«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В «ПОНД ФОРЖ»
|
|
Фото © Corbis
на снимке Евгений Садовый
|
6 августа
Первую золотую медаль чемпионата Европы российские пловцы завоевали под занавес соревнований в среду в эстафете 4x200 метров вольным стилем.
Эта медаль была одной из тех, что заранее планировались стопроцентно: из четырех участников трое вышли на старт в звании олимпийских чемпионов - Дмитрий Лепиков, Владимир Пышненко и Евгений Садовый. Но, как ни странно, первые двое и впервые оказавшийся в такой компании Юрий Мухин и создали Садовому львиную долю проблем.
Нервотрепка началась с утра: чуть было не пролетела мимо финала на 200 метров вольным стилем ученица Виктора Авдиенко, победительница Кубка мира этого года Ольга Кириченко. Я появилась на бортике возле места дислокации нашей команды именно в тот момент, когда на глаза Авдиенко лучше было бы не попадаться: он был вне себя от ярости, а рядом стояла притихшая ученица.
- Говорил я тебе, как начинать? Забудь о том, что это - чемпионат Европы. Ты плывешь в таком же бассейне, как и на чемпионате России. И если я даю установку на заплыв, умри, но выполни! Ты же начала умирать еще до старта!
Немного остыв, Авдиенко повернулся ко мне:
- Сил нет с ними бороться. Вчера - Садовый, сегодня - Кириченко. Готовы ведь блестяще: покажи свое время - и второе место обеспечено. Я же никогда не заставляю прыгать выше головы, но всегда до секунды готов назвать результат, который мой спортсмен покажет в финале, если не будет заниматься самодеятельностью. Для Кириченко он -1,58 с копейками. Для Панкратова - 53,40.
В душе Авдиенко, да и все мы были почти стопроцентно уверены в том, что Денис Панкратов вечером приплывет первым. Он бы и стал первым - за несколько метров до финиша опережал серебряного призера барселонских Игр на стометровке поляка Рафала Шукалу настолько, что можно было, не дожидаясь касания, перевести дух. Но именно касания и не получилось: Панкратов на считанные сантиметры не дотянулся до напичканного электроникой бортика, отчаянно бросил руки в дополнительном гребке, но было уже поздно.
И было практически невозможно найти утешение в том, что эту дистанцию Денис тренирует всего год и что он улучшил рекорд России. Да и сам он заметно расстроился, причем не столько за себя, сколько за тренера: «Прямо рок какой-то: вчера - Садовый касание проиграл, сегодня - я...». На вопрос же, что он думает по поводу следующей своей дистанции -200 метров баттерфляем, с опаской сказал: «Я уже спрогнозировал себе накануне старта победу на сотне, так что сейчас лучше помолчу».
На самом же деле, именно на более длинной дистанции (как уверял всех и себя в первую очередь Авдиенко) проблем отбиться от соперников у Панкратова быть просто не может. Весной, когда он насмерть рубился на двухсотке с рекордсменом мира американцем Мелвином Стюартом (и вместе с ним, кстати, превзошел мировой рекорд) на этапе Кубка мира в Гельзенкирхене, Стюарт располагал куда как большим запасом скорости. А несколько дней назад, на чемпионате США, на котором отбирается американская команда для участия в Тихоокеанских играх, он проплыл «сотню» всего за 54,89, показав практически свой лучший результат.
Так что, прогулка по «Европе»?.. Нет, знаете ли, от прогнозов я тоже воздержусь. Хотя бы по той простой причине, что всего лишь день назад мы были не единственные, кто был убежден в том, что нет и не может быть среди пловцов континента соперников Евгению Садовому или же нашей золотой олимпийской эстафете.
Она была нам очень нужна - эта вчетвером заработанная золотая медаль, Ребята вышли на старт после того, как так и не смогла настроиться на борьбу Оля Кириченко: в сочетании с обидным серебром Панкратова ее проигрыш всем, кому только можно было, действительно заставлял задуматься о некоем роке. Проплыви Оля так, как она плавала на заключительном тренировочном сборе, вполне могла бы получить серебро на дистанции, где испокон веков у нас не было медалей. Не было и, увы, нет.
Развеять настроение не смогла даже неожиданная медаль в брассе Ани Никитиной. Столь же неожиданным, кстати, накануне - и тоже в брассе - было третье место Виталия Киринчука. Но что касается женщин, то первым ощущением после финиша спортсменок была все-таки не радость, а ностальгия по тем временам, когда именно на этой дистанции (еще в звании великой державы) мы расправлялись с соперниками как хотели: вспомните золото Марины Кошевой в Монреале, золото Лины Качюшите в Москве и ее же тогдашний результат - 2.29,54, до которого и нынешней чемпионке Европы плыть и плыть.
Уже через несколько секунд после того, как раздался эстафетный стартовый сигнал, я подумала, что просто чего-то не понимаю: слишком уж то, что происходило на дорожках, не было похоже на выступление олимпийских чемпионов на основных соревнованиях года. Да что там, просто перед зрителями. За моей спиной ошарашенно кто-то произнес: «Боже, позор-то какой!»
До позора и в самом деле было рукой подать: по сравнению с рванувшимися вперед шведами, немцами и англичанами наши ребята выглядели просто заторможенными. А когда шведы, как и на Олимпиаде, использовали элементарный тактический прием, поставив на второй этап серебряного призера двух последних Олимпийских игр на этой дистанции Андерса Хольмерца, а тот столь же элементарно ушел в отрыв от Владимира Пышненко, попутно морально подавив и остальных соперников, захотелось просто закрыть глаза и ничего не видеть. Надеяться на то, что Садовый отыграет отрыв, который еще больше увеличился перед последним отрезком, было равнозначно надежде на то, что четвертый участник шведской команды Томми Вернер просто утонет.
Что произошло в последние почти две минуты заплыва, я описать не берусь. Достаточно сказать, что руководитель допинговой, службы чемпионата немедленно после финиша распорядился перекрыть все ходы и выходы из бассейна и сей секунд доставить Садового в лабораторию. По словам очевидцев, отловив Женю в небольшом разминочном бассейне, где наш пловец пытался прийти в себя и хоть немного отдышаться, допинг-начальник смотрел на него так, словно еще немного - и совершенно реальные анаболики живьем полезут у Садового из ушей.
Секундомеры же бесстрастно зафиксировали: наш спортсмен не только отыграл две секунды, отделявшие нас от шведов, но на десерт еще и привез им секунду отрыва. И было отчаянно жалко шведов, когда судья-информатор объявил о том, что за фальстарт Хольмерца, вдобавок к моральной оплеухе, полученной от россиян, команда дисквалифицирована.
А в завершение мне, похоже, придется признать, как это, впрочем, сделали все европейские средства массовой информации, что новая и совершенно-таки недосягаемая королева шеффилдского чемпионата уже выбрана, несмотря на свой юный возраст, практически единогласно. Да-да, Франсиска ван Альмсик, на счету которой три золотые медали за два дня соревнований и четыре старта впереди. На дистанции 200 метров вольным стилем она, казалось, с первых же метров настроила себя на рекорд мира, проплыв первую сотню за 57,05. И передумала. Ограничилась рекордом чемпионатов Европы. А после заплыва сказала:
- Я вдруг испугалась: увидела, как быстро поплыла Добреску по соседней дорожке, и тоже решила прибавить. Первые сто метров плыла почти в полную силу. А после второго поворота вспомнила, что у меня впереди еще четыре дистанции, и невыносимо захотелось поберечь силы. Здесь же главное - совсем не рекорды...
И все же было безумно обидно, что зрелище, которое столь явственно было обещано, не свершилось по прихоти 15-летней девчушки. Хотя, скорее, это она - королева - совсем не обязана выполнять прихоти тех, кто смотрит на нее со стороны.
|