РИСК - ПРИВИЛЕГИЯ ЧЕМПИОНОВ |
25 июля 2001
|
Фото © Александр Вильф
на снимке: Дмитрий Саутин |
К финальной части программы двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Саутин приступил, имея лучшую сумму баллов. В отличие от метрового трамплина и синхронных прыжков, где борьба в финале ведется с нуля, на трехметровой высоте разборки ведутся долгие и серьезные. Сначала все спортсмены соревнуются в предварительной серии по произвольной программе, затем 18 человек выполняют обязательные прыжки в полуфинале, и, наконец, 12 лучших по сумме двух выступлений разыгрывают медали. Причем в зачет к финальному результату идет и полуфинальный.
Так вот после полуфинала от ближайшего соперника - китайца Бо Пена - Саутина отделяли почти десять баллов. Не так много, чтобы уверенно предсказывать победу Дмитрия заранее, но достаточно, чтобы думать только о собственных прыжках. А не о том, что кого-то нужно догонять, а от кого-то уносить ноги.
Впрочем, повод занервничать появился уже после первой попытки: Бо Пен отыграл 8 баллов, и отрыв Саутина стал совсем микроскопическим.
Мотивация у 20-летнего китайца была, безусловно, выше. Сама система прыжков в воду в Китае такова, что дети, едва оказавшись в бассейне, понимают: если добьешься успеха - ты обеспечен и знаменит. На место в спортивных интернатах (их по стране множество), которое дает возможность круглогодично учиться и тренироваться на всем готовом, ежегодно претендует до сотни желающих. Отсюда высочайшая конкуренция. И редко случается, чтобы какой-либо прыгун, попав в сборную, продержался там больше одного олимпийского цикла: стоит чуть снизить результат или получить травму, тебя заживо сжирают более молодые и честолюбивые претенденты.
Поэтому практически не случается, чтобы на крупных соревнованиях китайцы оказывались не в форме. Исключения настолько редки, что они лишь подтверждают общее правило.
Для Саутина нынешний чемпионат мира стал уже третьим. Татьяна Стародубцева - тренер прыгуна- заведомо не ставила перед ним никаких задач. Исходила из того, что первым делом Дмитрию нужно привести в порядок здоровье (раз уж принято решение выступать еще четыре года до Олимпийских игр в Афинах). Саутин впервые отказался от выступления на 10-метровой вышке: продолжать прыгать с этого снаряда стало невозможно из-за серьезных хронических травм кистей рук.
А ведь именно на «десятке» российский спортсмен - единственный из всех белых прыгунов мира - был способен соперничать с представителями Китая. Нет, надо сформулировать иначе - позволял им соперничать с собой. Стародубцева как-то сказала: «Когда Дима в форме, с ним трудно соревноваться: он не делает ошибок».
Набрать нужную форму до чемпионата мира Саутин не успел - затянулся послеолимпийский курс лечения, во время которого, как в свое время сообщал «СЭ», Дмитрию вытащили из спины марлевый тампон, забытый во время операции два года назад. Так что в Фукуоке олимпийский чемпион должен был сражаться за то, чтобы отстоять свой титул на трехметровом трамплине, без привычных козырей.
К четвертому из шести прыжков Саутин вновь оторвался на 10 баллов. Правда, Бо Пена в списке преследователей сменил более опытный Ван Тяньлин. В предварительной серии он имел лучший результат за исполнение произвольной программы - 451,02, в то время как Саутин - 439,05. Основное преимущество китайца заключалось в чудовищной сложности прыжков (19,8 по сумме коэффициентов трудности против саутинских 18,7). Чтобы было нагляднее, поясню: при одинаковом по качеству исполнении и средней оценке в 9,5 балла общая сумма прыжка с коэффициентом 3,0 составляет 85,50, а с коэффициентом 3,5 - 99,75.
В ситуации, когда десяток соперников находится на пике формы (это было очевидно на тренировках), Дмитрий прекрасно понимал: даже без ошибок он вряд ли сумеет бороться за золото. И принял единственно верное решение: заменить два прыжка в произвольной программе на более сложные. При этом, соответственно, вынужден был обречь себя на больший риск.
В отличие от выступления в синхроне он не сделал ни единой ошибки. Зато занервничали соперники. Так нередко случается в ситуациях, когда лидер остается хладнокровным, несмотря на все перипетии борьбы. В заключительной попытке грубо ошибся немец Андреас Велс. Затем допустил неточность Бо Пен, и этого промаха хватило, чтобы китайского прыгуна меньше, чем на десятую долю балла, обошел японец Кен Тераучи.
Судьба золота решалась в заключительном и наиболее сложном прыжке. 86,10, полученные Ван Тяньлином, вызвали бурю восторга в расположении китайской команды. На столь напряженных соревнованиях спортсменам нечасто случается получать такие баллы. Дмитрию достаточно было получить 81 балл, чтобы выиграть. Но он остался верен себе: 89,25!
- Тяжело было, - признался Дмитрий сразу после золотого прыжка. - Третий день соревноваться приходится. К тому же в финале я усложнил два прыжка: решил бороться с китайцами всеми доступными методами.
- Беспокоил ли тот факт, что программы Бо Пена и Ван Тяньлина более сложные, чем ваша?
- Конечно. Хоть это и неприятно, но поневоле начинаешь понимать, что время идет, а ты стареешь. С каждым новым сезоном все тяжелее выдерживать нагрузки.
- Как вы себя здесь чувствовали?
- Грех жаловаться. Вот только спина все время ноет, несмотря на лечение. Особенно на сложных прыжках. Дай Бог до конца сезона дотерпеть. Завтра лечу домой, а потом - на Игры доброй воли в Брисбен.
- Были ли вы уверены в победе?
- Успокаивало то, что после полуфинала был небольшой отрыв от соперников. Надо было лишь собраться и отпрыгать - по возможности без крупных ошибок. Как видите, удалось.
|