Борис Попов:
«У НАС ЛУЧШАЯ КОНТРАТАКА. У ЮГОСЛАВОВ - ЗАЩИТА» |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
|
20 августа 1997
Мужская российская сборная ватерполистов закончила предварительный турнир с лучшим результатом в своей подгруппе. В четвертьфинале, который игрался поздно вечером 19 августа, россиянам предстояло встретиться с командой Словакии, а в понедельник главный тренер России Борис Попов дал интервью «СЭ».
- Соревнования только сейчас начинаются по-настоящему, - заметил он. - Поэтому никаких прогнозов и выводов я пока делать не намерен. Но в целом можно сказать, что неожиданностей не было. Все сильнейшие обеспечили себе продолжение борьбы за медали.
- Но ведь вылетела традиционно сильная команда Германии.
- Да. Но осталась Греция. Причем это абсолютно закономерно. Весь последний год греки выступали просто здорово.
- Видимо, это - результат вашей недавней работы в этой стране?
- Не думаю. Из клуба, в котором я работал, в сборную вошли всего два спортсмена. Сборная Греции, в отличие от многих других, очень серьезно готовилась в этом году к Кубку мира и заняла там второе место. А к чемпионату Европы так же серьезно готовились все участники. Следствие вы видите: любая из как минимум шести команд - Италии, Испании, Югославии, Хорватии, Венгрии и России - может стать чемпионом.
- Точно так же любая может уже в первом матче четвертьфинала выбыть из борьбы.
- К сожалению. Я не отрицаю, что система четвертьфиналов повышает интерес болельщиков, но, по сути, она очень несправедлива. Можно победить во всех матчах группового турнира, проиграть одну встречу, выиграть во всех последующих, а результат в лучшем случае будет пятым. Это просто необъективно. И, я бы сказал, нечестно по отношению к спортсменам. Не берусь сказать, как именно следует проводить чемпионаты, но существующую систему розыгрыша надо менять.
- Какое впечатление о командах-соперниках у вас сложилось в ходе группового турнира?
- На мой взгляд, только две сборные - Италии и России - активно пытаются найти что-то новое. Сейчас почти все сильнейшие команды имеют довольно подвижное нападение, неплохих вратарей. Самое тяжелое - вскрыть зону соперника. Кто научится это делать эффективнее и быстрее, чем остальные, получит серьезное преимущество. Мы, во всяком случае, над этим работаем непрерывно.
- Мне показалось, что сейчас ни в одной команде нет выдающихся центров - «столбов». По сравнению, скажем, с временами пяти-, десятилетней давности.
- Как показали почти все игры, работать «на столба» имеет смысл лишь тогда, когда игрок способен обработать мяч в течение одной - полутора секунд. Таких в мире всегда были единицы. Держать мяч дольше «столбу» сейчас просто не дают. Так что по большому счету значение центрального нападающего снизилось. Это уже не козырь. Козырь же, повторяю, будет заключаться в умении вскрыть зону. Кстати, главный тренер итальянской сборной Ратко Рудич открытым текстом говорит везде о том, что ему не важно, какое место займёт его команда здесь, в Севилье, и какой она будет в Перте. Что главное - в совершенстве наиграть новые схемы к Играм 2000 года.
- Я обратила внимание на то, что абсолютно у всех команд в предварительных матчах были проблемы с розыгрышем лишнего игрока.
- Это прежде всего говорит о том, что спортсмены стали более грамотно работать в обороне. Еще много лет назад на основании множества серьезных соревнований был проведен анализ, который математически доказал, что побеждает та команда, которая пропускает меньше голов, чем другие. Поэтому тренеры прежде всего ищут варианты обороны. Например, югославская сборная, которая имеет лучшие показатели по числу пропущенных мячей, активно использует тактику «забора», которую еще перед чемпионатом мира 1975 года придумал тогдашний главный тренер сборной СССР Анатолий Блюменталь. Она заключается в том, что при розыгрыше мяча у ворот защитники встают почти вплотную к вратарю по обе стороны ворот. Получается три вратаря, пробить которых предельно сложно.
- Сборная России претерпела значительные изменения со времени Игр в Атланте.
- Мы ввели в состав пятерых новых игроков. Это Реваз Чомахидзе, Дмитрий Стратан, Денис Живчиков, Ирек Зиннуров и Константин Кравченко. Кстати, после Игр составы обновили очень многие сборные. Самая молодая команда - у Югославии. Там средний возраст игроков 22 года. У венгров - 23. Прежним составом играют только испанцы, и, как мне кажется, они уже полностью исчерпали свой потенциал. В 29 лет - а именно такой средний возраст этой команды - играть очень тяжело.
- Но испанцы стали олимпийскими чемпионами в Атланте.
- Для меня это было удивительно. Потому что почти все игроки выступают за сборную более десяти лет. И совершенно очевидно, что играть лучше в Сиднее они не будут. Удивительно мне было и то, что перед чемпионатом Европы в сборную Италии были включены очень многие «старики». Я видел итальянскую команду в марте, она состояла из молодежи и выглядела очень прилично. А наиболее сбалансированная, на мой взгляд, команда у венгров. У них великолепно подобраны игроки. С прекрасными физическими данными, которые прекрасно владеют техникой дальних бросков, хорошо защищаются.
- А чем отличается ваша команда?
- У нас лучшая контратака.
- А недостатки?
- Далеко не всегда умеем реализовать численное преимущество. Но это, так сказать, наследственная ошибка.
- В каком смысле?
- Техника паса, техника броска, умение мгновенно реагировать, должны отрабатываться у ватерполистов на уровне детских школ. И доводиться до абсолютного автоматизма в сборной. Мы же начинаем исправлять недоработки только тогда, когда игрок попадает в сборную. Потому что детских школ в стране почти не осталось.
- Несмотря на это мы пока - лучшие.
- А вот об этом давайте не будем. Я же сказал, чемпионат только-только начинается.
|