Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 2000 - Хельсинки (Финляндия)
ВТОРАЯ ПОБЕДА СПУСТЯ 7 ЛЕТ
Светлана Тимошинина

Фото из архива Елены Вайцеховской. На снимке Светлана Тимошинина

6 июля 2000

5 июля коллекцию наград российских прыгунов в воду пополнила еще одна золотая медаль. Светлана Тимошинина выиграла состязания на 10-метровой вышке. В плавании, как и ожидалось, чемпионом Европы уже в 17-й раз стал Александр Попов.

Серебро в синхронных прыжках Дмитрия Саутина и Александра Доброскока на 3-метровом трамплине, завоеванное днем ранее, стало, безусловно, не менее значительным достижением. Ведь вместе спортсмены тренировались не более двух месяцев. Естественно, Саутину приходилось умерять мощь своих прыжков, чтобы не разойтись с напарником в амплитуде, но тем не менее прогресс новой пары налицо. Дмитрий после отборочного российского чемпионата в основном занимался тем, что проходил обследование в клинике и залечивал старые травмы, поэтому был вполне доволен результатом.

Однако золото Светланы Тимошининой, конечно же, весомее. Она уже становилась чемпионкой континента в 93-м, когда выступала под девичьей фамилией Хохлова. Кстати, общий уровень европейских прыжков с вышки за последние годы снизился. Один лишь пример: в 74-м на первенстве Европы в Вене победительницей с результатом 408,87 балла стала шведка Ульрика Кнапе. Тогда спортсменки исполняли 8 прыжков. Сейчас 9. Но после восьми лидеры - немка Уте Ветциг, Тимошинина и Елена Жупина имели соответственно 413,73, 412,14 и 410,16. Разницы, как видите, почти нет, хотя по сложности та более чем 25-летней давности программа Кнапе значительно уступала нынешним.

Понимая это, Тимошинина сказала на пресс-конференции, что шансов на медали в Сиднее при таком выступлении у нее не будет никаких. Скорее, удастся зацепить награду в синхронных прыжках - там проще. Хотя бы потому, что в индивидуальном виде спортсменки обязаны выполнять произвольные прыжки разных классов, а в синхроне могут любые. То есть легче составить программу из наиболее выигрышных комбинаций.

Судьбу золота в Хельсинки решила заключительная попытка. К этому моменту Тимошининой удалось отыграть у Ветциг 6 баллов, потерянных в полуфинале на обязательных прыжках. Комбинации трех главных претенденток на золото были абсолютно идентичны. Вывести кого-то вперед могло лишь исполнение.

Немку подвели нервы. Жупину тоже. Впрочем, ни та, ни другая особенно не расстроились. «Конечно, каждый стремится выиграть, даже когда не в лучшей форме, - заметила чемпионка мира Жупина. - Но и бронзовые медали на полу не валяются. Лично я думаю только об Играх. И вполне довольна тем, как складывается моя подготовка к ним».

На чемпионате мира Жупина вселила оптимизм в души многих прыгунов. Многие годы было принято считать, что на столь высоком уровне фавориты неизменны - представители Китая. Оказалось, что все обстоит несколько иначе. Другое дело, что в Китае прыжки в воду уже много лет считаются приоритетным видом спорта. В этой стране множество тренировочных центров, сборной создаются любые условия для подготовки. А та же Жупина, например, вообще не сумела подготовиться в прошлом году к суперфиналу «Гран-при»: в самый неподходящий момент бассейн в Запорожье закрылся на ремонт. Но повезло в этом сезоне: Жупину и ее тренера Татьяну Турову вместе с другими учениками взял под спонсорское крыло запорожский комбинат «Моторсiч», предоставив в распоряжение олимпийцев прекрасную тренировочную базу.

Россиянам в этом отношении всегда было полегче. Однако проблем в олимпийском сезоне у них тоже с лихвой. В частности, Тимошининой и Ольшевской пришлось принимать участие практически во всех этапах «Гран-при», не имея отдыха. И к середине лета начались травмы. В Хельсинки у обеих спортсменок заболели руки: 10 метров - высота серьезная. Сначала помогал врач команды по синхронному плаванию. Потом синхронистки уехали, и прыгунов стали выручать пловцы. Как бы то ни было, вчера и Тимошинина, и Ольшевская сделали все, что могли. Каким другим способом атлет способен отблагодарить тех, кто вкладывал в них силы?

УБИЙСТВЕННЫЙ ЗАПЛЫВ

Главные события на 100-метровке вольным стилем у мужчин начались во вторник вечером. Кульминация наступила в тот момент, когда результаты первого полуфинала на электронном табло сменила картинка: бледное до синевы лицо и глаза, полные растерянности и ужаса. Лицо Питера ван ден Хугенбанда. Камера, словно издеваясь, медленно увеличила изображение, сфокусировавшись на остекленевшем взгляде. Рядом на трибуне, забитой участниками, тихо заплакала девчушка в голландской форме. Питера было действительно жаль до слез. В конце концов, он был совершенно не виноват в том, что произошло минутой раньше под сводами «Мяккелянринне».

Произошло же следующее: из супермена, сокрушившего великого Попова год назад на чемпионате Европы в Стамбуле (как писало большинство голландских газет - «раз и навсегда»), ван ден Хугенбанд еще до выхода на старт превратился в самого обычного пловца, которому в прошлом году просто посчастливилось быть в форме в тот момент, когда Попов по стечению обстоятельств оказался слабее. Дело даже не в результате, который в первом полуфинале показал российский спринтер. А в том, как это было сделано.

Между прочим, Хугенбанд проплыл в Стамбуле ненамного хуже - за 48,47. Тогда многие спортивные издания, которым надоела гегемония русского пловца, напоминали, что Попов, установив рекорд мира в 94-м (48,21), ни разу за следующие пять лет не смог выйти на рекордный уровень. Между строк читалось: рекорд-то случайный. И кому как не Питеру - молодому, агрессивному и полному сил - суждено стать новым королем спринта?..

В Стамбуле даже очень доброжелательно настроенные люди, делавшие скидку на все невзгоды и травмы, которые преследовали Попова после Игр в Атланте, не верили, что в Сиднее спортсмен сумеет претендовать на медали. В 27 лет в плавании не прогрессируют. До вчерашнего дня такая точка зрения была почти аксиомой.

Ну а Питеру журналисты сослужили неважную службу. Вознесенный в одночасье до небес, он сказал в одном из телеинтервью после победы над четырехкратным олимпийским чемпионом: «Я не боюсь Попова. И никогда не считал его непобедимым!».

С чувством собственной непобедимости ван ден Хугенбанд жил почти год. В полуфинал на 100-метровке он, кстати, попал первым (50,08). Однако еще утром многие заподозрили неладное. Потому что Попов устроил в своем предварительном заплыве театр одного актера. Сначала засиделся на старте. Потом долго скользил по воде без движения, словно забыл, что, собственно, должен делать в воде. Поплыл, затягивая гребки, примерно на корпус отставая от остальных семи участников. Кажется, даже поднял голову перед поворотом, чтобы посмотреть, где стенка. Повернул к финишу... А на последних 15 метрах включил ноги - и финишировал четвертым с результатом 50,46. Ошалевшим журналистам мило улыбнулся: «Я просто хотел попасть в первом полуфинале на крайнюю дорожку...».

Вторая серия российско-голландского триллера началась на пресс-конференции спринтеров. Попов был мил, улыбчив и обаятелен: «Рекорд мира? У меня нет задачи его побить. Я просто готовлюсь к Играм. О результате там пока не думаю. Главное ведь на Играх что? Участие. Чего ждать в Хельсинки? Право, не знаю. Может, победы Питера. Ты, кстати, как себя чувствуешь, Питер?».

Ну а в полуфинале все точки над i были расставлены. Попов, плывущий по крайней дорожке, не обращал внимания ни на кого, словно решал свои собственные, не зависящие от соперников задачи. И финишировал на полтора корпуса впереди ближайшего преследователи. Время - 48,34 - лишь на 0,13 хуже мирового рекорда.

Реакция журналистов была единой: «Это плавание другого уровня. Фантастика!». Заметили они и другое. Когда в следующем заплыве судья-информатор объявил ван ден Хугенбанда, Александр оказался единственным из спортсменов, кто зааплодировал. И в этом не было ни тени рисовки - только искреннее уважение. А то, что в финал Питер вышел с шестым результатом - 49,89, так с кем не бывает...

Хотел ли Попов побить мировой рекорд? Я видела факс, присланный в Хельсинки его тренером Геннадием Турецким. Рекорд не планировался. Установка была - плыть, как получится. Старт, как и утром, не был быстрым, поворотом Попов тоже остался недоволен. Однако заметил, что не особо устал, хотя явно замедлил ход на последних метрах дистанции.

Третьим вышел в финал второй российский спортсмен Денис Пиманков - 49,79.

Ну а в финале Попов остался верен себе. Удовлетворившись тем, что вернул себе накануне рекорд чемпионатов Европы, который до этого принадлежал ван ден Хутенбанду, он плыл лишь на победу, не желая, видимо, лишний раз натаскивать соперников на доступных ему скоростях.

ПАНКРАТОВ В ФИНАЛ НЕ ПОПАЛ

В среду утром программу-минимум выполнил двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов, попав в полуфинал. Бриться для повышения скорости пловец не стал принципиально: «Я не должен создавать себе комфортных условий для борьбы». Соответственно и плыл Денис гораздо тяжелее, чем на отборочном чемпионате в Москве. В полуфинале он пошел на риск, решив сразу оторваться от противников как можно дальше. Лидировал 175 м , но на финиш не хватило сил 2.00,57. Это пятый результат в заплыве и десятый в итоге.

Зато возглавил список финалистов чемпион России Анатолий Поляков - 1.58,52. Столь же обнадеживающе развивались события на 200-метровке брассом. Утром быстрее всех проплыл Дмитрий Коморников - 2.15,60. Андрей Иванов показал четвертый результат 2.16,84. В полуфинале вечером Коморников уверенно выиграл свой заплыв с лучшим временем дня - 2.15,41, а вот Иванову, как и Панкратову, не хватило нескольких сотых, чтобы войти в восьмерку - 2.16,66.

Неудачным оказался вторник для наших девушек. Полуфинальный барьер не смогли преодолеть ни Марина Чепуркова( 100 м в/с - 57,17), ни Елена Богомазова ( 100 м брасс - 1.12,28). Наталья Сутягина была восьмой на дистанции 50 м баттерфляем, причем ее результат оказался значительно хуже, чем в предварительном и полуфинальном заплывах.

Наиболее неожиданной стала победа на 200-метровке на спине Нины Живаневской, выступающей за Испанию. Две недели назад спортсменка пережила стресс: за транспортировку наркотиков был арестован ее тренер Сисел Рассел. В Хельсинки Нина приехала одна, к тому же она не так часто выступала на дистанции 200 м , чтобы рассчитывать на успех. Но в финале сумела оторваться от соперниц больше чем на два корпуса.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru