Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Игры доброй воли 1998 - Плавание

ПОПОВ СОВЕРШАЕТ ЧУДО, И МЫ ПОБЕЖДАЕМ АМЕРИКУ

Пенелоуп Хейнс

Фото © Kyodo
На снимке Пенелоуп Хейнс

4 августа 1998

К заключительному дню соревнований ажиотаж в плавательном бассейне возрос до предела: американцы проигрывали командное соперничество и в мужском, и в женском плавании. Впрочем, надо отдать должное хозяевам: они всячески старались показать, что воспринимают с юмором и сами Игры, и свои в них выступления.

Перед началом воскресных финалов в пресс-центре и на трибунах появились листовки следующего содержания: «Америка должна была побить Германию даже без Гэри Холла, Нейла Уокера и Тома Доулэна. Если бы в придачу к этим троим в команде выступали Угур Тэнер, Том Малчоу, Нейт Дьюзинг и некоторые другие пловцы, Америка наверняка обыграла бы сборную мира.

Однако, как известно, если бы у бабушки были усы, она была бы дедушкой. Так что не стоит гадать и тем более от расстройства сводить счеты с жизнью. Еще не вечер. Русские разорвали Германию в клочья, однако в воскресенье вечером у США есть шанс бросить вызов России. У этой команды не осталось от нас никаких секретов. Она, безусловно, сильна на дистанциях 100 и 800 метров вольным стилем, 200 метров баттерфляем и в обеих эстафетах. Два брассиста - Александр Ткачев и Андрей Корнеев взаимозаменяемы: один, разумеется, поплывет в комбинированной эстафете, второй - против Курта Гроута. Между прочим, США сумели показать очень неплохой результат в эстафете и без Гроута. Это говорит о том, что у нас есть резервы. Первая эстафета и должна, собственно, определить ход дальнейшей борьбы. А главная слабость России кроется в двух видах - 200 метров комплексным плаванием и 100 метров брассом. Можно смело предсказать, что американские пловцы займут на этих дистанциях не только первое, но и второе место...»

По итогам первых двух матчевых встреч американцы лидировали в индивидуальном зачете в пяти видах программы: 100 и 200 м брассом (Гроут), 200 м на спине (Крайзельбург), 400 м вольным стилем (Вендт) и в комбинированной эстафете. У России только Александр Попов сумел удержаться в лидерах на обеих спринтерских дистанциях вольным стилем. С лучшим результатом шла и российская кролевая эстафета в составе Романа Егорова, Попова, Дениса Пиманкова и Сергея Ашихмина.

Бороться за командную победу Россия уже не могла. Конечно, можно было допустить, что немцы вдруг соберутся и обыграют сборную мира. Но только теоретически. На деле же к первому антракту (10-минутному перерыву в середине программы) Германия проигрывала «звездам» со счетом 42:19.

Кстати, в первом отделении произошли сразу два события, которые заслуживали внимания: Денис Силантьев в очередной раз установил рекорд Игр доброй воли (1.56,16), чуть не побив мировой рекорд Дениса Панкратова (1.55,22), а бразилец Фернандо Шерер, который накануне стал четвертым человеком за всю историю, кто плавал 100 метров вольным стилем быстрее 49 секунд, проплыл «полтинник» кролем за 22,18 и отобрал заочное лидерство у Попова (22,37 во второй день турнира).

Силантьев и в предыдущие дни вроде замахивался на рекорд (первые 150 метров двухсотметровой дистанции регулярно плыл по графику, превышавшему панкратовский), однако тренер украинского пловца Сергей Гусев смотрел на все это весьма здраво: «150 метров мы плаваем с такой скоростью уже давно. Самым большим достижением Силантьева я считаю то, что это время ему удается показывать без длинного «проныривания» под водой, которое всегда давало преимущество Панкратову. Но на последнем отрезке Денис «встает». Так что на рекорд мира мы особо пока не рассчитываем. Тем более что летом Силантьев очень много выступал в коммерческих турнирах - жить-то на что-то надо - и просто подустал».

Относительно главного матча Игр, США - Россия, главный тренер российской сборной Виктор Авдиенко выразился коротко: «Черт с ними, с призовыми. Но с американцами мы обязаны разобраться серьезно».

Поскольку главный приз - 50 тысяч долларов - уже обрел хозяев (для того чтобы обойти сборную мира, России требовалось в матче против США набрать 89 очков, что представлялось малореальным), прочие суммы совершенно не заслуживали того, чтобы драться ради них. Особенно смешной выглядела строчка-уточнение в информационном справочнике: «В случае победы команды в эстафете 1000 долларов делятся между четырьмя участниками». Для полноты картины, ей-богу, стоило добавить: «За вычетом 30 процентов налогов».

Мировыми рекордами, за которые организаторами было обещано вначале 100, а затем 50 тысяч долларов, к третьему соревновательному дню уже не пахло - спортсмены слишком устали. Кстати, накануне спонсоры поступили просто по-свински с олимпийской чемпионкой и рекордсменкой мира Пенелоуп Хейнс. В ходе дистанции 100 метров брассом южноафриканка установила мировой рекорд на «полтиннике». Организаторы немедленно объявили, что дистанция 50 метров , хоть и является официальной для рекордного зачета, но не входит в программу Игр, а потому гонорар за рекорд не предусмотрен. Лишь после долгих прений оргкомитет расщедрился на поощрительные 10 тысяч долларов.

Комбинированная эстафета США к заключительному дню имела лучший результат 3.39,73 - рекорд Игр доброй воли, который американцы установили в матче против «Сборной мира». Естественно, что при огромном стечении публики (обещал быть даже президент Клинтон) они жаждали только победы - чтобы создать тем самым настроение команде на дальнейшую борьбу. После первого этапа казалось, что так и случится - Владимир Сельков, с большим трудом уговоривший тренеров поставить его в состав эстафеты, практически без борьбы сдал свой этап Ленни Крайзельбургу - 56,06 против 54,79. Дуэль Корнеев - Гроут закончилась с результатом 1.01,60 против 1.00,98. Владислав Куликов проплыл свой этап за 52,94, сократив, как мог, разрыв (2.50,60 против 2.49,45) Попов же ушел на дистанцию через 0,15 после старта Дэна Филлипса. Практически на корпус сзади. Но никому и в голову прийти не могло, что Попов отыграет этот корпус и еще на полкорпуса опередит американца на финише.

Года три назад, после одной из выигранных эстафет, Александр в сердцах бросил: «Нет никакого смысла плыть последним этапом и в одиночку вытаскивать эстафету ценой собственного здоровья». Он, по правде сказать, и не собирался в эстафетах лезть из кожи вон. Организаторы, обговаривая условия участия русского спринтера в Играх доброй воли, попросили его лишь об одном: выступать в каждый из дней на двух индивидуальных дистанциях - 50 и 100 метров вольным стилем. Вот только интересы команды требовали в Нью-Йорке иного. Попов сам попросил поставить его в эстафету.

- Я все подсчитал, - скажет он после. - И прежние результаты, и то, что американцы наверняка приберегут свежие силы на встречу с нами. Знал, что России наверняка не удастся разгромить США, так, как накануне это сделала сборная мира. Что борьба будет вестись не на жизнь, а на смерть.

После заплыва Попову стало плохо прямо в воде. Видимо, в ходе столь важной для России эстафеты в организме включились какие-то скрытые запасы патриотизма и характера, которые полностью подавили чувство самосохранения. В тот момент Александр совсем не думал, насколько тяжело ему придется на собственной дистанции - 50 метров: результат Шерера 22,18 (бразилец плыл совсем свежим, без участия в эстафете) так и остался лучшим. Но это уже не было принципиально.

Разрыв в командном счете составил всего четыре очка. С таким остервенением американцы не выходили на старт уже давно. Лучшим свидетельством тому были не только сдвоенные победы США на дистанциях 100 метров брассом и 400 метров вольным стилем, но и то, что в заплыве на 200 метров на спине хозяева заявили травмированного олимпийского чемпиона Брэда Бриджуотера, которому врачи ради нескольких возможных очков предварительно обезболили плечевой сустав.

Но и российские пловцы совершили невероятное. Трудно сказать, какие из выступлений заслуживали большего восхищения: баттерфляй - в исполнении Панкратова и Куликова, «длинный» кроль, где невероятный для себя результат показали ростовчане Филипец и Кралин, брасс, спринт...

Пожалуй, спринт воспринимался особо. Если до недавнего времени вся надежда была только на Попова, то в Нью-Йорке лидера достойно поддержали и Пиманков, и Сергей Ашихмин, и Роман Егоров: в заключительной эстафете дня, перед которой США лидировали с преимуществом в три очка, Денис Пиманков финишировал с огромным отрывом от Джона Кахоя.

Американцы все еще старались соблюсти лицо - мол, сильнейшие решили готовиться не к Играм доброй воли, а к отборочному (на Панамериканские игры) чемпионату США, который начнется лишь в середине августа. Но это уже было лицемерие - держава, уверенная в собственной силе, наверняка рассчитывала на победу над русскими и в таком (далеко не слабом) составе. Не получилось.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru