Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 1999 - Стамбул (Турция)

РОССИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ЗАВОЕВЫВАТЬ МЕДАЛИ

Вера Ильина

Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Вера Ильина

29 июля 1999

ИЛЬИНА И ЛАШКО - ДВА ДУБЛЯ НА ТРАМПЛИНЕ

«Метр» - снаряд не олимпийский. Но в рамках чемпионата Европы полученные на нем медали ничуть не уступают другим. Поэтому борьба между Верой Ильиной, Ириной Лашко, немкой Конни Шмальфусс и шведкой Анной Линдберг - дочерью олимпийской чемпионки Ульрики Кнапе - развернулась серьезная. Особенно между двумя нашими спортсменками.

Впрочем, Ильину и Лашко имеет смысл считать не столько россиянками, сколько российскими легионерами. Обе длительное время живут и тренируются за границей: Вера - в США, Ирина - в Австралии. Но если у Ильиной давно все сложилось (в США она работает под наблюдением тренеров хьюстонского прыжкового клуба с давними традициями и сильной конкуренцией), то Ирина, выйдя замуж за австралийца и переехав в Мельбурн, оказалась в непростой ситуации: наставников, способных реально помочь в тренировках, на Зеленом континенте нет и никогда не было.

Вот и получилось, что, примкнув к сборной меньше чем за месяц до чемпионата Европы, Лашко стала спешно поправлять технику прыжков, чтобы успеть набрать хоть какую-то форму. Это у нее не совсем получилось. Грубых ошибок она не допустила, особенно хорошо выполнила заключительную попытку, но то же сделала и Ильина. При этом Вере удались наиболее сложные прыжки программы. В итоге она завоевала золото с преимуществом в 6 баллов.

По ходу соревнований возник не связанный с прыжками, но серьезный конфликт. Фирма «Арена», ежегодно поставляющая нашей команде экипировку, не сумела вовремя отправить в Россию костюмы и купальники. В Стамбуле представителям Российской федерации прыжков в воду объяснили, что форма все же была отправлена. Но команда осталась «раздетой», в результате чего в финале Лашко прыгала в купальнике фирмы Speedo , с которого срезала фирменную бирку. Когда же ей попытались объяснить, что «Арена» может отказаться выдать спортсменке обещанную спонсорскую премию за две серебряные медали, Лашко, и без того раздосадованная результатом, в достаточно непарламентских выражениях объяснила, куда именно, по ее мнению, следует пройти представителям «Арены» с их претензиями.

И трудно было с этим не согласиться.

В "ПРЕСТИЖЕ" РОССИЯН МОРЯТ ГОЛОДОМ, А В ОКРЕСТНОСТЯХ - ГРАБЯТ

Третий день соревнований пловцов всегда традиционно считался той самой отправной точкой, с которой удача немножко поворачивается лицом к российской команде. Однако измененное в Стамбуле расписание внесло сюда свои коррективы. Единственный «российский» финал - 100 метров вольным стилем у мужчин - значился первым видом вечерней программы. В остальных трех- 100 метров вольным стилем и брассом у женщин и комбинированном мужском заплыве на 200 метров - Россия не имела шансов.

Зато утренние заплывы вызывали определенный интерес. Прежде всего, потому, что на дистанции 200 метров баттерфляем должен был стартовать двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов, а на столь же длинной дистанции брассом - Андрей Иванов и Дмитрий Коморников, которому в среду исполнилось 18 лет.

Утром третьего дня появилась и неприятная новость: заболел Роман Слуднов. Температура у него поднялась до 39, симптомы же наводили на мысль об отравлении. Питание российской команды неожиданно стало чуть ли не главной темой ежедневного разбирательства LEN - Европейской лиги плавания. Когда организаторы чемпионата прислали в Российскую федерацию плавания список официальных гостиниц, никому, естественно, не могло прийти в голову, что четырехзвездный «Престиж-отель» на поверку окажется заштатным клоповником, рассчитанным на «челноков» из России и бывших союзных республик, которые в огромном количестве приезжают в Стамбул за дешевым тряпьем для перепродажи на родине.

Единственное (вроде бы) преимущество заключалось в расположении - в центре главного торгового района турецкой столицы. Но это быстро обернулось негативной стороной: в течение двух суток в радиусе 50 метров от отеля произошло пять или шесть ограблений участников чемпионата местной рыночной мафией. Среди пострадавших побывали украинские, белорусские, словацкие и российские тренеры. По их рассказам, все происходило очень быстро и даже в какой-то степени интеллигентно: русскоговорящую группу неожиданно окружали здоровые чернявые мужики, на чистом русском языке предлагали показать все имеющиеся в наличии деньги, после чего забирали 10 процентов, сопровождая свои действия словами: «Кричать не надо. Иначе вас никто и никогда больше не увидит».

Короче, обитатели «Престижа» перестали выходить из гостиницы даже для того, чтобы купить напитки или фрукты в близлежащем магазине. Кормежка же в местном ресторане оставляет желать лучшего: убогие, поплывшие от жары салаты, крохотные порции горячего и питьевая вода странного вида и вкуса - в бутылочках, закрытых давно забытыми даже в России пробками -«бескозырками». Естественно, спортсмены постоянно хотят есть. Попытки же получить добавку турецкая ресторанная обслуга воспринимает как личное оскорбление.

Небольшое улучшение ассортимента происходит раз в два дня - после очередной скандальной разборки в LEN под девизом «Турки хотят уморить русских голодом». А на следующий день в «Престиже» все остается по-старому. Про почти не работающие кондиционеры и муэдзина, заунывно вопящего трижды в день (в том числе и в пять утра), на ближайшем минарете я уже не говорю.

ПЛОВЦЫ МИНОВАЛИ ПИК ФОРМЫ?

На выступление Слуднова во вторник тренеры команды рассчитывали особо. До начала чемпионата Роману принадлежало лучшее время сезона в мире. В финал на дистанции 100 метров брассом он попал первым. А там сломался. Его тренер (и мама) Наталья Рощина объясняла это так:

- Мы впервые в нынешнем сезоне участвовали в таком большом количестве соревнований. Рома выступал на этапах Кубка мира, потом плыл на мировом первенстве в Гонконге, выиграл отборочный чемпионат России. Был в отличной форме, но отбор проводился за месяц до чемпионата Европы. На третьей неделе я стала замечать, что Роман немного меняется. Начинает быстрее уставать, хуже восстанавливается. Мы всерьез рассчитывали, что в Стамбуле Роман будет бороться как минимум за попадание в призеры. Однако месяц оказался слишком долгим сроком, чтобы держать пик формы. Единственное, на что хватило сил, - достойно выступить в полуфиналах. Это новшество с дополнительными заплывами тоже отняло много сил.

Не исключено, что усталость и, как следствие, ослабление организма и стали причиной резкого скачка температуры.

Похоже, промашка с пиком формы из-за месячной паузы между отбором и главным стартом стала в Стамбуле общей бедой команды. Окончательные выводы делать, конечно же, рано, но покалишь Екатерине Кибало на дистанции 100 метров вольным стилем удалось проплыть с лучшими для себя результатами. Упущенные европейские медали - не главное. За год до Олимпийских игр все пловцы озабочены другим: проверить, насколько удачно спланирована и проведена подготовка, и в случае успешного выступления повторить ее через год.

Кстати, следующий сезон в плавании обещает стать уникальным по набору стартов. В марте в Афинах пройдет чемпионат мира в 25-метровом бассейне, который завершит зимне-весеннюю серию «коротких» стартов. В июле в Хельсинки состоится полноценный, такой же, как в Стамбуле, чемпионат Европы, после которого останется два месяца до Олимпийских игр в Сиднее. Скорее всего представительство пловцов в Финляндии будет максимальным. Крупный старт и два месяца на последующую подводку к Играм - идеальный вариант для спортсмена. Если, конечно, не думать о том, что график соревнований будущего года потребует сумасшедших средств на подготовку команды. Где их взять? Об этом руководство российской сборной пока старается не думать.

ПЛОВЦАМЕРИКАНЦАМ И АВСТРАЛИЙЦАМ НРАВИТСЯ ХУГЕНБАНД, НО ПОПОВА ОНИ ВСЕ РАВНО СЧИТАЮТ НЕДОСЯГАЕМЫМ

Большой интерес к чемпионату Старого Света проявили извечные соперники европейцев - австралийцы и американцы. Первых в Стамбуле представлял главный тренер сборной страны Дон Тэлбот, вторых - председатель Всеамериканской ассоциации тренеров Питер Даланд.

Несмотря на то, что у их пловцов всего через пару недель после окончания чемпионата Европы состоится собственный главный старт сезона - Тихоокеанские игры в Сиднее, оба нашли время приехать посмотреть на соперников (что опять же подтверждает: всех уже интересуют только предстоящие Олимпийские игры).

- Парочка спортсменов меня действительно заинтересовала, - поделился Тэлбот своими впечатлениями. - Прежде всего, голландец Питер ван ден Хугенбанд. Он выступает на дистанциях, где у Австралии традиционно всегда были хорошие шансы. Например, 200 метров вольным стилем. Думаю, на ней Хугенбанд сумеет в Стамбуле побить мировой рекорд. Мне почему-то кажется, что он недостаточно хорош.

- Кто, Хугенбанд?

- Нет, рекорд. Питер, напротив, находится в блестящей форме. Во всяком случае я не помню, чтобы за последние три года какой-либо другой пловец создавал Попову столько проблем.

- Думаете, в спринте может произойти смена лидера?

- Прежде всего, я думаю, что пловца, равного Александру по таланту и величию, в мире пока не существует. Если он очень захочет, то выиграет у голландца вечером, хотя, на мой взгляд, Попов далек от пика форма. Беда в том, что у него слишком долго не было серьезных соперников, а значит, и стимула тренироваться на пределе сил. На соревнованиях ему тоже практически не требовалось выкладываться полностью. Плюс - операция на колене, которую Александр перенес в этом году. Все это не может не сказаться. Но - посмотрим.

В предварительных заплывах все прошло без разочарований. На дистанции 200 метров брассом Коморников и Иванов показали второй и третий результаты, на 200-метровке баттерфляем оба наших спортсмена - чемпион России-99 Анатолий Поляков и Панкратов попали в полуфинал соответственно пятым и седьмым. Вечером по расписанию значились полуфиналы, придумать которые на этой - физически наиболее тяжелой - дистанции (по энергозатратам 200 метров баттерфляем идентичны дистанции 1500 метров вольным стилем) можно было разве что из большого человеколюбия. Как, кстати, и само расписание, согласно которому вечерние заплывы начинаются в самый разгар дневного пекла. Но, увы... В конце концов все спортсмены находятся в равных условиях. И все, кстати, сходятся в одном: если когда-нибудь Стамбулу доверят проведение Олимпийских игр (за что Турция пытается бороться уже сейчас), это станет большой бедой для всех представителей летних видов спорта.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru