Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 2002 - Берлин (Германия)

ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ ЛЕЙТЕНАНТ КУДИНОВ ВЫУЧИЛ НАЗУБОК!

Юрий Кудинов и Антон Саначев
Фото © Александр Вильф,
Потсдам. Юрий Кудинов (слева) и Антон Саначев

27 июля 2002

Победу волгоградца Юрия Кудинова в 25-километровом марафоне немецкие журналисты и комментаторы, освещавшие заплыв вживую, охарактеризовали коротко: «Das ist fantastisch». Двукратный чемпион мира выиграл дистанцию с преимуществом почти в 8 с половиной минут и впервые в жизни стал чемпионом Европы. Антон Саначев финишировал седьмым.

НАМАЗАЛ ТЕЛО - ПЛЫВИ СМЕЛО!

Пример голландки Эдит ван Дийк, накануне выигравшей заплыв на те же 25 километров , оказался заразительным. Кудинов, как и ван Дийк, прямо со старта начал отрываться от двух десятков соперников, и, не успели те сообразить, что к чему, как разрыв составил несколько десятков метров. После первого пятикилометрового круга двукратный чемпион мира имел в запасе полторы минуты преимущества, а к середине второй петли разница составляла уже 2.20.

Погода по сравнению с первым днем если и улучшилась, то ненамного. Солнце, пробившееся через облака аккурат ко времени старта, трусливо скрылось из вида, стоило пловцам покинуть видимую с берега часть акватории.

Судя по приготовлениям к заплыву, температурные условия больше всего беспокоили итальянцев. Планы у сборной этой страны на мужскую марафонскую гонку были более чем серьезные. Об этом свидетельствовал ажиотаж огромной бригады итальянского телевидения, которую возглавлял экс-рекордсмен мира в комплексном плавании Лука Сакки. Камеры безостановочно снимали все детали весьма экзотических приготовлений: итальянцы извлекали из рюкзаков громадные жестяные банки, набитые густой мазью грязно-желтого цвета и редкой вонючести. «То ли колесная смазка, то ли пушечное сало», - предположил кто-то за моей спиной. «Вазелин, ихтиолка и деготь», - поведя носами, более точно определили российские тренеры. И скептически добавили: «Ну-ну...».

Плавание на открытой воде всегда было у итальянцев популярнейшим видом спорта. Выигрывать чемпионаты мира им, правда, частенько мешали россияне, но битва за общекомандную победу между Россией и Италией всегда велась не на жизнь, а на смерть. На чемпионате мира-2000 в Гонолулу командное золото разделили пополам, через год в Фукуоке Россия забрала его единолично. Зато последний европейский чемпионат - в Хельсинки - оказался для нас неудачным. Лучший результат - пятый - был у Алексея Акатьева на пятикилометровой дистанции.

 Неудачи положено забывать как можно быстрее, но хмурый, промозглый потсдамский июль невольно вызывал в памяти ассоциации с тем, двухгодичной давности, несчастливым чемпионатом. Поэтому, собственно, в четверг и были восприняты с таким энтузиазмом медали Олеси Шалыгиной и Натальи Панкиной.

Невероятно мощный старт Кудинова тоже давал повод для оптимизма.

 - Сколько надо запаса, чтобы нельзя было отыграть? - предельно практично поинтересовался у двукратного чемпиона мира Акатьева-тренера двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов-журналист.

 - Минут десять, - подумав, ответил Акатьев. - Но это тяжело. Кудинову вообще-то свойственно уплывать от всех со старта и работать в одиночку. Но надолго ли хватит сил сохранять отрыв? Могут и достать. Особенно хороший финиш у испанца Давида Меси. Благодаря этому он выиграл 10 километров в Гонолулу. Да и на других соревнованиях ему удавалось отыгрывать на последних пяти километрах метров по 400 - 500.

- А на что могут рассчитывать итальянцы? - поинтересовалась, в свою очередь, я.

Алексей бросил профессиональный взгляд на озеро, где участники завершали второй круг дистанции:

- Думаю, уже не на что. Слишком сильно отстали.

ПОКА ЖДЕТ ТЕЛЕФОН

 К середине дистанции ряды фаворитов поредели. Итальянца Фабио Фузи вынесли из воды на носилках - не выдержал предложенного соперниками темпа. Преимущество Кудинова составляло уже больше пяти минут. Но волгоградский лейтенант-железнодорожник, словно оправдывая ведомственную принадлежность, по-прежнему прибавлял ход, подобно локомотиву. Периодически отработанным жестом вскидывал руку, чуть ли не на лету выхватывая из специальной телескопической удочки-подставки порцию энергетического напитка, глотал его, отшвыривал стакан и рассекал воду дальше.

За несколько последних лет в плавании на открытой воде появилось немало профессиональных секретов. В том числе в области питания (или, используя профессиональный язык, подкормки). Поначалу, когда на международный уровень из российских марафонцев выбирался лишь Акатьев, в ходу была довольно примитивная питательная смесь на основе «Геркулеса», которую тренер Алексея Сергей Кустов сам и готовил при помощи кипятильника в гостиничном номере.

 Энергетические напитки, которыми марафонцы пользуются на этом чемпионате, - сплошь немецкого производства. Поставляет их преимущественно немецкая фирма, спонсирующая пятикратного чемпиона мира в автогонках «Формулы-1» Михаэля Шумахера. Говорят, правда, что наши напитки «Энергия» ничуть не хуже. Что, собственно, и демонстрировал Кудинов.

Третий круг - и в запасе у лидера 6.49. Куда больше, чем у голландки в четверг. Второй российский участник, вице-чемпион Европы-99 Антон Саначев все еще отсиживался в основной группе. «Спит пока ваш спортсмен, - бросил российским тренерам их коллега-француз, вылезая из лодки наблюдения. - Но хорошо «спит» - в нужном месте, не отставая от пелотона». Еще никто не знал, что час спустя Антон замерзнет до такой степени, что перестанет воспринимать окружающее. Доплывет в тяжелейшем состоянии, чудом вырвав седьмое место.

С берега тем временем за гонкой с пессимизмом наблюдали погрустневшие телевизионщики-итальянцы

- Опять Кудинов уплыл, - увидев меня, меланхолично произнес в пространство Сакки. - Странный он у вас. Никогда не забуду, что в Фукуоке устроил.

 - А что он там устроил? - озадаченно начала вспоминать я.

- Как? Неужели не помните? Сами ведь телефон ему после финиша давали. А он сказал, что должен был приплыть побыстрее, чтобы позвонить домой жене, пока она не ушла на курсы автовождения. Сейчас, судя по всему, снова жена куда-то торопится. С чего ему иначе так молотить? Вы уж с телефоном далеко не уходите...

DAS IST FANTASTISCH!

 На 16-м километре заплыва Меса начал свой знаменитый финишный спурт. За полкруга он отыграл у Кудинова почти 40 секунд. Скорость, с которой испанец оторвался от общей группы, впечатляла. Стало понятно: все остальные будут бороться за бронзу, а на серебро уже наложена опытная испанская лапа.

В то же время крепло ощущение необратимости российской победы: отыграть на пяти километрах шесть с лишним минут - это из области фантастики. Вот только признать сей факт вслух в российском лагере желающих не находилось. А вдруг сглазишь? Черт его знает, что может произойти за оставшееся время в столь недружелюбной и вообще чуждой России немецкой воде.

За Кудинова болели все. За Месу - лишь соотечественники, да и то не бог весть как активно. Он и сам довольно быстро понял бесполезность своих усилий - сбросил скорость, как только посчитал отрыв от группы достаточным. Зато иностранцы не скрывали восхищения российским пловцом, отпуская попутно ироничные высказывания в адрес испанца. Главной темой служила не столь давняя дисквалификация последнего за употребление запрещенных препаратов. В марафонских кругах вообще очень щепетильно относятся к репутации собственного вида спорта, испанский же случай был громок и анекдотичен. Рассказывают об этом так.

 Пловца впервые уличили два с лишним года назад: на этапе Кубка мира, который проходил в Бразилии, обнаружили в его пробе анаболические стероиды. Меса не растерялся. Наняв одного из наиболее дорогих и пройдошливых адвокатов, затеял процесс, в ходе которого убедил суд в том, что стероиды попали в организм из куска съеденного в Бразилии коровьего мяса: то, что в этой стране фермеры практикуют анаболический подкорм коров, - общеизвестный факт.

Международная федерация плавания (ФИНА) была вынуждена снять наказание (после этого Меса, кстати, и стал чемпионом мира), но весьма дотошно продолжила внутреннее расследование. И спустя некоторое время специалисты предоставили убедительные данные, из которых следовало: чтобы стероиды в таком количестве попали в человеческий организм из коровьего, нужно съесть целиком сырую печень, причем немедленно после того, как животное нашпигуют фармакологией. А вот это уже бред. Поскольку ни один уважающий себя фермер не станет убивать скотину, не дождавшись стероидного привеса.

 Так испанца и дисквалифицировали. С отсрочкой приговора.

Перерыв не пошел на пользу. На финишной прямой Меса умудрился лишиться и серебра - проиграл французу Жилю Ронди. Бронза чемпионата Европы - хороший уровень, но не на него рассчитывал преуспевающий шоу-режиссер, вернувшись в спорт.

ЗАМОРОЖЕННЫЕ ГЕРОИ

- Я очень доволен результатом, - в несколько приемов проклацал зубами испанец. Одновременно он безуспешно пытался удержать тяжелое байковое одеяло негнущимися пальцами.

Впрочем, Кудинов восемью минутами ранее вылез из воды в похожем состоянии. И тут же стал переставлять ноги (глагол «идти» был бы натяжкой) в сторону душа. На причале остался Владимир Захаров. Тренер.

- В целом все шло по плану, - сказал он. - Перед стартом я рассказал Юрию, что в войну, когда в холодной воде тонули наши корабли, спастись удавалось тем, кто неважно плавал и, как следствие, без остановки молотил руками и ногами по воде. А те, кто пытался беречь силы в ожидании помощи, в итоге замерзали и шли ко дну.

Вот Юра и начал почти на предельной скорости. Когда дело дошло до последнего круга, уже можно было плыть спокойно. Если бы потребовался еще один финишный рывок, думаю, Кудинов его осилил бы Хотя честно вам скажу, я рас считывал, что будет теплее Сам, сидя в лодке, замерз. Спасибо вам, кстати, огромное мне уже сказали, что это спецкоры «СЭ» из Берлина костюмы нужного типа для ребят привезли. Не представляете, как выручили. Плавки с длинными штанинами у нас дефицит. Вот и перед чемпионатом получили только полукомбинезоны с лямками. Юра в таком две недели назад в Иванове соревновался, рекорд мира в часовом плавании установил, но за этот час плечи и спину в кровь стер. До сих пор заживает. Представляете, что за пять часов случиться могло?

Юрий КУДИНОВ: «ОТ ХОЛОДА ТРЯСЛО ТАК, ЧТО РУКАМИ ЕЛЕ-ЕЛЕ ПЕРЕБИРАЛ»

 Юрий Кудинов
Фото © Александр Вильф,
Потсдам. Юрий Кудинов

 После финиша Кудинова прошло уже минут двадцать, а пловец, несмотря на горячий душ и выпитый термос чая, все еще кутался в одеяло. Врач российской сборной Елена Ломазова отчаянно растирала спиртом пальцы чемпиона, но помогало это неважно: кисти окоченели до такой степени, что номер домашнего телефона - сообщить о победе родным - Кудинов так и не смог набрать самостоятельно. Поговорив с женой, Юрий повернулся к журналистам.

- Плыть не столько тяжело было, сколько холодно. - признался чемпион Европы. - Со старта я этого не почувствовал, тем более что намеренно быстро начал работать. А вот на последних шести километрах стала сказываться усталость. Чуть сбавил темп - и мгновенно замерз. Трясти начало до такой степени, что руками еле-еле перебирал. Уже не до техники было - доплыть бы живым.

 - Неужели до таких мыслей доходило?

- Я еще и шапочку в воде потерял. Сразу после старта - едва до моста доплыл. Через голову ведь большая теплоотдача идет. Шапочка тепло сохраняет. Как слетела - сам не пойму: натягивал вроде изо всех сил.

- До старта вы задумывались о том, каким должен быть отрыв, чтобы соперники не достали вас ни при каком раскладе?

- Нет. Но когда тренер сказал мне, что выигрываю у испанца, плывшего в тот момент вторым, более шести минут, внутренне успокоился. Опять же, холод не позволял сильно в размышления ударяться. Да и не мне одному. В таких условиях и две минуты отыграть малореально. Трясло-то всех. Поэтому на свои реальные скорости никто из нас не вышел. Только сейчас, кстати, начинаю понимать, насколько рисковал, начиная дистанцию так быстро. С другой стороны, у меня не было иного выхода. Если бы сидел со всеми в группе, замерз бы гораздо раньше.

- Мысль о том, что вы почти чемпион, на последнем круге хоть чуточку грела?

- Думал не об этом, а о жене и четырехмесячной дочке. В какой-то момент осознал, что перед глазами только их лица, словно на фотографии. А больше не видел и не чувствовал ничего вокруг. Даже холода.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru