БРАВО, СЕДАКОВА! БРАВО, САУТИН!
|
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Дмитрий Саутин |
14 января
Первая золотая медаль - в синхронном плавании - была, совершенно предсказуемой, хотя она стала первой в истории российской наградой такого ранга. На прошлом чемпионате мира в Риме Ольга Седакова осталась четвертой. Тогда это казалось страшно обидным и несправедливым. Ольга лидировала после предварительного исполнения композиции, однако в обязательных фигурах она начала ошибаться и опустилась на четвертое место, после чего рассчитывать на медаль уже не приходилось. Слишком сильны были в синхронном плавании традиции, согласно которым на первые три позиции из года в год выходили спортсменки США, Канады и Японии.
За четыре года ситуация кардинально изменилась: в Перт российская солистка, дуэт и группа приехали фаворитами. И этот феномен не могли объяснить даже специалисты.
- В Америке и Канаде всегда был довольно сильный резерв, - рассказывала главный тренер сборной по синхронному плаванию Татьяна Покровская. - Поэтому даже когда одна спортсменка меняла другую, на расстановке мест это не отражалось. И вдруг наступил кризис. Вроде бы работу продолжают те же самые тренеры, но результаты пошли на убыль. А может быть, мы сами стали сильнее.
Прошлогодний Кубок мира, который проходил в Китае, Россия выиграла во всех трех видах. Три золотые медали были завоеваны россиянками и на чемпионате Европы в Севилье в августе 1997-го, несмотря на то, что там девятикратная чемпионка континента Ольга Седакова выступала только в сольном виде программы. Поставить ее в дуэт тренеры не рискнули - после Игр-92 в Барселоне Седакова уехала тренироваться в Швейцарию и слишком мало времени проводила в Москве, чтобы успеть как следует отработать парную программу.
Ольга тогда обиделась: «Я мечтала уйти из спорта десятикратной чемпионкой Европы...»
Тренеры, однако, были абсолютно правы. В Швейцарии Седакова не только тренировалась, но и тренировала сама. Занималась постановкой программ, обучением начинающих, а ее швейцарский тренер Сюзи Морган далеко не всегда находила время на ежедневную работу с синхронисткой. Поэтому каждый раз накануне ответственных соревнований никто не брался предугадать, в какой форме вернется в команду ее лидер.
Собственно, решение Седаковой остаться после севильского чемпионата в Москве было единственно разумным. Ольга нашла себе подмену в Швейцарии, договорившись с другим тренером, а сама с головой окунулась в чертову прорву работы. В результате в Перт она приехала уже за тремя золотыми медалями, первую из которых с большим преимуществом над соперницами и получила вчера.
Произвольная программа Седаковой разительно отличалась от программ большинства. Прежде всего сложностью.
«Зачем? - спросила ее я. - Ведь даже убрав половину элементов, вы стали бы чемпионкой.
- Знаю, - улыбнулась Ольга. - Но я слишком долго ждала этого момента, слишком долго проигрывала. И решила, что здесь надо просто всех убивать морально.
Точно так же на 3-метровом трамплине всех убил олимпийский чемпион Атланты на 10-метровой вышке Дмитрий Саутин. За день до финала стало известно, что на трамплине не будет выступать чемпион мира Ю Чжуочен - у него воспалились лимфатические узлы в паху. Но, думаю, даже присутствие китайца ничего бы не изменило: Саутин с большим преимуществом выиграл предварительную серию произвольных прыжков, увеличил разрыв после полуфинала, а в самом финале начал уходить в еще больший отрыв.
На трибуне с полуоткрытым ртом за его прыжками наблюдал четырехкратный олимпийский чемпион американец Грегори Луганис.
«А ведь он сейчас побьет твой рекорд, Гper », - вполголоса заметил тренер Луганиса (тоже олимпийский чемпион) 80-летний Сэмми Ли.
Рекорд составлял 752,67 балла - этот результат Луганис показал на чемпионате мира 1982 года.
До рекорда Саутину не хватило 5 с небольшим баллов. Но от этого его победа ничуть не стала менее впечатляющей. У серебряного призера китайца Чжоу Юйлиня Дмитрий выиграл более 50 баллов. Кстати, только им удалось по разу получить наивысшие оценки - «десятки».
В пылу борьбы многие не сразу обратили внимание на то, как упорно на протяжении финала подбирался к лидерам 20-летний Василий Лисовский из Пензы. В финал он попал десятым, и уже это казалось успехом для дебютанта. Ведь самым большим достижением Василия до приезда в Перт были победа на юношеском чемпионате мира несколько лет назад и третье место на Кубке Европы в 1997-м. Но чемпионат мира - испытание куда более тяжелое. Достаточно сказать, что чемпион мира на метровом трамплине, опытнейший Ивэн Стюарт из Зимбабве не сумел справиться с нервами и на одном из прыжков просто не удержался на трамплине, упал в воду и получил нулевую оценку.
В какой-то момент Лисовского, венгра Имре Ленгьеля и чемпиона Европы Андреаса Велса из Германии разделяли считанные баллы. Но последними двумя прыжками Василий отыграл у четвертого места более 20 баллов и совершенно невозмутимо уселся отдыхать на пьедестал, использовать который по назначению еще не пришло время.
- Он вообще у меня спокойный товарищ, - сказал тренер Лисовского Валерий Бажин. - Но работать с ним тяжело. Перед началом соревнований всю душу из меня вынул: то трамплин не туда кидает, то ноги не так отталкиваются. Однако тренироваться готов бесконечно. Когда только начинал прыгать, выступал и на 10-метровой вышке. А потом у Василия стала болеть спина, и мы решили ограничиться только трамплином.
Радовался за Лисовского и Саутин. Пока бассейн в его Воронеже был на ремонте, Дмитрий нередко приезжал на сборы в Пензу.
- Вы сами нервничали во время соревнований?
- Я? - Дмитрий пожал плечами. - Нервничал, наверное. В конце концов, чемпионом мира на трамплине я не становился ни разу. Европейское первенство выигрывал дважды, но в 1995-м в Вене сделал чудовищную ошибку на одном из прыжков. Там был открытый бассейн, и во время вращения я «поймал» глазами солнце. Сразу, естественно, перестал что-либо видеть и пришлось входить в воду вслепую. Здесь же у меня был очень большой отрыв. А в таких случаях прыгаешь спокойно, как на тренировке.
- Теперь два дня отдыха - и на 10 метров ?
- Кстати, ничего хорошего в этом нет. В день соревнований мы - 36 человек - с утра прыгаем предварительную серию, потом полтора часа перерыв, полуфинал, снова час перерыва - и финал. Это очень тяжело. Да и нервы подгорят у многих за два дня ожидания.
- Вы думали о рекорде Луганиса?
- Я даже об оценках соперников не думал. О своих, кстати, тоже. Это сейчас я могу сказать, что, например, был счастлив получить «десятку»: на официальных соревнованиях за произвольные прыжки я таких оценок не получал ни разу. А в тот момент, когда ее выставили, никаких особых эмоций не испытывал: ну «десятка» и «десятка». То же самое и с рекордами. Побить хотел бы, но могу обойтись и без них. Главное, чтобы результат был лучшим в соревнованиях.
Неприятностей в этот день для России тоже хватало. Первая случилась утром: мужская ватерпольная сборная проиграла первый матч второго круга итальянцам, поставив себя в крайне сложное положение. Теперь, чтобы бороться за медали чемпионата, в двух следующих встречах со сборными Югославии и Венгрии россиянам надо обязательно побеждать.
И в плавании у нас продолжилась черная полоса. На дистанции 200 м вольным стилем в финал не попала Надежда Чемезова (в предварительном заплыве у нее был девятый результат), на стометровке брассом - Людмила Мамонтова и Леся Мончак (30-е и 31-е места). Мужская эстафета 4x200 м вольным стилем в составе Дмитрия Чернышова, Алексея Степанова, Дмитрия Кузьмина и Максима Коршунова попала в финал с седьмым результатом, седьмой и осталась, причем финальный результат был ниже утреннего (7.27,95 против 7.27,32). А с мировым рекордом, установленным 27 июля 1992 года в олимпийской Барселоне Дмитрием Лепиковым, Вениамином Таяновичем, Владимиром Пышненко и Евгением Садовым, не на жизнь, а на смерть сражалась четверка австралийцев - Дэниэл Ковальски, Грэнт Хакетт, Йан Торп и Майкл Клим. Интересно, что и ту, российскую, и нынешнюю, австралийскую, эстафеты готовил один и тот же тренер - Геннадий Турецкий.
Первые 200 м Клим проплыл с опережением рекордного графика на 1,88. Хакетт снизил скорость на своем отрезке - 0,05, но Торп финишировал с превышением графика на 1,37. И все же рекорд - 7.11,95 - устоял. Окончательный результат австралийцев, зафиксированный Ковальски, был 7.12,48. Клим на пресс-конференции от имени всех сказал, что счастлив получить золото. Для него оно стало вторым, но, как и накануне, у пловца были грустные глаза. Расстроенным казался и Турецкий. «Ребята были готовы на рекорд и сами его упустили, - сказал он. - Клим, кстати, на 200-метровой дистанции - тоже».
Как там в поговорке? «У одних - суп жидкий, у других - жемчуг мелкий»? Вот только нельзя не признать, что австралийские подопечные российского тренера на самом деле вполне заслуживали крупного жемчуга. А россияне ни при каком раскладе не тянули на более наваристую похлебку.
|