Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 1998 - Перт (Австралия)

РАЗГРОМА МОЖНО БЫЛО ОЖИДАТЬ

Александр Попов

Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Александр Попов

19 января

К заключительному дню чемпионата мира Россия вышла на второе место после США в общекомандном медальном зачете, опережая Китай (9 золотых медалей против 6-ти) и Австралию (4). Три высшие награды были завоеваны россиянками в синхронном плавании, столько же - в прыжках в воду (без учета двух видов программы последнего дня), две - на открытой воде и лишь одна - Александром Поповым в плавании. Общий успех с одной стороны и унизительный разгром - с другой. Сенсация? Отнюдь. На самом деле такого результата следовало ожидать заранее.

Еще перед Олимпийскими играми в Атланте я писала, что красная цена всей российской сборной - максимум, 10-12 человек. Попов, Денис Панкратов, Владимир Сельков, Андрей Корнеев, Нина Живаневская, Наталья Мещерякова и те, кто лучше дополняет составы в мужских эстафетах 4x100 метров вольным стилем и комбинированной. За прошедшее с тех пор время Живаневская закончила плавать вообще, Панкратов тоже (хотелось бы верить, что временно), Мещерякова, Владимир Пышненко и Ольга Кочеткова, ставшие победителями и призерами на прошлогоднем чемпионате Европы в Севилье, были дисквалифицированы за употребление запрещенных препаратов. Но это не помешало привезти в Перт команду в составе 30 человек.

Кроме Попова и трех мужских эстафет, в финал не попал никто. Причем за исключением спринтерской эстафеты 4x100 метров вольным стилем, две другие - 4x200 и комбинированная - никак не прибавляли России плавательного престижа. Скорее их выступление напоминало агонию.

«Не плывется, - говорили ребята и тренеры. - И невозможно это объяснить».

В августе на чемпионате Европы в Севилье было по-другому. Конечно, все понимали, что европейское плавание в целом переживает не лучшие времена (уровень результатов был низким), но в российской команде наконец-то прорезались молодые: Надежда Чемезова, Оксана Веревка, Кочеткова. Российская спринтерская эстафета в составе Попова, Романа Егорова, Дениса Пиманкова и Пышненко установила рекорд Европы.

Последующая подготовка команды выглядела странно. За историю с непредумышленным допингом от работы со сборной был отстранен постоянный врач Александр Федоров. Ни на одном сборе с бригадой Андрея Зеленяева, где тренировались все три уличенные спортсмена, Федоров не присутствовал. Более того, в российской плавательной федерации мне с досадой сказали, что Зеленяев всегда готовится к соревнованиям там, где сам считает нужным. Поскольку денег у его клуба ВВС гораздо больше, чем могут найти на подготовку сборной в Москве.

На заключительном тренировочном сборе на подмосковной базе «Озеро Круглое» с командой работали другие врачи. С новыми идеями восстановительных программ.

- Может быть, эти программы и неплохие, - говорили тренеры в Перте. - Но ломать привычную и не раз оправдавшую себя методику за месяц до чемпионата мира, наверное, не стоило бы.

Попов вместе с австралийской бригадой своего тренера Геннадия Турецкого готовился к чемпионату в горах на севере Австралии.

«Высокогорье дает уровень физической готовности автоматически, - объяснял Турецкий. - Причем гораздо быстрее, нежели работа на равнине. К тому же все адаптационные процессы в горах более глубокие и, я бы сказал, более полезные. Избыточная углекислота стимулирует обменные процессы, а кроме этого, гора дает так называемую mental fitness - ясную голову. Это отмечают многие физиологи. Поэтому, кстати, и долгожителей в горах больше, чем где бы то ни было. Не случайно наиболее дорогие санатории находятся тоже в горах - высота очень хорошо стимулирует мозговые процессы. Что же касается тренировок, то они неизменно дают хороший и длительный эффект.

Из всей российской команды на сбор в горы сумели поехать единицы - не нашлось денег. Да и те, кто нашел средства, вынуждены были выбирать наиболее дешевые варианты. В Киргизии, куда со своей группой выбрался тренер Надежды Чемезовой Дмитрий Шалагин, в бассейне не было горячей воды - почти все вернулись простуженными.

Главный тренер команды Виктор Авдиенко в Перт не приехал вообще. Из всей его личной бригады, еще в Севилье состоявшей из Панкратова, Сергея Остапчука, Романа Ивановского и Константина Ушкова, на чемпионат попал лишь Ивановский, и тренер, видимо, просто потерял интерес к мероприятию в целом - занялся ремонтом бассейна в волгоградском клубе.

Занятие, безусловно, нужное, требующее огромных вложений (к слову, построить в Волгограде бассейн, отвечающий всем нуждам спортсменов, в Олимпийском комитете России намеревались, если мне не изменяет память, еще в 1992-м - после трех побед на Играх в Барселоне Евгения Садового и двух - Попова). Но речь не об этом. Просто на вопрос, кто заменяет Авдиенко в сборной, - другими словами, кто несет ответственность за подготовку и, соответственно, результат, ответа я не получила ни в самой федерации, ни от ее президента.

Если бы, кроме Ольги Гусевой, в составе команды пловцов-марафонцев была бы еще одна спортсменка (на дистанции 25 километров ), то Россия имела бы все шансы забрать обе золотые командные медали в этом виде программы. В Перте, напомню, Алексей Акатьев, Евгений Безрученко и Гусева заняли второе место на пятикилометровой трассе, проиграв 4 секунды победителям. При этом Гусевой во время проплыва разбили очки. Но марафон первым попал под финансовое сокращение - в команде не оказалось даже своего врача.

Не было врача и в женской сборной по водному поло. После того как девушки проиграли в полуфинале решающий матч голландкам, их ругали все, кому не лень. Хотя, если разобраться, за что? За то, что каждая, при наличии массы предложений из иностранных клубов, продолжает играть за сборную, на подготовку которой точно так же нет денег?

- Нам элементарно не хватило физической готовности, - сказал тренер женской сборной Сергей Фролов. - В технике игры девочки ничуть не уступают ни голландкам, ни итальянкам, которые заняли два первых места. Россия выигрывала и у тех, и у других. В этом году выиграла серебро на Кубке мира. Но те же итальянки сразу после чемпионата Европы начали готовиться к чемпионату мира - их даже не распускали по своим клубам. А моим, бывает, не на что жить. Почти все подрабатывают тренерами, а во время отсутствия сами платят тем, кто соглашается их замещать.

Больше всего мне было жалко пловцов-ветеранов. Селькова, Корнеева, Куликова. Не только потому что акклиматизация и любые недочеты в подготовке всегда особенно больно бьют по «старикам». Но и потому, что у чемпионов иная степень ответственности. А поражения ломают психику куда сильнее, чем у «подающих надежды».

А еще было искренне жаль четверых коллег-журналистов, которых за свой счет привезла в Перт федерация плавания. Они честно рассчитывали писать и рассказывать о главном виде чемпионата в других тонах. Как, впрочем, и я сама.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru