|
Фото © Александр Вильф |
Желающих принять у себя Олимпиады и крупнейшие чемпионаты год от года становится все больше. При этом забывают: получить соревнования - это лишь малая часть дела. Главное - по-настоящему организовать их.
В первый же день чемпионата Европы-1999 по плаванию случилось ЧП.
Автобус, по расписанию отправлявшийся ровно в 14.00, ушел на восемь минут раньше положенного срока, оставив финалистов на пороге гостиницы.
«Следующий будет всего через полчаса, - мило улыбнулся подошедшему руководителю команды турецкий юноша-волонтер. И тут же поправился: - Должен быть. Почти все уже уехали, и я не знаю…»
«Какого черта ты здесь сидишь с рацией, если ничего не знаешь? - взорвался тренер. - Это же спортсмены, им выступать надо, для них опоздание на полчаса смерти подобно - разогреться не успеют! Если через две минуты не будет автобуса, я лично прослежу, чтобы ноги твоей здесь больше не было!»
Автобус, случайно перехваченный по рации, вернулся минут через пять. Он уже отъезжал - на этот раз со спортсменами, когда из дверей отеля вновь выскочил волонтер. «Меня зовут Ролан, - плачуще кричал он вслед. - Ролан! Сообщите в оргкомитет! Пусть меня выгонят! Я не могу больше…»
Когда машина выбралась на трассу из закоулков торгового квартала, стало ясно, что опоздания все равно не миновать: водитель не разгонялся быстрее сорока километров в час, а на светофорах тормозил ручником.
Впрочем, эта поездка была гораздо приятнее той, что выпала на долю журналистов днем ранее: на протяжении пятидесяти километров от Стамбула до Кумбургаса, где проводились заплывы марафонцев, водитель официального автобуса на бешеной скорости с явным удовольствием оттирал боком цивильные колымаги соотечественников (многое видавшие на своем веку репортеры едва успевали перевести дух), а под занавес воткнулся в бампер полицейской машины сопровождения, без тени смущения приветственно помахав рукой обалдевшему офицеру за баранкой легковушки: «Свои!..»
Еще за три месяца до чемпионата Европы вопрос о месте его проведения оставался открытым. Представители многих стран не скрывали, что к Турции, как стране - организатору соревнований, относятся негативно:тамошняя внутриполитическая ситуация, волнения курдов никак не способствовали душевному равновесию потенциальных участников турнира. Тогда же (точнее - на чемпионате мира в Гонконге) с подачи спортивного руководства Германии была предложена альтернатива: провести европейское первенство в Мюнхене или Вене.
«Вы что, правда боитесь?» - спросила я в Гонконге знакомого немецкого тренера. «Как тебе сказать, - пожал он плечами. - Дело, конечно, не в курдах. Просто, сами знаете, есть страны, в которых хорошей организации не жди - бардак обеспечен. Поэтому и ехать туда не хочется».
До серьезных дискуссий тогда не дошло. Несмотря на угрозу немецкой команды бойкотировать Стамбул, руководители Европейской лиги плавания (ЛЕН) распространили по миру пресс-релиз, в котором клятвенно заверяли: безопасность на чемпионате Европы будет стопроцентной.
О такой мелочи, как организация соревнований, не упоминалось вообще.
ДЕНЬГИ ВПЕРЕД!
Мероприятие подобного ранга было нужно Турции до зарезу. Для того чтобы в ближайшем будущем выставить свою кандидатуру на проведение летних Олимпийских игр.
До 1984 года Игры для стран-хозяев были, пожалуй, лишь делом престижа и отличной возможностью дать мощный толчок развитию спорта в целом. Олимпиада в Лос-Анджелесе стала переломной: доказала, что при грамотной постановке дела главные соревнования современности способны приносить сумасшедшие прибыли всем, кто так или иначе участвует в их организации. Поэтому и драки за право проведения Олимпиад вышли на новый уровень. Чего стоит недавний скандал мирового масштаба,
связанный с тем, что члены МОК получали от городов-кандидатов взятки.
Казалось бы, Игры-96, проводившиеся в год столетия современных Олимпиад, по справедливости должны состояться в Афинах - там, где, собственно, и родилась традиция. Но на выборах победила американская Атланта – столица штата Джорджия. Поговаривали, что виной всему деньги, ведь именно в Атланте расположены штаб-квартиры «Кока-Колы» и телегиганта TBS. Итог известен: все, кто был причастен к Играм-96, до сих пор вспоминают их с содроганием.
Все призывы МОК к оргкомитету с просьбами хоть как-то ограничить в дни Игр количество частного транспорта на улицах наталкивались на железобетонный ответ: «Мы не можем посягать на права американского народа!» В итоге работа транспортной системы то и дело блокировалась, хотя и без того была организована чудовищно. Например, чтобы попасть из пресс-центра в бассейн (три минуты и семь долларов на такси), нужно было в течение сорока минут добираться до главного транспортного узла, делать пересадку (если повезет – в течение 10-15 минут) и ехать еще сорок минут в обратном направлении. Как-то последний по расписанию, почти полуночный автобус с прессой подхватил, едва отъехав от стадиона, пяток местных зрителей - и отправился развозить их по станциям метро. На возмущение журналистов от толстенной черной американки-драйвера последовал ставший привычным ответ: «Это – американские граждане. А мы - на американской земле!» Когда же скандал в салоне вспыхнул по полной программе, водительша спокойно заглушила мотор на перекрестке, открыла переднюю дверь, достала из бардачка пару гамбургеров и со словами «Надоели вы мне все…» ушла в ночь.
Волонтеры информационных служб в Атланте не могли связно ответить ни на один вопрос. «Зачем вам понадобилась эта работа?» - не выдержала я как-то в гимнастическом зале. «Почему нет? - искренне удивилась собеседница, необъятным обликом как две капли воды напоминавшая уже упомянутую мною даму за рулем. - Во-первых, дали форму. Во-вторых, я с утра до вечера бесплатно смотрю гимнастику. Знаете ли, нравится. Вы видели, кстати, сколько у меня автографов на бейсболке? Кормят, опять же, три раза в день бесплатно. Где взять протоколы? Ну, я, право, не совсем в курсе. Может быть, вам стоит
спросить где-нибудь там, на улице? Там есть палаточка, из которой вроде бы носят бумажки…»
МАНЬЯНА
В начале 1994 года знакомый итальянский журналист Камилло Каметти сообщил мне, что назначен директором пресс-службы чемпионата мира по водным видам спорта, который должен был проводиться в Риме. Но на поздравления Каметти озабоченно ответил: «Боюсь, будет много проблем. Итальянцы и организация очень плохо совместимы».
«Но ты же сам итальянец!» - удивилась я. «Я - с севера, из Вероны, - деловито объяснил Каметти. - К сожалению, южане, - горько вздохнул он, - совсем другой народ».
Пришел сентябрь, и в первый же день римского чемпионата я вспомнила эти слова. Из-за неполадок в телефонной сети портативные компьютеры не работали в пресс-центре даже у американцев, у которых они почему-то всегда работают как часы. Когда же я пошла по «стрелкам» предусмотрительно развешенных объявлений, суливших журналистам пишущие машинки на всех языках мира, то в результате уперлась в запертую дверь. «Не волнуйтесь, - мило объяснила девушка-секретарь. - Джузеппе уехал на пару дней
- у его родственника свадьба. Но в понедельник (разговор случился в пятницу) он обязательно появится. В крайнем случае - во вторник к обеду…»
К понедельнику я уже наловчилась быстро и убористо писать от руки (репортеру, привыкшему печатать, делать это, поверьте, крайне мучительно) и лихо материлась на полудюжине иностранных языков, включая итальянский. Это, как ни странно, давало куда больше результатов, чем вежливые английские расспросы. Злиться по-настоящему уже не было сил. Почему-то часто вспоминался давний, спортивных времен диалог на одной из тренировочных баз Армении с директором комплекса - милейшим, заботливым и самозабвенно любящим спорт человеком: «Константин-джан, свет в бане есть?» - «Есть, есть… Завтра будет…»
Спросите любого спортивного журналиста - и он с ходу назовет штук десять стран, где соревнования, которые он освещал, были организованы самым безобразным образом. Не секрет, к примеру, что полной неразберихой при проведении турниров даже самого высокого уровня отличаются латиноамериканцы, любимое словечко которых «маньяна» - то есть «завтра». Более того, это слово или его аналог можно смело назвать девизом соревнований в большинстве южных (а уж испаноговорящих - непременно) стран.
Собственно, все в жизни относительно. Организационное разгильдяйство южных народов не так уж противоречит широкой душе русского человека. Немыслимо представить, к примеру, гостиничного портье в Германии или Австрии, раскурочившего среди ночи за пару долларов (а то и просто под хороший разговор) всю телефонно-компьютерную систему отеля, потому что корреспонденту до зарезу нужен свободный«хвост» телефонного провода, чтобы воткнуть его в ноутбук для передачи материала. С другой стороны, в Германии или Австрии проблемы компьютерной передачи не может возникнуть в принципе. Ни в деревенской гостинице, ни в пресс-центре соревнований. Точно так же, как в Швеции, Норвегии, Швейцарии, множестве других стран. Не случается там проблем с транспортом, информацией. В этом отношении Олимпийские игры в норвежском Лиллехаммере были, пожалуй, показательными. Другое дело, что соревнования пришлось разносить по разным городам (как до этого - во французском Альбервилле, а в 98-м - в японском Нагано). Однако пресс-центры - как главный, так и многочисленные «суб» - в палаточках, - работали как часы. Насколько мне известно, поводов жаловаться не было и у главных действующих лиц - спортсменов и тренеров.
ГОЛОСУЙ С УМОМ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ
При всем нынешнем обилии претендентов на проведение Олимпийских игр и других крупнейших международных турниров провести их на уровне и сегодня может лишь достаточно узкая группа стран: организация - дело чрезвычайно хлопотное. Хотя, если задуматься, требований у участников (будь то атлеты, пресса или официальные лица) совсем немного: четкое расписание, жесткое его соблюдение, недалекое от спортивных объектов и удобное жилье и бесперебойная работа техники. Но все это и оказывается главной проблемой. Более того, этим вопросам уделяют очень мало внимания. Зато церемонии открытия и закрытия Игр (чемпионатов) хозяева в любой стране начинают репетировать за месяцы до начала стартов. Хотя, с точки зрения участников с опытом, разумнее было бы посвятить большую часть этого времени дрессировке волонтеров и наладке электронных систем.
Так, кстати, уже делается в предолимпийском Сиднее, причем австралийцы, не понадеявшись на себя, предусмотрительно доверили установку большинства информационных программ… немецким специалистам. У них, считают хозяева, квалификация выше.
Плюс ко всему Сидней - город крупный, с хорошей сетью отелей международного класса. А это, поверьте, важно.
Кстати, тема размещения в Стамбуле тоже оказалась «горячей». Обычно оргкомитеты крупных турниров заранее заключают контракты с гостиницами, немного снижают цены, после чего рассылают проспекты в соответствующие спортивные федерации. Каким образом организаторы чемпионата Европы умудрились включить в число официальных отелей заштатные клоповники, выдавая их за четырехзвездные по цене 80 долларов с носа без питания, до сих пор остается загадкой. Но не это главное. Первое, что увидели российские спортсмены и тренеры, заплатив в оргкомитете необходимую сумму и добравшись до убогого здания с многообещающим названием «Престиж», было
объявление на русском языке, вывешенное над стойкой портье: «Одноместный номер+полный пансион - 47 долларов!»
К удивлению многих западных спортивных деятелей, одно из первых мест в мире по организации соревнований занимает Москва. Время идет, и уже далеко не все помнят, как были проведены Игры-80 (дилетантские и суперубыточные, с точки зрения коммерции, но фантастические по размаху и четкости), но прошлогодние Всемирные юношеские игры, ставшие, пожалуй, первым крупным спортивным мероприятием в российской столице после многолетнего перерыва, финал Кубка УЕФА и ряд более мелких турниров (к примеру - юниорское первенство Европы по плаванию в июле 1999 года) впечатлили многих. Именно после юношеских Игр Москве практически единогласно было отдано право на проведение чемпионата Европы по греко-римской борьбе в двухтысячном году и
мирового чемпионата-2002 по плаванию.
Можно, конечно, считать взаимосвязь событий надуманной. Но лично была свидетельницей поражения американского города Лонг-Бич в борьбе за водный чемпионат мира 2003 года, сопровождавшегося (хотя и не для прессы) словами высокого руководителя международной федерации: «Атланта еще долго будет аукаться всем американским претендентам…»
Кстати, в начале октября все в той же Турции пройдет чемпионат мира по вольной борьбе. И не хотела бы я оказаться на месте человека, который рискнет (как это случилось в Стамбуле на плавательном чемпионате) увести автобус из-под носа участников. Борцы - публика серьезная…
Стамбул - Москва
1999 год
|