Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 1993 - Шеффилд (Великобритания)

КРЕПОСТЬ ПАЛА!

Александр Попов

Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Александр Попов

7 августа

В Шеффилде начали говорить о Риме. И это - первый признак того, что чемпионат Европы: движется к концу. Четверг из всех соревновательных дней был, пожалуй, менее насыщен событиями - ватерполисты отдыхали: наша женская сборная - перед полуфинальными играми, мужская - перед розыгрышем 5-9-го мест.

Ребята раскочегарились, блестяще выиграв у немецкой сборной, но произошло это, увы, уже тогда, когда стало ясно, что выше пятого места они не поднимутся ни при каком раскладе.

Хотя, если быть объективным, то гораздо больше не повезло хорватской сборной. Почти два года назад олимпийский чемпион и второй тренер тогдашней сборной СССР Александр Кабанов говорил мне, что даже после того, как Югославия разделится на две части, из хорватских ватерполистов можно составить не одну, а несколько команд, способных бороться за золото на любых соревнованиях. И первые же игры хорватов в Шеффилде как нельзя лучше иллюстрировали его слова.

Но в среду команда Хорватии неожиданно уступила один мяч румынам, те же накануне обыграли олимпийских чемпионов - итальянцев - и в итоге вышибли Хорватию из первой четверки. По условиям же Международной федерации плавания, поскольку сборная Хорватии не принимала участия в Олимпийских играх, то вопрос о ее допуске на чемпионат мира будущего года мог решиться положительно только в том случае, если бы команда заняла 1-4-е места на чемпионате Европы.

Пловцы же, единолично расположившись на театре военных действий, видимо, сочли делом чести доставить зрителям максимум удовольствия. Та только информация, что в пяти заплывах был трижды улучшен рекорд чемпионата, сама по себе говорит о многом. И дважды авторами рекордов становились наши ребята.

Победа Александра Попова на 100 м вольным стилем сомнений ни у кого не вызывала - и в первую очередь у него самого. Он уютно устроился на трибуне участников, корча дикие рожи на все мои попытки его сфотографировать. А когда наконец поднялся, чтобы идти на старт, заговорщицки шепнул: «Селькова снимите. Рекомендую...» И финишировал через несколько минут классически: на вытянутую руку впереди отчаянно молотившего воду шведа Вернера.

Почему-то больше всего я переживала в этот вечер за Олю Кириченко. А может быть, подсознательно, за ее тренера - Виктора Авдиенко: слишком не складывались в первые два дня его планы относительно выступления своих учеников в Шеффилде. И Кириченко, выигрывшая в этом году Кубок мира на дистанции 400 метров вольным стилем (хоть и по короткой воде) никак не могла теоретически финишировать дальше второго места. Но осталась шестой.

- Я даже ругать ее не могу, - говорил после соревнований Авдиенко. - Она же два года назад, когда поплыла по-настоящему, была совсем девчонкой - кости да мышцы. А сейчас выросла, поправилась. Значит, надо было ставить для нее совсем другую технику. И первые 200 метров, когда Оля оторвалась от всех, в том числе и от олимпийской чемпионки на этой дистанции Дагмар Хазе, я был уверен, что все будет в порядке. Но после поворота ее вдруг заболтало: потеряла ход".

Между нами говоря, сама мысль о том, что, напахавшись на дистанции, Ольга должна через несколько минут выйти и плыть этап в эстафете, вызывала у меня внутреннюю дрожь. Но как она там проплыла!

Девчонки наши в эстафете 4x100 м вольным стилем удивили всех. Кроме Кириченко второй раз в этот день плыть пришлось и Нине Живаневской. От безысходности: выступавшая утром в предварительном заплыве Лена Шубина лопатила воду из последних сил - и было ясно, что в финале она может проплыть только еще слабее. А Нина так же, как и до этого с Эгерсеги в заплыве на 100 м на спине, насмерть сражалась на последнем этапе со шведкой Малин Нильссон. И проигранные нашей командой четыре сотые секунды были отнюдь не свидетельством слабости. Скорее, все того же невезения.

Правда, даже если бы российская эстафета и вовсе осталась без призов, в четверг все равно был наш день. Во всеуслышание этот факт признал даже судья-информатор, объявляя практически после каждого заплыва: «Мои поздравления - трибуне напротив!»

Прямо напротив него располагалась вся российская команда (с примкнувшими украинцами), вооруженная хлопушками, свистелками и прочими приспособлениями для пущего выражения восторга. К тому моменту, когда (перед эстафетой) на старт вышел Владимир Сельков, сыгранность российско-украинского ансамбля, где солировал на трубе Евгений Садовый, достигла апогея.

У олимпийского чемпиона и рекордсмена мира на дистанции 200 метров на спине Мартина Лопеса-Суберо Сельков не выигрывал ни разу. И все же по его отрешенному (в отличие от Попова) виду явственно читалось, что, если для победы над испанцем придется умереть, Сельков сделает это не задумываясь. А его тренер Анатолий Жучков на мою просьбу спрогнозировать финал, суеверно отмахнулся: «У испанца фамилия-то какая - 3-з-зуберо! У такого разве выиграть можно? Он же три года расправляется со всеми, как хочет».

Сломался Суберо к концу второго «полтинника». Правда, скорее всего в тот момент об этом не думал ни он, ни Сельков.

- Я старался абсолютно точно выполнить установку тренера, - измученно улыбнулся Володя после награждения. - А согласно ей, должен был спокойно проплыть первые 50 метров, а уж потом начинать отрываться.

- И когда оторвались, поняли, что выиграете?

- Что вы! Вы же видели не раз, как финиширует Мартин. Он способен достать кого угодно. Поэтому я до последних метров старался не подпускать его на опасное расстояние.

- Вы плыли в полную силу?

- А что, вы думаете, можно соревноваться с Суберо или с любым другим олимпийским чемпионом, выкладываясь не до конца?

- Тогда спрошу иначе: если бы впереди плыли не вы, a Мартин, вы бы смогли достать его на финише?

- Уж попытался бы точно. Но, знаете, утром я плыл гораздо легче, хотя обычно бывает наоборот. В финале же после второго поворота почувствовал, что ноги катастрофически тяжелеют. Даже не помню, кoгда еще мне так тяжело соревноваться было.

- Кстати, почему-то я не раз слышала, что после прошлого чемпионата Европы вы поменяли тренера и стали плавать в группе Виктора Авдиенко.

- Это не совсем так. Просто из Березников, где я родился начал плавать у Анатолия Ив новича Жучкова, мы вместе с ним перебрались в Волгоград. Я стал учиться в институте и тренироваться в клубе Авдиенко. А на соревнования частенько выезжаю без своего тренера.

- Для вас существует разница в том, где выступаете? Я имею в виду в первую очередь нервный настрой.

- Пожалуй, нет. Сильно не волновался ни на Олимпиаде, ни здесь. Единственное, что меня всегда выводит из равновесия, это когда кто-то из соперников делает фальстарт. Я почему-то мгновенно замерзаю на тумбочке...

Кстати, именно из-за фальстарта (точная формулировка за умышленный фальстарт) был дисквалифицирован уцепившийся утром за последнюю ва кансию в финале «Б» Владимир Шеметов. Утром точно такая же намеренная оплошность - это было видно невооруженным глазом - была прощена англичану Адаму Раквуду. Но именно в таких деталях и проявляется, увы, на чемпионате истинное отношение большинства к российской команде. В первый день соревнований наша сборная два с лишним часа ждала в пустом бассейне, когда организаторы снизойдут до того, чтобы все-таки отвезти ребят в гостиницу. Все последующие не обходились без того, чтобы всех призеров российского происхождения, забыв про положенный правилами жребий, англичане не пропустили через допинговую лабораторию.

Я уже не говорю о такой «мелочи», чтоу «Арены» - фирмы-спонсора - не нашлось для нашей команды даже плавок и купальников нужного размера. И когда доведенные до предела тренеры пошли на открытый скандал, в результате которого президенту фирмы Джорджу Килю пришлось извиниться, он произнес фразу, которая невольно объясняла многое: «Я никогда не думал, что после того, что произошло в ва шей стране, российские пловцы будут способны продолжать плавать так быстро».

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru