Александр Попов:
«ПЕРЕД СТАРТОМ Я БЫЛ ТАК СПОКОЕН,
ЧТО ДАЖЕ РАЗОЗЛИЛСЯ НА СЕБЯ ЗА ЭТО»
|
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Питер ван ден Хугенбанд |
30 июля 1999
Накануне финальных заплывов в среду многие сходились во мнении, что битва за звание чемпиона Европы-99 между 21-летним голландцем Питером ван ден Хугенбандом и 27-летним Александром Поповым будет вестись на уровне мирового рекорда, установленного Поповым летом 1994 года. Рекорд устоял. Вот только чемпионом стал ван ден Хугенбанд, прервав 8-летнюю беспроигрышную серию Попова на крупных соревнованиях.
Голландец вырвался вперед на второй половине дистанции (поворот после 50 метров Попов выполнил первым). «Я чувствовал себя сильным, как никогда в жизни, - сказал он сразу после финиша. - Вот только в голове никак не укладывалось, что еще несколько метров - и я стану первым человеком, победившим Алекса в столь серьезной борьбе».
В этом собственно и заключалось различие между двумя спринтерами. Всепоглощающее желание ван ден Хугенбанда одержать победу над Поповым сыграло решающую роль. Для олимпийского чемпиона само по себе первенство континента и очередное звание такого уровня никак не могли стать стимулом к победе.
Поэтому уже через несколько минут после заплыва - на пресс-конференции - Попов совершенно спокойно сказал:
- Я не считаю, что произошла трагедия. Более того, вполне доволен результатом. Для меня очевидно, что подготовка к Олимпийским играм в Сиднее проходит нормально - результат продолжает улучшаться. Другое дело, что после операции на колене, которая была мне сделана в январе, упущено много времени для тренировок. Но, повторю, вся подготовка сейчас направлена на то, чтобы успешно выступить через год в Сиднее.
Тренер Попова Геннадий Турецкий, который не сумел приехать в Стамбул, поскольку вынужден находиться на сборе в Австралии вместе с командой пловцов Зеленого континента, в телефонном разговоре тоже не казался озабоченным:
- Я сразу сказал Саше, что меня не интересует место, которое он займет. Только результат. В большей степени - первая половина дистанции. Еще важнее будет то, как Попов выступит на «полтиннике». Надо уметь ждать и объективно оценивать реальность. Сама победа на чемпионате Европы не имеет для нас никакого значения. Мы решаем совсем другие задачи.
Собственно, многие тренеры, которых больше, чем болельщиков, интриговали итоги заплыва на 100-метровке, оценили победу Питера ван ден Хугенбанда достаточно трезво: учитывая, в какой блестящей форме и на каком ходу находится сейчас голландец, он должен был начать дистанцию гораздо быстрее, чтобы не просто обогнать Попова, но и улучшить принадлежащий российскому пловцу рекорд мира. Мог ли он это сделать? Запросто! В этом случае Попову пришлось бы гораздо тяжелее психологически. Но, видимо, голландец побоялся непривычных скоростей. Или же «просто победы» - особенно над Поповым - ему было более чем достаточно.
Будет ли у Хугенбанда вторая возможность показать столь высокий результат? Вопрос спорный. Слишком много случаев есть в истории плавания, когда, «вспыхнув» на том или ином чемпионате, спортсмен сгорал от собственного эмоционального подъема. К тому же очень непросто жить целый год с сознанием того, что ты - почти олимпийский чемпион. А в среду на лице 21-летнего победителя европейского первенства читалась именно эта мысль. Пока он просто был не в состоянии осознать, какой уникальный шанс упустил.
Выходя из зала для пресс-конференций, Попов потрепал голландца, плотно окруженного журналистами, по плечу и шутливо сказал: «Поосторожнее с этой публикой, Питер». А в коридоре добавил уже серьезно: «Вот теперь пусть он на собственной шкуре почувствует, как тяжело жить, когда со всех сторон тебе ежедневно говорят, что ты - великий и непобедимый».
- Вы и впрямь не очень расстроены или держите имидж?
- Как ни странно, не расстроен. Я уже вчера знал, что проиграю. Когда соперник в такой форме, соревноваться с ним - все равно что бросаться под танк. Олимпиада - дело другое. Там решающую роль играет голова, а потом уже все остальное. И стимулы там совершенно другие. Здесь же перед стартом я был так спокоен, что даже разозлился на себя за это. Уши тер, щеки, чтобы хоть чуть-чуть соревновательный азарт почувствовать - все впустую. Поэтому очень четко работал над тем, чтобы выполнить установку тренера.
- Вы имеете в виду первую половину дистанции?
- И старт. Знаете, впервые в жизни для меня более важно, как я проплыву 50 метров. Поскольку это - часть подготовки к Играм. Если получится проплыть так, как мы планировали, значит, подготовка идет нормально и нет никаких поводов расстраиваться из-за цвета медали.
|