Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 1997 - Севилья (Испания)
ТЕЕРЬ У СЕДАКОВОЙ ДЕВЯТЬ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?
Ольга Седакова

Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Ольга Седакова

19 августа 1997

Самое первое появление российской команды на чемпионате Европы в 1981 году в югославском Сплите было предельно скромным: дуэт в составе Татьяны Хайцер - Ирины Потемкиной был шестым, в соло Хайцер заняла седьмое место. В 1987-м в Страсбурге дуэт в составе Ирины Жуковой и Татьяны Титовой завоевал бронзовые медали. Команда была уже второй. А через два года в Бонне первое золото в синхронном плавании увезла в Москву Кристина Фалассиниди.

Тогда, естественно, никто не мог предположить» что после развала страны Фалассиниди предпочтет уехать на «историческую» родину в Грецию, сменит фамилию на более греческозвучашую - Талассиниду, выйдет замуж, родит дочку и снова вернется в спорт. Что в Севилье она будет участницей с самым богатым послужным списком участия в европейских чемпионатах: впервые в составе сборной Христина появилась в 1987-м. Впрочем, тогда нельзя было предугадать и то, что Ольга Седакова, занявшая место Фалассиниди в сборной России, установит абсолютный европейский рекорд по количеству высших наград - восемь из девяти возможных на трех чемпионатах. В Севилье Ольге предстояло добавить к ним девятую.

Отборочный чемпионат России в соло Седакова проиграла Ольге Брусникиной. Тем не менее большинством голосов было решено заявить на чемпионате в Севилье восьмикратную чемпионку континента. Тем более что перед чемпионатом Европы Седакова сделала поистине невероятное -выиграла Кубок мира в соло и вместе с Брусникиной - в дуэте.

«Я так хотела выступить во всех трех видах программы, - вскользь сказала Седакова, которую я встретила в бассейне в первый день соревнований. И с грустью в голосе добавила: - Но для этого мне надо было куда больше бывать в Москве...»

Вряд ли что-то изменилось бы в протоколах, окажись Седакова, помимо сольного выступления, и в группе и в дуэте. В синхронном плавании авторитет как нигде способен затушевывать ошибки его обладательницы. Но, с точки зрения тренеров, это было бы в высшей степени несправедливо по отношению к остальным спортсменкам, отрабатывавшим групповые чемпионатные программы до умопомрачения и годами ждавшими своей очереди на место в сборной.

В синхронном плавании всегда работали так, как нигде. Каждая тренировка являет собой жуткую смесь самоистязания и какого-то религиозного фанатизма тренеров. Почему? Я не знаю. Наверное, потому, что изменить привычную судьям расстановку сил здесь можно только при сочетании множества факторов и сумасшедшего технического превосходства. В любом другом виде спорта было бы, наверное, дико видеть женщину-тренера, приехавшую на чемпионат меньше чем через два месяца после рождения второго ребенка, как это сделала тренер Талассиниду и всей греческой команды Наталья Мащук. Или, наоборот, собирающуюся со дня на день стать матерью близнецов, как главный тренер сборной Израиля Марина Сидорова. Для них самих и прочей синхронной компании это в абсолютном порядке вещей.

Когда несколько лет назад Седакова уехала тренироваться в один из швейцарских клубов, это было поводом заговорить о том, что Ольга намерена уйти из большого спорта. Но Седакова осталась - как и прежде, представляя Россию.

А в 1994-м было неудачное выступление в «школе» на чемпионате мира в Риме. По мнению многих, там сложилась предельно благоприятная ситуация для того, чтобы произвести лидерскую рокировку: канадская и американская спортсменки, которых в соответствии с «внутренними» правилами следовало поставить на первое и второе места, приехали не в лучшей форме. И Седакову после технической программы с крохотным отрывом от соперниц вывели в лидеры. Однако обязательные фигуры Ольга закончила с четвертым результатом. Четвертой и осталась в общем зачете.

Сама спортсменка объясняла неудачу болезнью накануне чемпионата. А ее бывший тренер Елена Полянская заметила: «В Швейцарии никогда не работали так, как в России. Как пианисту нужно по многу часов в день проводить за роялем, так нам - в воде. Чуть недоработал - пропадает отточенность и точность в элементах. Этот процесс не сразу заметен, но его последствия, как правило, необратимы. К тому же Оле надо постоянно работать с группами, зарабатывать деньги. Тренироваться бывает просто некогда.

Седаковой действительно приходилось очень тяжело. «Поймите, - говорила она тогда, - если бы у меня была возможность зарабатывать деньги в России, я бы не уехала никогда в жизни. Но...»

В Севилье Седакова была автором не только своих чемпионатных программ, но и практически всех композиций, которые исполняли швейцарские синхронистки в дуэте, группе и соло. Собственно, даже швейцарский тренер Седаковой Сюзи Морган признала, что по части постановки ее ученице нет равных. А после того, как Ольге прилюдно и прикамерно повесили на шею золотую медаль, Морган тихо заплакала. Слезы были и на глазах Седаковой.

- Я же прекрасно понимаю, насколько всем было бы спокойнее, если бы я ушла, - сказала она. - Но почему я должна уходить после того, как столько лет пробивала России дорогу к золоту? Для меня и так было полной неожиданностью, что в Севилье я не буду выступать в дуэте. Логика простая: на европейском уровне мы уже настолько застолбили за собой лидерство, что можем выиграть любым составом. Если бы такая ситуация была и на мировом уровне, меня бы наверняка не стали ставить в дуэт на Кубке мира. Но поставили. Потому что нельзя было рисковать. Мы выиграли, и я была уверена в том, что уйду из спорта десяти-, а не девятикратной чемпионкой Европы.

- До чемпионата мира вы останетесь в Москве?

- Только в том случае, если место в дуэте останется за мной. Иначе нет никакого смысла. Мне очень хорошо в Швейцарии, хотя наши российские тренеры никак не хотят признать, что в этой стране могут быть хорошие специалисты.

- Но вы же сами не раз говорили, что очень много времени у вас отнимает работа в клубе.

- Да. Зато я почти не трачу времени на дорогу, решены все бытовые проблемы. И мне по-прежнему очень интересно тренироваться.

- Вам приходится принимать участие в местных соревнованиях?

- Да. Но большей частью - в разного рода шоу. Например, ежегодно в Швейцарии устраивается большой спектакль. Приглашают известных спортсменок. Раньше обычно приезжали американки. В прошлом году мы ставили «Лебединое озеро», причем роль принца исполнял мужчина - бывший пловец. Такие спектакли очень привлекают спонсоров и дают возможность клубу неплохо заработать.

- Я возвращусь к предыдущей теме. Насчет ухода в ранге девятикратной чемпионки. Неужели вы не допускаете, что через два года в Стамбуле...

- Не надо об этом.

- Почему?

- Потому что, выиграв три золотые медали на своем первом чемпионате в Афинах, я меньше всего допускала, что этих чемпионатов в моей жизни будет четыре, а медалей - девять. За» чем загадывать раньше времени?

За борьбой дуэтов и команд девятикратная чемпионка наблюдала уже с трибуны - в роли комментатора. Пропасть между россиянками и всеми остальными действительно выглядела чудовищной. Но вряд ли облегчала состязания нашим девочкам.

«Вы не представляете, как давит сознание того, что ты не имеешь права быть хуже, чем ожидают окружающие», - жалобно говорила noсле награждения дуэтов Брусникина. Для нее золоте было третьим по счету: впервые в команде Оля появилась на чемпионате в Шеффилде, когда ей было всего 13 лет. Через день Брусникиной и Марии Киселевой, заменившей в мини-команде Седакову, предстоял последний бой и мучить девчат вопросами было не совсем удобно. Тем более что в прыжковом бассейне уже был дан старт розыгрышу медалей на мужском трехметровом трамплине.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru