УКРАИНСКИЙ ДЕНЬ В АВСТРАЛИИ
|
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Елена Жупина |
13 января
Как только синхронные прыжки были включены в программу официальных чемпионатов, телекомментаторы вздохнули с облегчением: рассказывать о прыжках в воду стало значительно легче. Да и даже несведущему зрителю теперь ясно, удалась попытка или нет.
Профессионалам, однако, пришлось значительно труднее. В первую очередь, судьям. По правилам двое арбитров из девяти оценивают технику прыжка одного спортсмена, двое следующих - другого, а пятеро выставляют оценки за синхронность исполнения. Кстати, на недавнем чемпионате Европы в Севилье судейская бригада состояла из семи человек. Но представители технического комитета очень быстро поняли, что при трех наблюдателях за синхронностью добиться объективной картины просто невозможно - слишком разнятся оценки.
Дело тут вот в чем. Психология арбитра такова, что первостепенной в прыжке для него всегда остается техника. Если комбинации вращений выполнены синхронно, но с ошибками, рука сама тянется к более низкой оценке. На этом многие и прокалывались в Севилье. Потому что, с точки зрения логики, какие бы ляпы ни допускали спортсмены в воздухе, если оба ошибаются одинаково, дело каждого из «синхронных» судей выставить дуэту максимально высокий балл.
Иногда, кстати, синхронно сделанная ошибка и вовсе не воспринимается как таковая.
В первом же финале чемпионата - синхронных прыжках с 10-метровой вышки - китайские прыгуны, выполнявшие заключительную попытку, в момент вращения взяли на себя носки ног. Мелочь, конечно, по сравнению с неудачным входом в воду, однако за нее тоже снижают баллы. Но китайцы проделали это абсолютно одновременно, и совместная помарка лишь усилила впечатление синхронности. Оценка была максимальной, результат - первым.
На 3-метровом трамплине китайская пара прыгунов тоже была вне конкуренции. Россияне Игорь Лукашин и Александр Варламов (они вдвоем соревновались и на 10-метровой вышке, где заняли 3-е место) в призеры не попали, но этим обстоятельством в российской команде расстроен не был никто: в синхронных видах программы в число сильнейших Россия пока не входит и вряд ли войдет в ближайшем будущем. Татьяна Стародубцева - тренер олимпийского чемпиона Атланты Дмитрия Саутина (она занималась подготовкой Лукашина и Варламова на заключительном этапе уже в Австралии) объяснила это так:
- У нас нет прыгунов, из которых можно было бы составить классный дуэт. Многие спрашивают, почему в парном разряде не выступает Саутин, а причина все та же: прыгуна под стать Диме в России найти невозможно. Игорь с Сашей, кстати, тренируются в разных городах - Пензе и Воронеже. А синхронные прыжки требуют чудовищно тщательной работы. Или остается надеяться на случайную удачу, которая вдруг может произойти. Раз в 100 лет.
Если на трамплине Лукашин и Варламов выступали исключительно для того, чтобы занять вакансию участников, то на 10-метровой вышке на чемпионку Европы Ольгу Христофорову возлагались определенные надежды. Увы, и им не было суждено сбыться, хотя в Перте сложилась редкая для чемпионатов мира ситуация: фавориты - китайские прыгуны явно переживали кризис.
Это в какой-то степени стало очевидно на сентябрьском Кубке мира, где китайцы не сумели выиграть ни одного из олимпийских видов программы - они победили только на метровом трамплине и в синхронных прыжках. В Перте же главная надежда Китая на 10-метровой вышке Ли Чен в предварительных соревнованиях в одном из наиболее сложных прыжков прошла слишком близко головой от вышки, зацепив ее волосами, после чего во всем ее облике появилась какая-то затравленность. У Христофоровой после произвольной программы был второй результат, а вот в полуфинале она (за исключением единственного прыжка) из рук вон плохо отпрыгала «школу», вошла в финал четвертой, а ее полуфинальный результат, который приплюсовывается к финальным оценкам, оказался почти на 30 баллов ниже, чем у трех лидеров - Ирины Выгузовой, Елены Жупиной и второй китаянки Цяй Юйе.
А в финале начался бенефис Жупиной. Я могла бы сравнить ее выступление разве что с тем, как выигрывал свое золото в Атланте Дмитрий Саутин. Уже после второго из пяти прыжков Лена оторвалась от всех остальных на 20 баллов и в итоге выиграла у Цяй Юйе почти 15 баллов, несмотря на то, что та сделала в финале лучшие варианты своих прыжков.
Сейчас уже бесполезно гадать, как сложилась бы карьера Жупиной, попади она в олимпийском 1992-м в Барселону. Но на те Игры ее не взяли, хотя в том же году незадолго до олимпийского отбора Жупина блестяще выступила на «матче четырех» - США, Китая, СССР и Германии и стала единственной спортсменкой, которой когда-либо удавалось обыгрывать знаменитую китаянку Фу Миньша в ее лучшие годы.
Потом Жупина дважды - в 1993-м и 1995-м - становилась обладательницей Кубка Европы на вышке. Между этими годами у нее было, правда, крайне неудачное выступление на чемпионате мира в Риме (на 3-метровом трамплине Лена была 11-й, а на вышке не попала в финал).
Реальный шанс выиграть официальные соревнования впервые представился украинской спортсменке, пожалуй, только в прошлом году на чемпионате Европы в Севилье. После предварительной программы и полуфинала Лена лидировала с приличным отрывом от остальных. Но в финале у нее дела не заладились: Жупина завалила все без исключения прыжки. Нервы тут ни при чем. Просто именно на тот момент во всех сферах жизни Жупиной преобладали исключительно черные тона, что не могло не сказаться на общем моральном состоянии.
Зато к Перту жизнь спортсменки приобрела совершенно иную расцветку. Лена поступила в институт на факультет журналистики, о чем давным-давно мечтала, в конце декабря вышла замуж. А за два дня до выступления в прыжковой сборной Украины случился еще один повод для радости: у Татьяны Туровой, у которой Жупина тренируется с четырехлетнего возраста, в Запорожье родилась внучка. Факт, конечно, не имеющий прямого отношения к чемпионату мира, но как показывает практика, в ответственный момент спортсмен в большой степени черпает эмоции от собственного тренера.
Радость в команде Украины вчера была не единственной. В комплексном плавании на дистанции 400 м 15-летняя чемпионка Европы среди юниоров Яна Клочкова завоевала серебро, проиграв лишь рекордсменке мира китаянке Чен Янь.
У российских пловцов, увы, первый день сложился совсем плохо. На дистанции 100 м вольным стилем старожилы команды Светлана Лешукова и Инна Яицкая показали соответственно 31-й и 33-й результаты, причем обе проплыли значительно хуже личных рекордов. На «сотне» брассом точно так же не попали в основной финал чемпион Европы Андрей Корнеев и Роман Ивановский (14-й и 28-й результаты). Оксана Веревка заняла 20-е место в комплексном плавании, и, наконец, 200 м вольным стилем Алексей Степанов и Максим Коршунов проплыли 20-м и 31-м. Так что во время вечерней финальной программы россиянам оставалось болеть за единственного соотечественника - Геннадия Турецкого. К России он имел самое непосредственное отношение, будучи тренером четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова, но в Перте представлял Австралию и своего ученика Майкла Клима. А тот еще накануне заявил о том, что собирается начать бить рекорды с первой же дистанции.
Побить достижение итальянца Джорджо Ламберти, установленное им на чемпионате мира-89 в Бонне, Климу так и не удалось. Три 50-метровых отрезка из четырех он шел быстрее рекордного графика, а на финише решил спижонить - чуть задержал в воздухе руку в последнем гребке, и окончательный результат оказался на 0,74 секунды хуже, чем было нужно для рекорда.
- Я слишком волновался перед заплывом, - сказал пловец. - Слишком хотел проплыть быстро. Но все равно счастлив, что победил.
В какой-то степени Клима сгубила слава. После того как в конце прошлого года он установил первый в жизни мировой рекорд на дистанции 100 м баттерфляем, отняв это достижение у двукратного олимпийского чемпиона Атланты Дениса Панкратова, австралийская пресса начала обсуждать шансы Клима на победу над Поповым на дистанции 100 м вольным стилем. И доставать до печенок Турецкого: на кого из двух учеников он делает ставку. Турецкий проявлял завидную дипломатию: «И Попов, и Клим - результаты моего тренерского труда. Кто бы ни победил, я останусь в выигрыше». Мне же при одной из встреч тренер сказал: «Австралийцы сейчас зачем-то делают все, чтобы столкнуть Майкла и Сашку лбами. Это страшно раздражает и того, и другого, а главное, не имеет под собой никаких оснований. Клим - хороший пловец, но держать удар способен далеко не всегда. Я понял это на Играх в Атланте. Майкл был готов, однако проплыл неважно - перегорел. Я, конечно, работаю в этом направлении, но до Сашки ему далеко. Пока далеко».
За день до начала плавательного турнира, когда мы встретились на бегу, Турецкий, сославшись на спешку, вежливо уклонился от прогнозов. А может быть, тренер просто боялся сглазить: чемпионат-то, по существу, только начинается.
|