О ВРЕДЕ РАЗМАХИВАНИЯ РУКАМИ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Дональд Миранда и Никола Маркони |
31 июля 1999
Синхронные прыжки в программе серьезных соревнований появились не так давно. На чемпионате Европы дебют состоялся в 1997 году в Севилье, через год синхронисты получили возможность принять участие в чемпионате мира в Перте. Если вспомнить самое первое появление этого вида на широкой публике, придется вернуться аж в 1994 год, на Кубок Европы в Пардубице. Но там к «синхрону» отнеслись с юмором: пары складывались прямо по ходу чемпионата, и ни поражения, ни победы, не вызывали никаких серьезных эмоций.
В Стамбуле все было по-другому. Причиной тому стало уникальное решение Международного олимпийского комитета, принятое совсем недавно, ввести синхронные прыжки в программу Олимпиады в Сиднее не показательным, а самым что ни на есть равноправным видом программы.
Произошло это исключительно благодаря телевидению. Впрочем, стоит сделать еще один экскурс в историю. Лет 25 назад синхронные «развлекаловки» прыгунов в воду пользовались большой популярностью на разного рода показательных шоу. Причем зачинателями были советские представители этого вида спорта. Американцы подошли к делу как всегда более практично. Они сделали «синхрон» составной частью соревнований среди ветеранов, после чего «мастерс-турниры» стало гораздо охотнее транслировать телевидение. Позже, по инициативе председателя международного технического комитета по прыжкам в воду Тома Юмпфа, вопрос о синхронных прыжках был поднят в Международной федерации плавания (ФИНА). Ну а когда в высших международных кругах стало известно, что в американском рейтинге спортивных трансляций синхронные прыжки в воду занимают место в первом десятке, вопрос, быть или не быть «синхрону» в олимпийской программе, отпал сам собой.
Поначалу считалось, что в синхронных видах главную роль играет просто везение. Удастся дуэту одновременно оттолкнуться от трамплина или вышки - считай, 90 процентов успеха уже в кармане. Подобную точку зрения опровергли немцы, которые начали тренироваться как одержимые, в результате чего легко побеждали в большинстве соревнований. Но недолго. Во многих других странах прыгуны в воду ради того, чтобы увеличить шансы на собственный успех, начали даже менять место жительства, чтобы иметь возможность работать с партнером ежедневно. Так, кстати, в Рим в школу легендарного олимпийского чемпиона Клауса Дибиаси, где тренировался Никола Маркони, несколько лет назад перебрался Дональд Миранда, чтобы составить пару, которой в пятницу было суждено завоевать для Италии первую за последние 25 лет золотую медаль чемпионата Европы.
Теоретически итальянцам вполне могли составить конкуренцию россияне Сергей Кучмасов и Василий Лисовский. Оба - воспитанники пензенских тренеров Валерия Бажина и Ирины Калининой. Правда, опыт совместных выступлений у ребят был небогатым. Они попробовали себя в «синхроне» за месяц с небольшим до июньского отборочного чемпионата России, а затем продолжили парную работу. За день до выступления наши спортсмены прыгали почти идеально, изрядно напугав многих потенциальных соперников. Но на соревнованиях, как сказал в сердцах Бажин, вдруг «начали махать руками в разные стороны». Потеря синхронности стоила дорого - России досталось лишь малопочетное 5-е место.
|