Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 2000 - Хельсинки (Финляндия)

НАШИ ПРЫГУНЫ УЖЕ С МЕДАЛЯМИ. ПОКА - С СЕРЕБРЯНЫМИ

Андреас Меш

Фото из архива Елены Вайцеховской. На снимке - Андреас Меш

4 июля 2000

В первых двух видах прыжковой программы - на однометровом трамплине у мужчин и синхронных прыжках с десятиметровой вышки у женщин россияне завоевали серебряные медали. Золото досталось представителям Германии. Причем наши спортсмены уступили совсем немного: москвич Дмитрий Байбаков проиграл Андреасу Мешу восемь баллов, а чемпионкам Европы-99 Евгении Ольшевской и Светлане Тимошининой не хватило 2,85, чтобы обойти Анке Пипер и Уте Ветциг.

МЕТР - ВЫСОТА НЕСЕРЬЕЗНАЯ

Байбаков вполне мог бороться за золото. К этому, собственно, и шло: до четвертого произвольного прыжка (всего в программе их шесть) Дмитрий уверенно лидировал. Он дебютировал в сборной два года назад на Кубке Европы и сразу же добился победы. Потом выступал во многих соревнованиях, в том числе и на Играх доброй воли в дуэте с Алексеем Ильиным. Тогда россияне завоевали серебро, но вскоре Ильин решил закончить со спортом. Байбаков же продолжил работу с прежним тренером Владимиром Рулевым, однако главную задачу - отобраться в олимпийскую команду - не выполнил. Поэтому выступление в Хельсинки было последним шансом хоть как-то обратить на себя внимание.

Назвать серебряную медаль прыгуна большим успехом сложно. «Метр» - снаряд неолимпийский, непопулярный и непредсказуемый. Не случайно за всю историю присутствия этого вида в программе чемпионатов Европы и мира среди победителей и призеров оказывались порой совершенно неизвестные и не самые выдающиеся прыгуны. Кроме того, в Финляндии Дмитрий неожиданно «завалил» одну из комбинаций, которую на тренировках выполнял уверенно и стабильно. На этой ошибке он потерял минимум два десятка баллов. Так что винить в поражении ему было совершенно некого.

В ходе соревнований (не секрет, что однометровый трамплин - снаряд наименее интересный для зрителей) на трибуне разгорелась занимательная дискуссия среди тренеров. В частности, о том, что пора кардинально менять правила. Например, поднять «маленький» трамплин хотя бы на полутораметровую высоту, чтобы сделать его более зрелищным и привлекательным для телевидения. Технически это несложно. Зато если действительно удастся убедить Международную федерацию плавания в необходимости перемен, это сразу сделает «метр» более сложным. Нынешняя же высота в сочетании с суперсовременными трамплинами, похоже, изжила себя даже чисто технически: некоторые спортсмены прогибают доску до такой степени, что она шлепает об воду, снижая эффективность прыжка.

МАРАФОН В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Погода в воскресенье и понедельник совсем испортилась, что стало главной причиной всех проблем в плавании на 25 км . Француз Стефан Лекат, ставший победителем в заплыве мужчин, первым делом подчеркнул: «Я готовился к чемпионату исключительно в холодной воде. Это очень неприятно, но другого выхода нет - только так можно заставить организм быстро приспосабливаться к экстремальным условиям. Вода в Финляндии даже не показалась мне особенно холодной. Естественно, трудности были, но, судя по результату, я с ними справился».

На самом деле Леката чуть было не «съел» на финише испанец Давид Меса. На отметке в 20 километров он отставал от француза почти на 40 секунд, а проиграл в итоге всего 6. Причем Меса честно признался, что по ходу дистанции испытывал и судороги, и нечеловеческую усталость, а порой впадал в почти сомнамбулическое состояние от переохлаждения.

Не так давно, когда «открытого» плавания еще не было в программах чемпионатов мира и Европы, сами марафонцы считали главным не столько победить, сколько достойно доплыть до финиша. Гонка на Сулвалле заставила вспомнить о тех временах - лишь 14 пловцов из 22 сумели пройти дистанцию до конца. В их числе был и российский марафонец Антон Саначев, финишировавший с девятым (и очень неплохим - 5:22.35,2) результатом. Евгению Кошкарову удалось преодолеть только 15 км . Дело здесь не в слабости среди сошедших в воскресенье были такие признанные корифеи дальних проплывов, как итальянец Клаудио Гаргаро, немец Андреас Маурер, француз Эммануэль Пуассье.

Российским парням пришлось нелегко еще и потому, что среди них не было лидера двукратного чемпиона мира Алексея Акатьева. Он довольно серьезно готовился к сезону, однако посчитал, что не успевает набрать необходимую форму. Во-первых, Акатьев тренировался в основном в бассейне и выступал на чемпионате России на дистанции 1500 метров , где занял 4-е место. Во-вторых, много времени отнимали домашние проблемы - 20 июня у Алексея родился сын. В-третьих, определенный психологический стресс вызвала у пловца болезнь тренера - во время чемпионата России Сергей Кустов попал в реанимацию с обширным инфарктом.

Я отнюдь не пытаюсь найти оправдание ни пятому результату Акатьева на пятикилометровой дистанции, ни командному выступлению в целом. Но как не вспомнить, что на своем первом чемпионате мира в Италии Акатьев чудом зацепился за третье место, хотя тогда разница между первым и десятым результатами составляла более часа. В Финляндии же десятое время было всего на 19 минут слабее чемпионского. То есть конкуренция - как у мужчин, так и у женщин - выросла многократно. Если бы не помощь компании «Роснефть», благодаря которой российские пловцы в этом сезоне получили возможность регулярно выступать на этапах Кубка мира (до этого года даже Акатьев не участвовал в таких соревнованиях ни разу), про этот вид плавания в России можно было бы забыть навсегда. Сейчас же наши спортсмены имеют все возможности для того, чтобы соревноваться с лидерами на равных, а это уже немало. Тем более что главный старт у пловцов-дальнобойщиков пройдет лишь в ноябре - на чемпионате мира в Гонолулу. И можно быть заранее уверенным, что холодной воды там не будет.

ГЛАВНОЕ - ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

Победу в 25-километровом марафоне немки Пегги Бюхсе спонсирующая команду Германии фирма «Арена» без зазрения совести записала на свой счет - мол, спортсменке помог новый купальник-комбинезон. Кстати, в понедельник «Арена» провела официальную презентацию новинки. Главным секретом создатели назвали ткань Power Skin , которая практически не пропитывается водой. Вес цельного мужского костюма - всего 105 граммов . Намокая, он становится лишь на 25 граммов тяжелее, в то время как все остальные купальники и плавки (в том числе и Fast Skin фирмы Speedo ) прибавляют в весе на целых 75 процентов.

В целом это мероприятие напоминало мартовскую презентацию в Афинах, где свою продукцию представляла Speedo . Журналисты откровенно подшучивали над новинками, утверждая, что качества скоростного костюма зависят исключительно от начинки. То есть от пловца. Хорошему комбинезон ни к чему, а плохому - не поможет. И все же, на мой взгляд, представителям «Арены» удалось одержать моральную победу над конкурентами. Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов, отказавшись от комбинезона вообще, нанес ощутимый удар по самолюбию своих спонсоров, однако те сориентировались мгновенно - в понедельник на презентации говорили не столько о замечательных скоростных качествах новой продукции, сколько о том, что в отличие от Speedo «Арена» приготовила целый ассортимент плавательной экипировки из новой ткани. Вместо какой-то одной модели - свобода выбора. И пусть Попов предпочел обычные плавки, но ведь они сделаны под маркой Power Skin !

Не знаю, сыграли свою роль комбинезоны или нет, но российская эстафетная четверка, где новинку опробовал чемпион России Андрей Капралов, в заплыве на 4х100 м вольным стилем вошла в финал с лучшим результатом дня. Никому из спортсменов, правда, не удалось проплыть стометровку быстрее 50 секунд. И все-таки результат вселял в россиян пусть кратковременную, но гордость.

В полуфинал в первый день из наших не удалось попасть лишь Евгению Алешину в заплыве на 100 метров на спине. Зато состоялся первый на чемпионате рекорд России - его установила Наталья Сутягина, проплыв 50 метров баттерфляем за 29,40 (прежнее достижение принадлежало Инне Яицкой-29,41). В этом же виде программы у мужчин публика особенно пристально следила за выступлениями голландца Питера ван ден Хугенбанда и англичанина Марка Фостера - прежде всего потому, что они являются основными конкурентами Попова в спринте. Естественно, делать выводы на основании одного заплыва другим стилем рано. Однако многие отметили, что голландец плыл довольно тяжело (он финишировал с третьим результатом), а англичанин и вовсе едва зацепился за место в полуфинале. Кстати, когда накануне я встретила Фостера в бассейне, он предельно лаконично прокомментировал рекордное выступление Попова в Москве: «Я в шоке!».

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru