|
Фото © Corbis
на снимке Александр Попов |
9 февраля 1995
Три золотые и одну бронзовую медаль завоевали российские пловцы в первый день четвертого итальянского - этапа Кубка -95.
Высоких результатов, как я и предполагала в предыдущем репортаже, в этот день в Сен-Винсенте не наблюдалось. Все спортсмены уже после разминки повылезали из воды, клацая от холода зубами: экстренный перенос соревнований из Генуи в курортную деревню дал себя знать. Естественно, организаторы постарались сделать все возможное, чтобы сохранить мало-мальски приемлемый уровень турнира. Та же температура воды была поднята на четыре градуса по сравнению с предыдущим днем, но и этого оказалось недостаточно,
Главное же, бассейн, который можно назвать более чем роскошным для соревнований местного масштаба, все же никак не годился на роль международной арены. Начать с того, что он просто не вмещал соревнующихся: на утренней разминке пловцы набились на дорожки как сельди в бочку, нельзя даже было вести речь о том, чтобы освободить хоть какое-то пространство для спринтеров, которые традиционно занимают крайние кромки воды и устраивают себе «движение» в одну сторону.
На бортиках народ тоже ходил по головам друг у друга. Вечером же в воде стало посвободнее за счет не вошедших в финалы, зато последниеие сконцентрировались на трибунах.
Впрочем, иного варианта сохранить этап у итальянцев просто не было: в самый последний моме!нт, когда старты в Генуе должны были быть утверждены окончательно, отказались от поддержки соревнований сразу три фирмы-спонсора. Именно поэтому Кубок получил новый и, как выяснилось, не самый удобный адрес.
Но уже после первого финаль ного заплыва все отрицательные эмоции улетучились:двук ратный олимпийский чемпион Барселоны Александр Попов привез России первую золотую медаль.
Впрочем, 100 метров вольным стилем в его исполнении были однозначно золотыми. Уже в предварительных соревнованиях стало ясно, что Попов способен привезти соперникам такой отрыв, какой захочет. Второй призер - вице-чемпион мира в плавании баттерфляем новозеландец Дэньон Лоудер первоначапьно и был заявлен в батерфляе, но, видимо, в отсутствие сильного соперника (а может, еще по какой причине) решил порезвиться со спринтерами. Резвость обернулась серебром, а дебютант Кубка - Роман Щеголев - остался третьим, получив свои первые пять зачетных очков.
Кстати, очковый подсчет по сравнению с прошлым годом тоже стал иным, тогда результативными были первые 10 мест. Сейчас - шесть. Единственным из россиян, кто в первый день Кубка остался ни с чем, был Владимир Предкин. Четвертый российский кролист-спринтер засиделся на старте и с девятым результатом оказался за чертой финала.
Еще через пять заплывов за золотом отправился чемпион мира, волгоградец Владимир Сельков.
- Я со старта увидел, что все остались позади, и плыл спокойно, потому что чувствовал, что в любой момент могу прибавить, - рассказывал он. Селькову действительно даже не приходилось нервничать. Если вспомнить прошлогодние старты, то самую большую головную боль россиянину доставлял Попов, который не раз отбирал у него победы на «сотне», а на том же «итальянском» этапе даже установил высшее мировое достижение. В общем зачете Попов оказался тогда вторым, а сейчас на мой вопрос, почему решил плыть только кролем, ответил:
- Я не могу плыть на спине, когда не готов в целом. Это только со стороны кажется, что мне всегда легко. Отсутствие формы в первую очередь проявляется в том, что я перестаю чувствовать силу гребка, все ощущения становятся другими. Выиграть же 100 метров вольным стилем я могу пока в любом состоянии. Очень показательным в этом отношении был январский турнир в Бразилии. Я прозевал старт, не попал в первый поворот, так же неудачно сделал второй, но на последнем 25-метровом отрезке достал всех и довольно легко ушел от соперников перед самым финишем. Самое неприятное для меня, когда я не в форме, это то, что в воде надо постоянно напрягаться и думать, что и как я делаю. Поэтому плыть еще и другие дистанции кроме «своих» - слишком большая роскошь. Последствия-то могут быть непредсказуемыми, а зачем давать кому-то повод думать о том, что я вообще могу проиграть?
Так же легко, как и Попов, вечером первого дня Кубка плыли еще два человека: чемпионы мира немка Франсиска ван Альмсик и финн Антти Касвио, занявший в последнем сезоне место лидера, до того принадлежавшее трехкратному олимпийскому чемпиону Евгению Садовому, на дистанциях 200 и 400 метров вольным стилем. Высоких результатов не было и у них, холод не тетка. Но если у ван Альмсик просто не было спарринга (она плыла сама по себе, остальные на корпус с лишним сзади), то Касвио разбирался с... другом-женихом немецкой звезды Штефаном Цесснером. Разборка закончилась в одни ворота. Осталось только неясным, с чем больше поздравляли Цесснера соотечественники: то ли с собственным серебром, то ли с золотом его подруги.
Может быть, кому-то моя ирония покажется бестактной, но, пребывая в плавательных кругах, нельзя не заметить, что рекламный бум, неизменно сопровождающий Франсиску ван Альмсик, 17-летнюю чудо-девочку, начал принимать неприятные формы: того же более чем неплохого пловца Цесснера как-то незаметно стали воспринимать как бесплатное приложение к новой немецкой знаменитости. После того как Франсиска одержала невероятнейшую победу на чемпионате мира над китаянкой Лю Бинь, она и вовсе стала национальной героиней. Естественно, золотой блеск ее медали заставил поклонников полностью забыть о том, что в предварительных соревнованиях ван Альмсик в финал не попала и смогла продолжить соревнования только благодаря тому, что от выступления в финале отказалась ее подруга по команде Дагмар Хазе (поговаривали даже о том, что отказ Хазе обошелся Франсиске в несколько десятков тысяч марок).
В последнее же время, свободное от тренировок, ван Альмсик выступает в качестве ведущей спортивно-развлекательной программы немецкого телевидения, за что согласно контракту получает (опять же согласно просачивающимся с немецкой стороны слухам) просто невероятные деньги, которые и в сравнение не идут с тем, что удавалось пловцам заработать раньше. Видимо, все это и стало причиной того, что со стороны, и не только журналистской, поведение ван Альмсик в обществе лучше всего характеризуется крылатым русским выражением «на кривой козе не объедешь».
Но соперниц у нее нет. И, похоже, пока не предвидится, несмотря на достаточно невыразительный результат в Сен-Винсенте и слегка изменившуюся (не в лучшую сторону) технику. Как заметил наметанным глазом Попов, «на дистанции хромает и на поворотах засиживается». Впрочем, тому были общие для всех объективные причины, о которых я уже упоминала, - «синдром начала сезона».
Под занавес соревнований первого дня Россия приобрела еще одну - третью - золотую медаль в блестящем исполнении дебютанта кубковых турниров 19-летнего Андрея Иванова. Он первым вошел в число финалистов утром, занял четвертую - лидерскую - дорожку и с тем же сосредоточенным видом, с которым проходил весь день, продемонстрировал лучшее время Кубка на дистанции 200 метров брассом. Я же, спохватившись, что ничего не знаю о победителе (кроме того, что в сборную он попал прошлым летом, выиграв чемпионат России, затем стал первым на Играх доброй воли и седьмым - на чемпионате мира) отправилась организовывать Андрею пресс-конференцию .
- Честно говоря, не ожидал, что результат будет таким высоким, - рассказывал он. - Когда я уезжал с последнего сбора, мой тренер - Михаил Горелик - сказал мне, что первый этап хорошо было бы проплыть за 2.13,0. В конце концов это же мой первый старт в Кубке мира.
- Волновался?
- В общем-то да. Причем как-то не так, как обычно. Видимо, сказывается, что это первый - начиная с конца лета - турнир. Хотя должен сказать, что до того состояния, какое у меня было на чемпионате мира в Риме, было очень далеко. Там я запомнил только то, что все время крутил головой по сторонам, даже когда плыл. А уже дома посмотрел видеозапись заплыва. И так жалко себя стало - таким цыпленком я выглядел на бортике!
- 200 метров - твоя любимая дистанция?
- Скорее, пока единственная, где я чувствую себя относительно уверенно. «Сотню» я пока просто не знаю, как плыть. Начинаю быстро - не хватает сил. Брассисты-то обычно - ребята мощные. Должны быть сильные связки. Чем короче дистанция, тем больше она отнимает сил.
- Соответственно, короткий бассейн ты должен любить больше, чем длинный.
- Так оно и есть. Я же в Санкт-Петербурге тренируюсь в 25-метровом и уже привык, что на один отрезок требуется 6 гребков. А 50 метров в «длинной» воде я проплываю за 15-17 гребков. И дико устаю.
- Может быть, стоило в свое время выбирать более простой стиль плавания?
- А я сразу поплыл брассом. Как только меня отобрали в секцию 12 лет назад. И потом, когда мой первый тренер Андрей Павлович Кордан уехал из Питера в Москву, а я остался у Горелика, чувствовал, что брасс более «мой» вид.
- Тебе часто приходится заставлять себя работать?
- Очень. Я ленив. Правда, стараюсь не давать повода тренеру упрекнуть меня в этом.
|