|
Фото © Сергей Киврин,
на снимке Ольга Брусникина |
Долгое время она была в тени великой российской
спортсменки Ольги Седаковой. Та выигрывала в синхронном плавании
все соревнования на протяжении многих лет, Брусникину же считали
слишком молодой, чтобы дать ей шанс отличиться.
Да и потом, о каком шансе могла идти речь, если в этом виде спорта
страна может выставлять на чемпионатах всего одну солистку? Тех
же, кто выступает в группе, широкая публика не запоминает почти
никогда.
Но в 1999-м Брусникина, наконец, впервые в жизни стала абсолютной
чемпионкой Европы: выиграла в Стамбуле три золотые медали из трех
возможных.
- Многим кажется закономерным, что Ольгу Седакову в синхронном плавании
сменили менно вы. А какие отношения были между вами на протяжении
многолетней совместной работы у одного и того же тренера - Елены
Полянской?
- Я начала тренироваться у Полянской, когда мне было восемь лет.
Именно она отобрала меня среди прочих девочек, когда я только пришла
в бассейн, и позже, когда я работала в младшей группе у другого
тренера, всегда следила за тем, как у меня получается. Ольга Седакова
для нас была кумиром, идеалом. Мы, маленькие, смотрели на нее как
на человека из другого мира. Об иностранных спортсменках тогда знали
только понаслышке. Приезжали-то к нам редко. Совсем, можно сказать,
не приезжали. Уже потом я поняла, что Россия и Ольга - далеко не
лучшие в мире в синхронном плавании.
- Многие тренеры считали по-другому. Мол, Россию просто засуживают,
не пропускают наверх.
- Возможно. Но с моей точки зрения, мы очень уступали и американкам
и канадкам. Помню, за США на Олимпийских играх в Атланте выступали
две сестры-близняшки. Их композиции просто потрясали. Слаженностью,
сложностью. У них никогда не было ни единого нарушения в программах.
То выступление я помню до сих пор, хотя сейчас в синхронном плавании
можно увидеть гораздо более сложные элементы и связки.
- Свои первые крупные соревнования вы помните?
- Да, конечно. Это был юношеский чемпионат Европы в Финляндии в
1992 году. А в 93-м я уже попала во взрослую команду и выступала
в группе на чемпионате Европы в Шеффилде. В дуэте там выступали
Седакова и Анна Козлова. Я же стала - впервые в жизни - чемпионкой
Европы в группе.
- Но уже задумывались о том, что настанет время и вы займете место
лидера?
- Не то чтобы была уверена, что это буду именно я, но очень стремилась
к этому. Когда начала выступать со взрослыми, то одновременно считалась
первым номером юношеской команды. Выступала во всех трех видах программы.
То есть морально была готова к таким нагрузкам.
- Наверное, спортсменке, выступающей в группе, не всегда легко смириться
с тем, что она никогда не станет солисткой?
- Конечно. И тем не менее большинство понимают это и относятся к
ситуации спокойно. Поэтому хоть и говорят часто «молодое перспективное
поколение», но на самом деле многим никогда не суждено заявить
о себе серьезно. Причем это становится ясно уже на детском уровне.
- Другими словами, вы уже знаете, какая именно спортсменка со временем
сменит вас?
- Честно говоря, об этом никогда не задумывалась. И пока не хочу.
- Когда вы в 1997-м впервые встали в дуэт с Седаковой, какие чувства
испытывали?
- На юниорском уровне я работала в дуэте с Юлей Панкратовой. Потом
она закончила выступать, и нужно было срочно искать новую партнершу.
Так я стала работать с Машей Киселевой. Седакова присоединилась
к нам перед Кубком мира в Гуаньчжоу - накануне чемпионата мира-98
в Австралии. Тогда я испытала довольно неприятное чувство. Все-таки
мы столько времени проработали с Машей, приспособились друг к другу,
стали чемпионками Европы в Севилье в 1997-м.
С другой стороны, и я, и Ольга тренировались у одного тренера, имели
одинаковую технику, во многом прошли одну и ту же школу, поэтому
было интересно, как у нас получится. Но проблем было множество.
Ольга в то время уже жила в Швейцарии, где не только тренировалась,
но и работала в клубе. В связи с этим, естественно, не могла постоянно
находиться в Москве. Хотя, когда приезжала на сборы, работала очень
много.
И все равно было страшно. И очень жалко своих собственных усилий:
а вдруг она не успеет подготовиться так, чтобы выиграть? Знаете,
после тренировки, даже если что-то не получается, всегда думаешь: «Ну, ничего страшного. Завтра я приду - и все будет нормально».
А тогда я приходила на тренировку и видела, что у нас с Ольголй
снова появляются те же самые ошибки, которым нет конца. Раздражало
и то, что я понимала: работать по большому счету мне все равно предстоит
с Машей. А с Ольгой - так, проходящий момент.
- И какими были ощущения от первого совместного выступления в Гуаньчжоу?
- Очень понравилось, как нас принимали. Это и понятно: две солистки,
громкие имена… В синхронном плавании на это обращают большое внимание.
Относились к нам заведомо как к чемпионкам. Хотя, положа руку на
сердце, выступить можно было и лучше.
- Как вы относитесь к разговорам о том, что Седакова может вернуться
в команду еще раз - чтобы выступить на Олимпийских играх в Сиднее?
- Пока считаю подобные разговоры слухами. Во всяком случае, мало
оснований считать эти намерения серьезными.
- Но ведь вы сами сказали, что имена в синхронном плавании имеют
очень большое значение.
- Думаю, заслуг и титулов у нас достаточно и с Машей. Мы ведь немало
выступали после того, как стали чемпионками мира в Перте. Принимают
нас замечательно.
- В Перте вы выступали, если не ошибаюсь, втроем?
- Да. С Машей - в короткой программе. С Ольгой - в произвольной.
Она очень хотела уйти из спорта чемпионкой мира. Все-таки столько
лет работала, для того чтобы пробиться к этому золоту…
- К российским спортсменкам в синхронном плавании все сейчас относятся
как к безусловным лидерам, у которых, по крайней мере на европейском
уровне, невозможно выиграть. Но ведь в воде на протяжении программы,
когда человек, а то и вся группа, находятся в столь «шатком»
состоянии, существует миллион возможностей ошибиться. Как удается
избегать ошибок?
- Работать надо. Помногу, каждый день, до полного автоматизма движений.
В соло полегче - там в случае чего можно сымпровизировать. Когда
выступаешь с партнером, то с самого начала работы надо стремиться
к тому, чтобы не просто заучивать движения, но делать это точно
так же, как твой напарник. Бывает очень тяжело. Иногда от усталости
просто перестаешь контролировать себя. Вот тогда и спасает автоматизм
движений. Автопилот.
- Наверное, тяжелее всего работать на длительной задержке дыхания?
- Самое трудное - идеально держать быстрый темп, что сейчас в синхронном
плавании необычайно ценится. Это умение опять же идет от техники.
От того, как хорошо спортсмен владеет «школой».
- Но ведь «школы» в соревновательной программе уже давно
нет.
- Ну и что? Учить-то начинают с этого. И только от того, какую технику
тебе поставили в детстве, зависит, на каком уровне ты будешь способен
соревноваться. Когда выступает та или иная группа, я с первых же
движений вижу, чего следует ждать. И поверьте, российская школа
сейчас действительно на голову выше, чем, к примеру, Франция и Италия
вместе взятые. Они и сами это признают.
- Каким образом, находясь вниз головой в воде, вы чувствуете, вертикальна
та или иная линия или нет?
- Для нас «вниз головой в воде» - нормальное состояние.
Вы же чувствуете равновесие, стоя на полу? Так и мы в воде. Разницы
по большому счету никакой. Главное привыкнуть. А я уже 13 лет в
перевернутом состоянии живу.
- Все солисты, как правило, люди с ярко выраженной индивидуальностью,
непростым характером. Эти качества мешают парной работе?
- Знаете, я раньше очень негативно относилась к чужим ошибкам, даже
если видела их со стороны. В голове не укладывалось: как можно ошибиться,
если тем самым ты перечеркиваешь не только свою, но и чужую работу.
Очень строго всегда судила. А несколько лет назад, когда выступала
с Машей на чемпионате России, ошиблась сама.
У нас была довольно
монотонная, не очень ритмичная музыка. То ли она была слишком тихой,
то ли я отвлеклась и не услышала начала - в общем, опоздала перед
сложной связкой на несколько тактов. Маша довольно быстро под меня
подстроилась, но расхождение у нас было чудовищным. Сама была в
шоке. И с тех пор раз и навсегда поняла, что ошибиться может каждый.
- Кому чаще приходится подстраиваться под партнера, вам или Маше?
- Тому, кто находится сзади. Мы никогда не договариваемся об этом.
Просто чувствуем друг друга. Остальное происходит на подсознательном
уровне.
- Что вы считаете самым большим недостатком вашего чисто женского
вида спорта?
- Непосильную физическую нагрузку. Это накладывает отпечаток на
все - на характер, на здоровье. Проводить в воде, иногда не очень
теплой, по шесть часов в день - не самое полезное для женского организма
занятие.
- Крупные конфликты среди девушек случаются?
- Нет. Мелкие бывают. Но это рабочие моменты. Все ведь прекрасно
понимают, что делают одно дело. И цель одна.
- Но вы, например, могли бы выступать в дуэте с человеком, который
вам совсем не симпатичен?
- Меня бы просто не стали спрашивать. Да и потом, работа есть работа.
Тренировка закончена, никто не заставляет продолжать общение. Хотя
конфликты, конечно же, мешают работе. В идеале их быть не должно.
- Столь тяжелые тренировки мешают личной жизни?
- Наверное. У меня пока еще не было ситуации, когда личная жизнь
занимала бы столь же много времени, как синхронное плавание. Конечно,
нелегко сидеть на сбораз без близкого человека по месяцу, по два.
А что делать? Работа такая.
- Профессия, которая позволяет зарабатывать на жизнь, или же занятие,
в котором вы хотите достичь определенной цели, независимо от того,
как это оплачивается?
- Синхронное плавание очень плохо оплачивается. Нам стараются по
мере возможностей помогать в школе, где мы тренируемся, но коммерческих
стартов, где можно заработать дополнительные деньги, почти не бывает.
Цель же заставляет не думать о деньгах. Кстати, о том, что могу
стать олимпийской чемпионкой, я задумалась лишь год назад, после
чемпионата мира. Очень хочется, чтобы получилось.
А что будет потом,
пока не знаю. Кроме синхронного плавания я пока ничего не умею.
Даже готовить. Сейчас перебираюсь от родителей в собственную квартиру,
может, и научусь со временем. Правда, люблю печь торты.
- А как же неизменная для представительниц вашего вида спорта борьба
с собственным весом?
- Я счастливое исключение. Ем все, что хочется, и при этом не поправляюсь.
- Вам никогда не хотелось сделать то, чего нельзя? Например, подстричься?
- Почему нельзя? У нас в конце сезона подстригаются многие. Не очень
коротко: волосы к началу соревновательного сезона должны быть хотя
бы до плеч. И обязательно одной длины, чтобы можно было убрать их
в хвост.
- От желатина, которым в синхронном плавании заливают прически,
волосы не портятся?
- Говорят, наоборот, какой-то растительный компонент очень хорошо
действует. Портятся от металлических заколок-невидимок, которые
держат корону и боковые пряди. А этих заколок требуется иногда граммов
триста… Но по-другому не получается. Да и с желатином пока никаких
специальных составов не придумано. Лак смывается, гель - тоже. Поэтому
все иностранки тоже желатином пользуются. Разведешь пачку кипятком
погуще - и кисточкой на прическу. Высыхает довольно быстро - за
полчаса - и держит в воде волосы не хуже шапочки. Очень уютное ощущение.
- Зато потом, видимо, не смывается «ни мыльной пеной, ни керосином»?
- Смывается о-очень горячей водой. Но отмокать приходится больше
часа.
1999 год
|