МИР - С РЕКОРДАМИ, РОССИЯ - С БРОНЗОЙ
|
5 декабря
|
Фото © Corbis
Энджел Мартино
|
11 рекордов мира - таков результат первого чемпионата в «короткой» воде, который завершился в Испании.
Для сборной России чемпионат этот оказался безрадостным. Единственную бронзовую награду завоевала мужская эстафетная команда. Правда, произошло это во многом благодаря оплошности шведов, которые так рвались к финишу, что в итоге были дисквалифицированы за фальстарт. А главным событием последнего дня, конечно же, стал заплыв на 200 м комплексным плаванием, в котором сразу четыре спортсменки превзошли рекорд мира. Причем победительницей стала не китаянка. 16-летняя Эллисон Вагнер из США с таким мальчишечьим азартом атаковала двух представительниц КНР, что, финишировав, больше всех удивилась своему результату сама и, как сказала на пресс-конференции, отнюдь не ожидала, что он на целые три секунды окажется выше мирового рекорда, установленного немкой Петрой Шнайдер аж в 1982 году.
До этого события в «Паласио мунисипаль» тоже развивались максимально напряженно. Были установлены пять мировых рекордов. И наиболее запоминающимся из них (можно сказать и по-другому - самым долгожданным) стало достижение 26-летней американки Энджел Мартино в плавании на спине.
Самое интересное, что именно с именем Мартино был связан один из наиболее грандиозных в США плавательных скандалов. В 1988 году Энджел (тогда Майерс) установила два национальных рекорда на самых коротких дистанциях вольным стилем - 50 и 100 м - на американском отборочном предолимпийском чемпионате. А кроме того, победила и на стометровке баттерфляем. Но результат ее допингконтроля неожиданно оказался позитивным. В итоге - двухгодичная дисквалификация, что для 21-летней спортсменки, по мнению многих, бесповоротно означало конец карьеры. Энджел действительно круто изменила свою жизнь: вышла замуж за своего однокурсника Майка Мартино и на целый год забросила тренировки.
Но именно Майк убедил ее, что сдаваться рано, и уже через два года, когда срок дисквалификации истек, Энджел была четвертой из американских пловчих на сотне кролем, еще через год стала чемпионкой США на дистанции 50 м вольным стилем, выиграв и Тихоокеанские игры в комплексном плавании, а в 1992 году в Барселоне поднялась на высшую ступень вместе с американской эстафетной командой - 4x100 м в/с, там же завоевала бронзовую медаль в спринте ( 50 м в/с). А на Пальма-де-Мальорке удивила всех и своим рекордом на спине, и тем, что рекордное время было показано лишь через пять заплывов после того, как Мартино заняла второе место на «полтиннике» кролем, всю дистанцию продержавшись вровень с рекордсменкой мира китаянкой Ле Чжиньи и уступив ей на финише 0,7 секунды.
- Почему вы решили поменять специализацию и стали плавать на спине?
- В последние годы лучше всего у меня шло плавание баттерфляем. Но накануне Олимпийских игр я почувствовала, что от нагрузок сильно начинают болеть плечи, и когда проконсультировалась со своим врачом, он порекомендовал немедленную операцию. Тренер - Марк Шуберт - вместо операции дал мне немножко отдохнуть, а потом, чтобы снизить нагрузки, я начала плавать на спине. И когда за две недели до чемпионата установила в Норвегии мировой рекорд, то больше всего была удивлена этим сама.
- Здесь, на Мальорке, вы проплыли на уровне мирового рекорда уже в предварительном заплыве. Вы собирались побить мировой рекорд или же просто хотели первой войти в финал?
- Меня, честно говоря, заело, что здесь никому не удается опередить китаянок . Поэтому в заплыве я просто хотела выиграть и была очень удивлена тем результатом, который показала. Но зато в финале уже знала, на что способна, и решила: если китаянки бьют рекорд за рекордом, то почему мне тоже не попытаться это сделать?
- Как вы готовились к чемпионату?
- Этим летом выиграла две золотые медали на Тихоокеанских играх, потом в августе, когда после национального чемпионата стало известно, что я в команде, мы, американские спортсмены, ровно на месяц разъехались по своим клубам. В конце сентября снова встретились в Лос-Анджелесе на четыре дня, чтобы внести последние коррективы в подготовку. И вновь отправились готовиться домой. И уже окончательно собрались вместе лишь накануне выезда.
- Вас не угнетает то, что китаянки в Испании плывут так быстро, что почти никто не может с ними соперничать?
- Психологически, конечно, очень тяжело сознавать, что тебе уготованы вторые роли, но ведь мне удалось выиграть. Китаянки действительно показывают феноменальные результаты, но я знаю абсолютно точно, что многие американские пловцы готовились далеко не так серьезно, как могли бы, а значит, при соответствующей работе способны были бы показать более высокие результаты.
- Каковы ваши планы на следующий год?
- Я не могу сказать с полной уверенностью, что мне удастся попасть в команду, которая будет выступать на чемпионате мира в Риме. Во всяком случае, я очень постараюсь войти в национальную сборную. Но мне уже 26 лет, а в этом возрасте не всегда удается реализовать те планы, которые строишь в начале сезона.
- Когда вы выступали в финале, многие обратили внимание на то, как блестяще вам удаются повороты. Не это ли причина того, что в «короткой» воде в этом сезоне вы уже дважды бьете мировой рекорд?
- Повороты - это действительно моя коронка. И, между нами говоря, я далеко не уверена, что смогу так же быстро проплыть эту дистанцию в «длинной» воде. Но сейчас загадывать бессмысленно. Я еще не плыла победную для себя дистанцию в 50-метровом бассейне. По крайней мере у меня есть желание доказать, что я не последний номер в американской сборной.
...Еще одним поводом для ликования американцев стала победа в пятницу на дистанции 800 м вольным стилем олимпийской чемпионки и чемпионки мира Джанет Эванс, и ее же золотая медаль в субботу на дистанции вдвое короче.
- Джанет, какая из побед далась наиболее тяжело?
- Вторая. Та тактика, которой я придерживалась всю жизнь - создать отрыв в начале дистанции и держать его до финиша - в очередной раз увенчалась успехом. Но на 400 м у пловца меньше времени, соответственно работать приходится более напряженно.
- Что для вас главное - рекордное время или победа?
- Сейчас уже победа. Высшие достижения на обеих моих основных дистанциях держатся с 1987года и принадлежат, увы, не мне, а немке Астрид Штраусс. И я должна признать, что так быстро, как я плавала 6-7 лет назад, уже вряд ли смогу. Поэтому приходится довольствоваться простым выигрышем.
- В «короткой» воде выигрывать легче или труднее?
- Здесь для меня победа была делом престижа. Хотя, должна сказать честно, повороты - это мое самое слабое место, и я в отличие от Мартино ненавижу их на любой дистанции. Но цель - стать первой чемпионкой мира здесь, в Испании, заставила меня забыть про эту нелюбовь.
- А что вы думаете по поводу следующего "короткого" чемпионата?
- Конечно же, первый всегда более интересен. Именно поэтому мне очень хотелось в нем участвовать. А загадывать на два года вперед не хочу. Главное для меня - попасть в национальную сборную на чемпионате США в апреле и в сентябре выступить в Риме на чемпионате мира.
- Сколько вы собираетесь отдыхать после этих соревнований?
- Никакого отдыха не будет. Я сразу начинаю снова тренироваться. К тому же после Барселоны, когда я собиралась вообще закончитьс плаванием, то забросила не только тренировки, но и учебу - два года подряд брала академический отпуск. И теперь страшно тяжело наверстывать упущенное.
- А каковы ваши планы относительно участия в Кубке мира?
- Участие? Никогда! Никакие призовые деньги не заставят меня лишний раз соревноваться в « короткой» воде...
Субботние финалы чемпионата, увы, прошли без участия российских пловцов. Накануне в финалы попали лишь Виталий Киринчук ( 100 м брассом), Нина Живаневская ( 100 м на спине) и мужская эстафета 4x200 м в/с. Чемпион Европы и призер Игр в Барселоне Василий Иванов, Анна Никитина, Алексей Степанов,
Светлана Поздеева выступали в утешительных заплывах.
- С одной стороны, у меня нет причин расстраиваться, - говорил Киринчук на следующий день. - На чемпионате я показал все свои лучшие результаты. Но понимать, что в Европе я мог быть с ними третьим, как это произошло в августе в Шеффилде, а здесь - еле-еле восьмым, достаточно болезненно. И самое неприятное, что нас настраивали накануне выезда, что особой борьбы и выдающихся результатов в Испании не будет. В итоге же - рекорд за рекордом, а мы словно в каком-то провале.
В самом деле, сознание, что половина российской команды - дебютанты, утешало слабо. Точно такой же дебютант бразильской сборной Фернандо Шерер стал чемпионом мира (опередив на 100-метровке вольным стилем сильнейшего бразильского спринтера Густаво Борхеса, и удивил всех на пресс-конференции, рассказав, что плаванием начал заниматься в 1988 году, то есть всего пять лет назад).
На мой вопрос, что он думает о российской команде, главный представитель фирмы «Арена» Джордж Киль безразлично пожал плечами: что о ней говорить, это команда «би», имея в виду почти поголовное (и то достаточно редкое) представительство россиян в финалах «Б»...
По слухам, распространявшимся по бассейну с космической скоростью, представители Международной федерации плавания - главные организаторы чемпионата - были возмущены откровенным пренебрежением к соревнованиям со стороны многих (ине только российских)звезд. Правда, когда я подошла лично к президенту ФИНА Мустафе Ларфауи, он был достаточно дипломатичен: «Интерес к чемпионату со стороны участников и прессы очевиден. Да и результаты говорят сами за себя. Так что те, кто проигнорировал возможность приехать, задумаются хотя бы после того, как потеряли свои рекорды».
- А вы не боитесь, что второй чемпионат накануне Олимпийских игр будет пользоваться куда меньшей популярностью, особенно если состоится в Шеффилде?
- А кто сказал, что он состоится в Шеффилде? У нас на сегодня три кандидатуры - Шеффилд, Сидней и Рио-де-Жанейро. И потом, где бы он ни проходил, до Олимпийских игр после него останется достаточно много времени.
- Да, но многие пловцы уже сейчас предпочли чемпионату Кубок мира, где платят достаточно большие призовые деньги.
- Деньги - это далеко не главное. И думаю, если выбирать между ними и званием чемпиона мира, многие предпочтут второе.
- Спасибо, что уделили мне ваше время.
Ларфауи вдруг рассмеялся:
- Почему вы не задали мне вопрос, который задают все ваши коллеги?
- Потому что заранее знаю: если поинтересуюсь вашим мнением о китайских пловчихах, услышу лишь, что они плывут очень быстро. Но раз уж вы сами затронули тему, спрошу другое. Собирается ли ФИНА предпринимать какие-то дополнительные меры относительно ужесточения допингконтроля?
- А что вы можете предложить? Проверять на допинг всех подряд? Это невозможно. Ввести личные сертификаты, как предлагают представители Ассоциации тренеров? Но это тоже не так просто. Сейчас, на мой взгляд, все спортсмены находятся в равных условиях. Результаты китаянок, конечно, впечатляют. Но кто может хоть в чем-то их обвинить? Мне, честно говоря, больше всего импонирует точка зрения американских тренеров: они прежде всего сказали бы, что если их спортсмен проиграл, то, значит, он плыл недостаточно быстро. Вы никогда не услышите от них, что соперник, мол, употреблял допинг. Да и потом, посудите сами, если страна со 100-миллионным населением может иметь 2-3 чемпионов мира, то почему Китай не может их иметь в десять раз больше?
Более чем интересную информацию я совершенно случайно получила от главного тренера американской сборной Джима Монтрелы. Официальный рейтинг-лист сильнейших пловцов мира на 26 ноября, который получили накануне соревнований представители прессы, был составлен по результатам спринтерского чемпионата Европы-93 в Гейтсхеде, австралийского и шведского национальных чемпионатов и международного турнира в Норвегии, того самого, где Энджел Мартино установила мировой рекорд и где не принимали участие китайские спортсменки. Как вы помните, на пресс-конференции после первого дня соревнований, когда китаянки установили первые свои три мировых рекорда, главный тренер сборной Чжоу Минь утверждал, что свой национальный чемпионат китайцы провести попросту не успели.
На самом деле такие соревнования были! Их результаты и показал мне Монтрела. И согласно этим данным китаянки должны были бы занимать в мировом рейтинге как минимум по 4-6 первых мест в каждой десятке в большинстве коротких дистанций! Имена этих спортсменок неизвестны даже специалистам, а это означает, что уже сейчас Китай способен выставить сразу несколько сборных, любая из которых может на равных соперничать со сборной любой другой страны мира.
Чего, увы, нельзя сказать ни об одной великой плавательной державе, какими традиционно привыкли себя считать Америка, Германия и Россия.
|