КОРОЛЕВА, НАСЛЕДНИЦА КОРОЛЕВЫ
|
20 июля 2001
|
Фото © Александр Вильф
на снимке: Ольга Брусникина |
Такой финал, как тот, что проходил 19 июля в главном бассейне чемпионата мира, в спорте редкость. Имя чемпионки было известно заранее. Никто не допускал даже малейшей вероятности, что Ольга Брусникина может проиграть.
Хотя еще четыре года назад, когда на чемпионате мира-98 Россию представляла в соло Ольга Седакова, а вице-чемпионкой стала совсем юная Виржини Дидье, специалисты полагали, что место новой королевы в этом виде спорта займет именно француженка. Но королева сменилась в 99-м на чемпионате Европы в Стамбуле, а Виржини так и осталась второй.
Пока выступала Седакова, журналисты часто писали, что лишь предвзятость судей по отношению к России мешает ей занять лидерство в мире. Однако Брусникина как-то сказала:
- Ольга Седакова для нас была кумиром, идеалом. Я, как и она, тренировалась у Елены Полянской, и мы, малыши, смотрели на Ольгу, как на человека из другого мира. Об иностранных спортсменках тогда знали только понаслышке. Уже потом я поняла, что Россия и Ольга - далеко не первые в мире в синхронном плавании. С моей точки зрения, мы очень уступали и американкам, и канадкам. Помню, за США на Олимпийских играх в Атланте выступали две сестры-близняшки. Их композиции просто потрясали. Слаженностью, сложностью. У них никогда не было ни единого нарушения в программе. То выступление я помню до сих пор, хотя сейчас в синхронном плавании можно увидеть гораздо более сложные элементы и связки.
О новой произвольной программе Брусникиной я уже писала. В финале все в очередной раз убедились, что композиция россиянки и то, как она была исполнена, не может идти ни в какое сравнение ни с какой другой. Хотя в том же финале выступали те, кто в свое время превосходил чемпионку по всем статьям. Например, Анна Козлова. Она становилась чемпионкой Европы в дуэте с Седаковой в Шеффилде в 1993-м, где Брусникина тоже получила золото, но в группе. Затем Козлова уехала в США, и результаты медленно, но верно пошли вниз. Христина Талассиниду, выступающая в Фукуоке за Грецию, конкуренткой считаться не могла: в 1989-м она стала первой чемпионкой Европы, представлявшей СССР. В Японии 31-летняя Христина, хотя и сохранила признаки былого мастерства, из-за возраста диссонировала даже с соотечественницами в групповом выступлении.
На два оставшиеся призовых места по качеству выступления претендовали четверо. Дидье, японка Мия Тачибана, Козлова и испанка Джемма Менгуаль.
По справедливости, бронзу следовало бы вручить последней. Но это было бы слишком сильным ударом по консервативным устоям синхронного плавания. Рассуждали, видимо, так: Тачибана была бронзовым призером еще в Перте четыре года назад, да и выступает в родных стенах. Козлова - тоже ветеран, к тому же американский. Свежи еще в памяти времена, когда именно Америка диктовала порядки в синхроне. Менгуаль же совсем молода, еще дождется своей очереди. Может, кстати, ту же Брусникину сменит.
Ольгу, кстати, однажды спросили, знает ли она, кто именно придет ей на смену.
- Честно говоря, об этом никогда не задумывалась. И пока не хочу, - ответила она.
Гораздо больше, чем комментарии Брусникиной по собственному выступлению, журналистов интересовал вопрос, с кем она намерена выступать в следующем году в дуэте.
- Это пока секрет, - засмеялась тренер чемпионки Елена Полянская. - Но в дуэте Оля соревноваться обязательно будет.
Наблюдая за солистками в финале, было ужасно обидно сознавать, что соло - не олимпийская дисциплина. Те, от кого в свое время зависела судьба вида, рассуждали буквально: выступление одной спортсменки не может подходить под определение «синхронное». А значит, и лоббировать интересы солисток нечего.
Олимпийские игры - та причина, по которой сильнейшая синхронистка мира очень скоро начнет выбирать себе новую партнершу. Можно только догадываться, насколько тяжелым это будет для тех, кто составляет российский дуэт в Фукуоке. Брусникиной это известно по личному опыту. В свое время, еще на юниорских соревнованиях, она выступала с Юлей Панкратовой. Потом партнерша выступать закончила, и нужно было срочно искать новую. Именно тогда Брусникина впервые попробовала работать в паре с Машей Киселевой. А за год до чемпионата мира в Перте к девушкам, вернувшись из Швейцарии, присоединилась Седакова.
- Тогда я испытала довольно неприятное чувство, - вспоминала Брусникина. - Все-таки мы столько времени проработали с Машей, приспособились друг к другу, стали чемпионками Европы в Севилье в 1997-м. С другой стороны, с Ольгой мы тренировались у одного тренера, имели одинаковую технику, во многом прошли одну и ту же школу, поэтому было интересно, как у нас получится. Но проблем возникло множество. Ольга в то время тренировалась и работала в швейцарском клубе и, естественно, постоянно находиться в Москве не могла. Хотя, когда приезжала на сборы, тренировалась очень много. Но все равно было страшно. И очень жалко собственных усилий: а вдруг она не успеет подготовиться так, чтобы выиграть? Знаете, после тренировки, даже если что-то не получается, всегда думаешь: «Ну, ничего страшного: завтра приду, и все будет нормально». А тогда я приходила на тренировку и видела, что у нас с Ольгой снова появляются те же ошибки, которым нет конца. Раздражало и то, что я понимала: работать по большому счету мне все равно предстоит с Машей. А с Ольгой - так, временно.
- Но ведь в Перте вы выступали втроем?
- Да. С Машей - в короткой программе, с Ольгой - в произвольной. Она очень хотела уйти из спорта чемпионкой мира. Ведь столько лет работала для того, чтобы пробиться к этому золоту...
Уход из спорта Киселевой Брусникина пережила спокойно:
- Я знала о ее решении заранее, понимала, что Маше тяжелее заставить себя остаться еще на один цикл - все-таки она на четыре года старше меня. Но будущая работа с новой партнершей не пугает. Мне еще не надоело выступать.
- К российским спортсменкам в синхронном плавании все сейчас относятся как к безусловным лидерам, у которых - по крайней мере на европейском уровне - выиграть невозможно. Но ведь в воде на протяжении программы существует миллион возможностей ошибиться. Как удается избегать ошибок?
- Работать надо. Помногу, каждый день, до полного автоматизма движений. В соло полегче - там в случае чего можно сымпровизировать. Когда выступаешь с партнером, то с самого начала надо стремиться к тому, чтобы не просто заучивать движения, но делать это точно так же, как напарник. Бывает очень тяжело. Иногда от усталости перестаешь контролировать себя. Вот тогда и спасает автоматизм движений. Автопилот.
- Наверное, тяжелее всего работать на длительной задержке дыхания?
- Самое трудное - идеально держать быстрый темп, что сейчас необычайно ценится. Это опять же идет от техники. Оттого, как хорошо спортсмен владеет «школой».
- Каким образом, находясь вниз головой в воде, вы чувствуете, насколько вертикальна та или иная линия?
- Для нас «вниз головой в воде» - нормальное состояние. Вы же чувствуете равновесие, стоя на полу? Так и мы в воде. Главное - привыкнуть. А я уже 13 лет в «перевернутом» состоянии живу.
- Что вы считаете самым большим недостатком вашего чисто женского вида спорта?
- Непосильную физическую нагрузку. Это накладывает отпечаток на все - на характер, на здоровье. Проводить в воде (иногда - не очень теплой) по шесть часов в день - не самое полезное для женского организма занятие.
- Столь тяжелые тренировки мешают личной жизни?
- Конечно, нелегко сидеть на сборах без близкого человека по месяцу-два. А что делать? Работа такая...
|