РУССКИЙ ШТОРМ В ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской. На снимке эстафетная четверка России
|
11 июля 2000
6 золотых медалей в плавании, 7 из 10 возможных в прыжках в воду, 3 из трех в синхронном плавании - блестящий результат, какого на чемпионатах Европы не было уже много лет. Таков итог выступлений в Хельсинки российской команды.
Геннадий Турецкий - тренер 4-кратного олимпийского чемпиона и уже 19-кратного чемпиона Европы Александра Попова - позвонил в пресс-центр. Узнав воскресные результаты и приняв поздравления, сказал: «Больше всего меня радует то, что за последние два месяца Саша не просто решил все тактические задачи, но и добавил к ним хорошую скорость. Тем не менее все эти результаты для нас промежуточные. Вот теперь начнем работать...»
В Хельсинки Попов вернул России и себе лично все звания, утерянные год назад на первенстве континента в Стамбуле. Так наводит порядок в доме хозяин, вернувшийся после долгого отсутствия. И самое большое моральное удовлетворение спортсмен получил, пожалуй, от заключительной комбинированной эстафеты 4х100 м.
КАК РОЖДАЕТСЯ КОМАНДА
На бортике перед стартом Владислав Аминов, Дмитрий Чернышев и Дмитрий Коморников выглядели мальчишками. А через несколько минут пришли в пресс-центр с видом взрослых мужиков, осиливших тяжелую и почетную работу. Рассчитывала ли Россия на эту победу? Можно сказать, да, если учесть, что сам чемпионат оказался довольно специфическим, менее напряженным, чем обычно. С другой стороны, в нашей сборной к заключительному дню что-то неуловимо изменилось. В отличие от многих предыдущих соревнований спортсмены не выглядели задерганными и неуверенными в себе. Каждый четко знал свой маневр. Во многом, как выяснилось, благодаря лидеру.
- Саша перед стартом четко объяснил нам, что не надо ничего бояться, - сказал Чернышев. - Сделал это в довольно жесткой форме, но все поняли: каждый должен выполнить конкретную задачу. Для меня она заключалась в том, чтобы проплыть свой этап баттерфляем не хуже, чем утром. Тогда, кстати, я не надеялся, что буду стартовать в финале. Баттерфляй, в общем-то, не моя специализация. Но показал на удивление высокий результат. Обрадовался, естественно, что тренеры приняли решение оставить меня в составе. И проплыл еще быстрее - за 52,91. Очень боялся подвести ребят.
На первом и наиболее важном этапе на Аминова тоже возлагалась задача-максимум: начать первую половину хотя бы на полкорпуса быстрее украинского спиниста Владимира Николайчука и постараться удержать преимущество до передачи эстафеты. Непросто, если учесть, что в личном финале на 100-метровке украинец был вторым, а Аминов вовсе не попал в решающий заплыв. Но получилось.
- Я, естественно, был расстроен первым выступлением, - сказал Влад. - Но, поговорив с Поповым, успокоился и почувствовал абсолютную уверенность в том, что у меня все получится.
Финишировал он с результатом 55,89. Николайчук показал 56,10.
На следующем отрезке Коморникову надо было постараться выплыть из 1.02. Он финишировал через 1.01,98. Вот и получилось, что к моменту старта самого Попова россияне лидировали, выигрывая у шведов 0,53. Разрыв вполне достаточный для того, чтобы олимпийский чемпион, только что выигравший золото на 50-метровке вольным стилем, плыл совершенно не напрягаясь. Что, кстати, не помешало ему показать наиболее высокий результат среди всех участников кролевого этапа - 48,51.
- Настраивался я, как всегда, на жесткую борьбу, - сказал Александр после финиша. - Был немало удивлен тем, что в финал не попали немцы и голландцы. Но от шведов, финнов и украинцев тоже можно было ждать сюрпризов. Но ребята молодцы, никто не дрогнул.
Насколько важно психологическое состояние перед стартом, можно было понять и по выступлению на чемпионате Нины Живаневской, рекорды России которой в плавании на спине, несмотря на то что Нина уже три с лишним года живет в Испании и выступала в Хельсинки за эту страну, держатся до сих пор. В некоторых закулисных разговорах проскальзывало, что, мол, Испания по гроб жизни должна быть благодарна России за готового лидера. Но как не вспомнить, в каком подавленном состоянии покидала Нина родину в 97-м. Постоянные конфликты российской федерации плавания с тренером спортсменки Андреем Зеленяевым били и по ее психике.
Вряд ли было случайным то, что, будучи сильнейшей в стране, Живаневская не одержала ни одной значимой победы на международном уровне, а выражение затравленности в ее глазах стало уже привычным. Плавать, уезжая, она не хотела вовсе. Но неожиданно расцвела, почувствовав себя свободной, любимой, уважаемой и способной на все, что угодно. В итоге - 3 высшие награды в Хельсинки. Которые могли бы быть российскими.
Наверное, в общем успехе нашей сборной сыграло свою роль и то, что от нее по большому счету ничего не ждали. Так, проходной старт. Главный тренер команды Виктор Авдиенко, отказавшийся от поездки в Хельсинки, даже не счел нужным приехать в аэропорт проводить спортсменов.
Вот и получается, что в очередной раз победа (по количеству золотых наград российская сборная разделила первое командное место со Швецией, уступив, правда, по числу прочих медалей 7:10) одержана не благодаря, а вопреки.
|