Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Плавание - Кубок мира 1996

ПОПОВ ЛИШАЕТСЯ И МАШИНЫ И ЗОЛОТА

Марк Фостер

Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Марк Фостер

13 февраля 1996

Фестиваль «Арена» всегда считался в плавательных кругах событием престижным. Даже тогда, когда он не был этапом Кубка мира, а проводился сам по себе: репутация наиболее «скоростной» (а, соответственно, лучшей) спортивной фирмы, которую успела к тому времени приобрести в мире «Арена», как бы распространялась и на соревнования, проводимые под ее патронажем. На тринадцати турнирах (фестиваль был впервые проведен в 1983 году) пловцы 65 раз улучшали европейские и мировые рекорды.

Именно в Гельзенкирхене два года назад показал феноменальный результат на дистанции 100 м вольным стилем (46,74) двукратный олимпийский чемпион Александр Попов. В прошлом году в рекордсменах ходил чемпион Германии в брассе Марк Варнеке.

Кстати, именно с немцами у организаторов в этом году вышел большой конфликт. На августовском чемпионате Европы в Вене генеральный спонсор команды Германии - «Арена» - серьезно нарушил какие-то финансовые обязательства, в результате чего на старт все немецкие пловцы выходили в ареновских (за неимением других) плавках и купальниках, но фирменную «птичку» заклеивали пластырем. Та же участь постигла и прочие предметы экипировки. А к Гельзенкирхену спонсором команды стала ненавистная ареновским боссам Speedo . Единственной спортсменкой, сохранившей старые привязанности, осталась золотая девочка немецкого плавания Франсиска ван Альмсик: слишком велика была сумма, проставленная в ее персональном с «Ареной» контракте. Но в Гельзенкирхен Франсиска не приехала, и организаторам пришлось утешать себя тем, что все стены бассейна были заклеены плакатами с изображением ван Альмсик в ареновских купальниках.

Соревнования, подводящие итог розыгрыша Кубка мира, собрали, как и ожидалось, исключительный по силе состав. В «королевском» спринте - на стометровке вольным стилем, которая традиционно открывает все кубковые этапы, предварительных заплывов было аж десять. А поскольку дорожек в гельзенкирхенском бассейне с прошлого года не прибавилось, то и в финал могли выйти всего шесть (а не восемь, как обычно) пловцов. В результате утренней грызни ни одному россиянину, за исключением Попова, в шестерку пробиться не удалось. Сборная России, кстати, значительно увеличилась в составе: она осталась по-прежнему абсолютно мужской, но из Москвы подъехали еще пятеро спортсменов: Владимир Предкин, Максим Коршунов, Станислав Лопухов, Андрей Корнеев и Владислав Куликов.

Следующим за Поповым в финал заплыва на 400 метров вольным стилем попал Алексей Степанов. И, найдя в моем лице благодарного слушателя, стал рассказывать:

- Вы видели, что творится? Все плывут бритые, злые, как волки. Как с ними соревноваться, ума не приложу.

Когда вечером Степанов «причесал» бритую компанию, за исключением чемпиона мира Йорга Хоффмана, настала очередь его соперников призадуматься над тем, кого действительно стоит бояться. А Степанов, откупавшись после заплыва в разминочном «лягушатнике», продолжал сокрушаться вслух:

- И как это я Хоффмана достать не сумел?

- Чего же вы не побрились, как остальные?

- Зачем? Мы же не готовились к этим соревновани­ям. К тому же гораздо интереснее знать, на что я в таком виде способен. В Италии-то конкуренции, считайте, не было.

Но по-настоящему в субботу удивил публику (а в большей степени самого себя) 23-летний калужанин Станислав Лопухов. Сначала - тем, что утром с испугу попал в финал на дистанции 200 метров брассом. Именно «с испугу».

- Когда я увидел, что многие плывут по 2.12, - рассказывал он, - то понял, что уже не до тактических тонкостей - жать надо на полную катушку, потому что мой лучший результат, который я когда-либо показывал, был 2.11,45. На чемпионате мира в коротком бассейне в Рио-де-Жа­нейро я проплыл за 2.12,13 - был там шестым. Правда, получил бронзу на «сотне». Третьим на этой же дистанции был и в августе прошлого года на Универсиаде в Японии. Выступал даже в Шеффилде на чемпионате Европы-93, но там проплыл 200 метров совсем плохо. Уже был близок к тому, чтобы закончить плавать вообще - результаты не росли, да и Калуга - не Москва, возможностей куда-то поехать посоревноваться практически нет. Если бы не новый директор нашей спортшколы - Виталий Шепель, я бы, наверное, так и сделал. Но он (сам, кстати, бывший тренер по легкой атлетике) стал помогать, как мог. Поддерживал и тренер - Александр Маликов. И в прошлом году у меня вдруг стало получаться. После чемпионата мира в Рио мне сказали, что я могу рассчитывать на какую-нибудь поездку за границу. Мы выбрали Гельзенкирхен. Так что отступать было некуда. А главное - я впервые в жизни страшно хотел соревноваться, выходя на старт. Обычно ведь боялся, что опять результат будет ниже среднего.

Предварительное время Лопухова стало лучшим - 2.09,66. Уже зная о его терзаниях по поводу того, что из-за столь резвого старта на вечер может не остаться сил, я искренне радовалась, когда в финале за десять метров до финиша Стас явно шел вторым. Австралиец Фил Роджерс был впереди на длину руки. Что произошло за эти десять метров, увидеть с трибуны прессы было невозможно - не позволял ракурс. Но когда на табло высветилась разница в 0,38 секунды в пользу российского пловца, журналисты потеряли дар речи. Впрочем, Роджерс тоже.

Заключительный этап Кубка, по сути, мало что менял в расстановке сил: большинство обладателей трофея слишком далеко оторвались от соперников. После первого дня соревнований было известно, что спринт выиграл немец Кристиан Трегер, плавание на спине - его соотечественник Стив Телоке, брасс - американец Грег Шмид, комплексное плавание - поляк Марчин Малински, а баттерфляй - украинец Денис Силантьев. На этапах, в которых он участвовал, Денис пять раз превышал рекорды Украины (читай - свои личные достижения). И набрал рекордную сумму по четырем почти зачетным этапам - 77.

20-летний дельфинист обратил на себя внимание только в прошлом сезоне - после того как в рейтинге по итогам года занял четвертое место. Кстати, одной из первых на успех запорожского пловца обратила внимание фирма Speedo : немедленно предложила Силантьеву персональный контракт.

Единственной мужской категорией, где победитель не был известен заранее, оставался «длинный» кроль. У женщин же царила полная неразбериха. Только четыре героини определились окончательно заранее: Ирэн Далби (Норвегия, стайерский вольный стиль), Аленка Кейжар (Словения, плавание на спине) и две австралийки - Элли Овертон (комплекс) и Энджела Кеннеди. Самой непредсказуемой казалась ситуация в спринте: как минимум шесть спортсменок могли претендовать на победу в общем зачете. В субботу именно в спринте - на дистанции 50 метров вольным стилем - немка Сандра Фелькер почти что устроила сенсацию: повторила европейский рекорд трехлетней давности, которым единолично владела Франсиска ван Альмсик. Немцы прямо на бортике устроили праздник всеобщего ликования. Слегка омрачало их радость лишь то, что очков, которые Сандра набрала за результат 24,75, оказалось все-таки недостаточно для того, чтобы стать первой в очереди за призовой «Хондой»: наиболее серьезную заявку на автомобиль сделал в первом же заплыве фестиваля Попов. Результат 4 7,48 равнялся 1016 очкам, у Фелькер же их оказалось 1007.

Организаторы явно сожалели о том, что нельзя изменить программу Кубка и отодвинуть «сотню» вольным стилем в самый конец двухдневной программы. В этом случае результат победителя (то есть Попова) наверняка оказался бы выше: значительно легче настраивать себя на старт, когда в подсознании есть определенная планка. Так же эту планку сам Попов, устанавливал для остальных. Именно поэтому, как посчитали многие, Александр лишился главного приза в прошлом году. «Опель» из-под носа у двукратного олимпийского чемпиона увела нынешняя досрочная обладательница Кубка мира в баттерфляе Кеннеди. Попытка Попова взять реванш на дистанции 50 метров закончилась фальстартом, и красивая игрушка укатила в другие руки.

В субботу шанс обойти лидера по очкам оставался еще у Марка Фостера. Во всяком случае, «Фиат-Пунто» он добыл в Империи именно на дистанции 50 метров баттерфляем. В Гельзенкирхене не вышло - установленная Поповым планка оказалась для англичанина высоковата.

В воскресенье, казалось, автомобильный вопрос волновал публику куда больше, нежели расклад мест в общем зачете Кубка мира. С одной стороны, все сходились во мнении, что серьезных конкурентов у Попова нет, но, с другой, подсознательно ждали: а вдруг? Ждать пришлось меньше пятнадцати минут: за это время в программе закончились первые три финала, в последнем австралийка Хелен Денмэн установила новый европейский рекорд на дистанции 50 метров брассом - 31.04 и на два очка опередила Попова.

Это казалось невероятным. Рядом со мной на трибуне два журналиста из Италии возмущались вслух. Суть их высказываний сводилась к хрестоматийной фразе Леонида Якубовича: «Нет такой буквы в этом слове». То есть в высшей степени неправильно, что больше шансов на очки имеют те, кто плавает 50 метров брассом или баттерфляем, - дистанции малопонятные и, с точки зрения профессионалов, несуразные.

Однако свершившееся было больше, чем фактом.

- Я никогда не думала, что смогу настолько близко подобраться к мировому рекорду, - сказала Хелен, едва отдышавшись. - И тем более что буду лидировать в борьбе за абсолютно лучший результат фестиваля. К этому этапу я не готовилась специально - он замыкает серию соревнований в Европе, и тренироваться, как я привыкла дома, было просто некогда.

Последние три месяца Денмэн плавала в клубе Аделаиды, куда переехала из Перта. Кстати, когда вопрос об отъезде из дома средней из дочерей (всего их в семействе Денмэнов - три) был решен, мать Хелен - Джуди предложила ей забрать в личное пользование одну из двух родительских машин. Хелен отказалась, хотя соблазн был велик. Кстати, австралийка впервые защищала цвета национальной команды и, как призналась сама, была больше всего удивлена тем, что и физически, и психологически ей было легче выступать в Кубке мира, нежели биться с огромным количеством австралийских брассисток за вакантное место в команде.

У сборной России тоже был повод для радости: Станислав Лопухов выиграл и вторую дистанцию брассом - 100 метров. Так же, как накануне, первым попал в финал и так же до последнего сантиметра сражался с Роджерсом. Финишной стенки они коснулись одновременно. Андрей Корнеев занял пятое место, но, как я уже писала, задачи на Кубке мира у всех российских пловцов разные. И тренер Корнеева Андрей Котов, и тренер спринтерской бригады Михаил Горелик были вполне удовлетворены результатами, несмотря на то, что в большинстве случаев эти результаты не позволяли их пловцам даже войти в финал.

Лишь через час после того, как Денмэн зарегистрировала заявку на автомобиль, на старт вышли спринтеры-мужчины.

Попов проиграл. Как и в Италии - англичанину Марку Фостеру. Комментировать поражение своего спортсмена всегда тяжело, да и ни к чему. Скажу о другом, не как болельщик - как журналист: если бы Фостера не было, его надо было бы придумать. Ибо он, и только он, пока еще может создать интригу, крайне необходимую в любом виде спорта.

После заплыва, правда, сам Марк сказал, что никогда не сумел бы выиграть у Попова в 50-метровом бассейне - не его это стихия. И добавил:

- Меня часто спрашивают, смогу ли я соперничать с Поповым в Атланте. Не смогу. Единственное, что меня утешает: остальные спринтеры тоже вряд ли окажутся в состоянии это сделать.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru