ЯПОНСКИЙ ТРИУМФ АВСТРАЛИЙСКОЙ СЕМЬИ
|
28 июля 2001
|
Фото © Александр Вильф
на снимке: Питер ван ден Хугенбанд |
Шестой день турнира пловцов начался скандалом. Накануне, пока апелляционная комиссия Международной федерации плавания (ФИНА) еще рассматривала протесты, связанные с дисквалификацией сразу двух команд в женской эстафете 4х200 метров вольным стилем, один из руководителей федерации в частной беседе сказал: «Думаю, «Сейко» никогда больше не попадет в число спонсоров соревнований, которые проводит ФИНА».
Но кто бы знал, что в пятницу несовершенство электронных щитов японской фирмы станет причиной еще одной трагедии.
КОГДА ВЕЛИКИЕ ПЛАЧУТ
Сбой произошел в главном заплыве дня - стометровке вольным стилем у мужчин. Двукратный олимпийский чемпион и рекордсмен мира голландец Питер ван ден Хугенбанд, отчаянно желавший взять реванш над Ианом Торпом на своей коронной дистанции, бросил все силы на то, чтобы хоть в этот раз завоевать золото. То, что он выиграет у австралийца, стало ясно почти сразу: Торп засуетился, потерял привычный ритм хода и, как следствие, - скорость.
На экране, где заплыв транслировался с верхней точки, было хорошо видно, что обоих лидеров, увлеченных выяснением отношений, по крайней дорожке обходит темнокожий американец Энтони Эрвин. Он и финишировал первым с новым рекордом чемпионата. Но электроника щита в очередной раз дала осечку. А ван ден Хугенбанд, вынырнув из воды и увидев свой результат на первой строке, завопил так, что, только увидев это, становилось ясно, какое значение для голландца имела победа. Даже в Сиднее эмоции пловца не доходили до такого уровня.
Но через несколько секунд табло погасло, чтобы зажечься вновь уже с другим расположением фамилий.
Говорить с журналистами в микст-зоне ван ден Хугенбанд был не в силах. А едва покинул территорию, под завязку набитую представителями прессы, с ним началась истерика.
Торп не попал в призеры вообще, но выглядел довольным, улучшив в очередной раз свой личный рекорд. Реализовать амбиции ему предстояло в эстафете 4х200 метров. В победе Австралии никто не сомневался. Утром четверка желто-зеленых была лишь третьей, но к вечеру состав участников был заменен на сильнейший, и уже Грэнт Хэккетт на первом этапе создал Майклу Климу двухсекундный отрыв. И тот, несмотря на травмированную ногу, довел преимущество команды до четырех секунд.
В момент, когда Билл Кирби передавал эстафету Торпу, Австралия отставала от своего же графика мирового рекорда на полторы секунды. А спустя 1.44,14 (такое время потребовалось Иану на свой этап) рекорд был побит.
СЕКРЕТ КОМАНДЫ
Феноменальный успех сборной Австралии в Фукуоке напомнил мне одну давнюю историю. Двадцать с лишним лет назад, когда мой отец только возглавил сборную СССР по плаванию, он с группой тренеров на месяц уехал на Зеленый континент. Тогда, как, впрочем, и сейчас, австралийская команда считалась безоговорочным лидером мирового плавания, поставляя на высший уровень все новых и новых звезд.
Вернувшись, отец с воодушевлением рассказывал о том, как фанатично работают австралийские тренеры, начиная работу с пловцами с пяти часов утра, как четко организовано все, что так или иначе имеет отношение к достижению результата. Мне же запомнился рассказ о том, как российскую делегацию пригласил в бассейн совсем молодой тогда Дон Тэлбот - главный тренер австралийской сборной. Когда гости наблюдали за тем, как десяток спортсменов выполняет задание, Тэлбот сказал: «Здесь плавает как минимум один будущий олимпийский чемпион и как минимум трое - рекордсмены мира».
«Кто именно?» - немедленно поинтересовался отец.
«Откуда же мне знать? - удивился Дон. - До Игр еще много времени. Но то, что кто-то из этой группы вот-вот резко прорвется наверх и поднимет планку для остальных, для меня очевидно».
Главным тренером сборной Австралии Тэлбот работает уже четвертый десяток лет. Но принципы, судя по всему, остались прежними. С одной стороны, жесточайшая дисциплина, адская работа, «сухой закон» для тренеров и подробнейший анализ даже мелких неудач, с другой - обстановка единой, очень дружной, поддерживающей друг друга семьи и явное удовольствие от совместной работы. Даже Торп, более чем кто иной загруженный собственными стартами, при каждой удобной возможности поднимался на трибуну не к родителям, сидящим по соседству со спортсменами, а туда, где размахивали австралийскими флагами свободные от выступлений пловцы его сборной.
Добавьте сюда современнейшее техническое и медицинское обеспечение, огромный штат обслуги, учитывающей малейшее пожелание подопечных, и становится ясно: не плыть в такой обстановке просто невозможно.
Кстати, тот же Клим, имея полное право отказаться от выступления из-за серьезной травмы, не допускал такого варианта в принципе: «Раз Дон сказал, что я нужен команде, я поплыву».
И что тут еще добавить? Можно только позавидовать...
|