Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 1994 - Рим (Италия)

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ФИНАЛ

Франсиска ван Альмсик

Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Франсиска ван Альмсик

7 сентября

В первом же заплыве чемпионата мира - на 100 метров вольным стилем у женщин - состоялась сенсация: сразу две китаянки, Ле Чжиньи и Лю Бин, преодолели дистанцию со временем, превышающим мировой рекорд, установленный в олимпийском 92-м году американкой Дженни Томпсон.

«Я не думала о том, с каким временем приплыву к финишу, - сказала Чжиньи на пресс-конференции сразу после заплыва. - Но знала, что стать чемпионкой смогу, только проплыв быстрее прежнего рекорда» .

Этот результат вызвал у присутствующих странные чувства. Хотя бы потому, что сразу три китаянки были дисквалифицированы в этом сезоне за применение допинга, что, естественно, бросило тень на всех, без исключения китайских пловцов. А кроме того, думаю, всем памятен скандал, последовавший, когда выплыла на свет Божий допинговая программа бывшей ГДР.

Практически все специалисты, так или иначе связанные с подготовкой немецкой сборной, в одночасье лишились и работы, и своих дипломов. И... в скором времени кое-кто из них оказался в Китае. Причем если средняя зарплата зарубежных (как правило восточных) специалистов в этой стране не превышает 500 долларов, и то в исключительных случаях, то опальным немцам платят под тысячу. Но, как вы сами понимаете, все выводы, которые можно сделать, отталкиваясь от сказанного и не сказанного мною, бездоказательны.

По дружбе я пыталась развить тему с пятикратной олимпийской чемпионкой Сеула Кристин Отто. Но она лишь усмехнулась: «Я много чего могу рассказать. Но что из этого? Кто и что может доказать? Мне странно видеть то, как плывут китаянки. Как они выходят на пик формы вопреки всем законам физиологии. Но ведь выходят!..».

Кстати, днем ранее Отто весьма невысоко отозвалась и о своей соотечественнице - Франсиске ван Альмсик, которую мировые средства информации сделали звездой еще до начала чемпионата. Мне послышалось в ее словах даже некоторое сочувствие: «Я сама теперь журналист и понимаю, что звезд во многом мы делаем сами. Но, с точки зрения плавания, что сделала ван Альмсик? У нее нет ни одного олимпийского золота, ни одного мирового. Только популярность и сумасшедшие деньги. Но ведь это так быстро проходит!».

Впрочем, Франсиска держала удар молодцом. Как бы то ни было, не так много европейцев, американцев и австрийцев сейчас могут противостоять китайскому урагану. В комплексе, к примеру, поприжать чемпионку мира в короткой воде Дай Гуохонь изо всех сил пыталась американка Элисон Вагнер. Но уже после трехсот метров дистанции Гуохонь везла сопернице целый корпус в спокойной, издевательской манере, в то время как Вагнер безуспешно умирала на своей дорожке.

Каким же слабым утешением для нас было то, что, объективно, в первый день плавательных финалов России, что называется, «не светило» ни в одном виде программы. То, что именно этот день никогда не был «нашим», я слышала уже много лет. Но возьмите синхронное плавание: еще три года назад, когда Ольга Седакова впервые стала чемпионкой Европы, она сказала с горечью, что судьи в ее виде спорта всегда были настолько консервативны, что никогда в жизни не позволят россиянке обойти в соперничестве спортсменок США, Канады и Японии. Тогда же тренер Седаковой Елена Полянская, в принципе соглашаясь с ученицей, сказала, что сломать стереотип возможно лишь при совершенно безошибочном исполнении каждого, включая обязательные, элемента. Весь последний тренировочный сбор Седакова проболела, исстрадавшись то от гриппа, то от ангины. Но в предварительных сорев нованиях сделала чудо, обыграв на 0,04 балла фаворитку - Бетти Дироун-Лэнсер из США. Конечно же, пока можно сказать, что это ничего не значит. Финал - впереди. Но и в первом своем появлении перед публикой Оля сделала все и даже больше. Чего, увы, я не могу сказать о пловцах.

Дистанцию 200 метров вольным стилем при отсутствии олимпийского чемпиона Евгения Садового мы были вынуждены, как и в Шеффилде, на прошлогоднем чемпионате Европы, отдать на откуп иностранцам. В Шеффилде лучшим стал швед Андерс Хольмертц. И в Риме он был полон самых честолюбивых планов: на последней тренировке, увидев меня, сказал: «Все делается к лучшему. Я был искренне расстроен тем, что наша команда приняла решение не участвовать на Играх доброй воли. Но зато смог отдохнуть и подготовиться к чемпионату так, как не был готов никогда в жизни».

С первых метров все шло к тому, что подтвердятся слова шведа. Он резво рванул вперед, оторвавшись от преследователей метра на три. В какой-то момент мне показалось, что такую же сенсацию, какую Садовый произвел в Барселоне, может сделать и Роман Щеголев, намертво вцепившийся в лидирующую группу, но... про Щеголева пришлось забыть уже через 100 метров. Хольмертца же внаглую жрал финн Антти Касвио. И на десерт отправился за золотым кругляшом.

Парадоксально, но днем ранее Касвио сказал, что соперников, способных ему помешать, он видит двоих - Хольмертца и Пышненко. Знал бы финн, что тренер Пышненко - Геннадий Турецкий - довольно скептически оценивал шансы ученика, что в принципе и подтвердилось, мог бы нервничать как минимум вдвое меньше.

Пышненко занял первое место во втором финале. Кто-то когда-то назвал финалы «Б» утешительными. Черт возьми, разве может даже десяток таких побед кого-то утешить?!

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru