапезой было покончено довольно быстро. Но Кашкаров явно не утолил аппетит - на всех парах, словно оголодавшая акула, продолжал преследовать уже Дятчина. И кто его знает, чем бы закончилась эта людоедская гонка, если бы на пути не возник спасительный для Дятчина финишный щит.
- У меня это уже второй чемпионат, - отдышавшись, рассказывал вице-чемпион. - В Хельсинки я плыл 25 километров и не выдержал холода - сошел с дистанции. А здесь чувствовал, что готов бороться с кем угодно. Самое трудное было - дождаться старта. Ну и не пугать итальянца раньше времени.
- Были настолько уверены, что выиграете у него?
- На сто процентов. Вообще, честно говоря, в расчет его не брал. Караулил Дятчина. Дружба дружбой...
- Почему вы решили заниматься плаванием, а не биатлоном?
- По примеру дяди?
- Ну да.
- Он никогда не видел во мне спортсмена. Мне так кажется. Да и виделись мы редко. Он все время в лесу, на лыжах. Вот папа меня в плавание и привел.
- Что было до сегодняшнего дня самым большим вашим достижением?
- Победа в чемпионате России этим летом. Я выиграл 16 километров .
- А что больше нравится - длинные дистанции или короткие?
На длинных попроще - там такого темпа не бывает. Но что-то сейчас я 10 километров все больше и больше любить начинаю.
Владимир ДЯТЧИН: «МЕНЯ ЗАКАЛИЛ ХОЛОДНЫЙ ДУШ НА «ОЗЕРЕ КРУГЛОМ»
|
Фото © Александр Вильф,
Потсдам. Владимир Дятчин |
- Что же вы итальянского ветерана Балдини так обидели? - шутливо поинтересовалась я у чемпиона Европы Владимира Дятчина после финиша.
- Никто его не обижал, - последовал ответ. - Я вообще сразу уплыл. За немцем держался и не видел, что за спиной происходит. Да и не интересовался.
- Сильно замерзли за два часа?
- Наоборот. Вообще холода не чувствовал. Закалка, видимо, сказалась. На последнем сборе на озере Круглом мы каждый день под холодным душем к нужным условиям привыкали.
- Так это ваш визг в шесть утра всех будил?
- Нет, девчачий. Их мы из шланга в бассейне поливали. А вот сами вели себя мужественно.
- В сегодняшнем заплыве это сильно помогло?
- Плыть, на самом деле, комфортно было. Вода подходящая для такой работы. Я интуитивно чувствовал, что темп с самого начала высоким окажется. И предполагал, что финишировать все начнут не за два километра, как обычно, а на втором пятикилометровом круге. Поэтому и не отставал: самое тяжелое в холодной воде - догонять.
- По сравнению с чемпионатом мира в Фукуоке, где вы стали серебряным призером, было легче или тяжелее?
- Легче. За год набрался опыта, выиграл несколько этапов Кубка мира, изучил соперников. Не боялся даже немцев, которые из бассейна пришли. Пять километров они проплыли вполне прилично. А на «десятке» одной скорости мало. Должна быть тактика. Вы и сами, наверное, заметили: Лурц на первом круге всех на себе тащил, а на втором «умер». Сидел бы, как я, в ногах у соперников - глядишь, дольше продержался бы. Не повезло...
|