Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Плавание - Спортсмены
Нина Живаневская: LOVE STORY
Нина Живаневская
Фото © Александр Вильф
на снимке Нина Живаневская

Она - чемпионка Европы и рекордсменка мира по плаванию. Олимпиада в Сиднее будет для нее третьей. На двух предыдущих Живаневская выступала за Россию. Теперь - за Испанию.

ДОСЬЕ «СЭ»: Нина ЖИВАНЕВСКАЯ. Родилась 24 июня 1977 года в Самаре. Плаванием занимается 14 лет. Первый тренер - Андрей Зеленяев.
С 1992 года выступала за сборную России. Бронзовый призер Олимпийских игр-92 (Барселона) в комбинированной эстафете. Серебряный призер чемпионата Европы-93 (Шеффилд) на дистанции 100 метров на спине и в эстафете. Бронза там же на дистанции 200 метров. Серебряный призер спринтерского чемпионата Европы-93 в Гейтсхеде (50 м н/с). Серебряный (100 м н/с) и бронзовый (4х100 м) призер чемпионата мира-94 (Рим). Бронзовый призер чемпионата Европы-95 в Вене (100 м н/с). 8-е место на Олимпийских играх-96 в Атланте (200 м н/с). Обладательница Кубка мира-97 в плавании на спине.
С 1999 года плавает за Испанию. Серебряный призер чемпионата Европы-99 в Стамбуле (50 и 100 м н/с). Чемпионка Европы-2000 в 25-метровом бассейне (100 м н/с). Там же получила две серебряные медали (50 и 200 м н/с).
Живет и тренируется в г. Террамолинос (Испания). Тренер - Сисел Рассел.

Кажется, совсем недавно у России была элитная сборная пловцов. Александр Попов, Денис Панкратов, Владимир Сельков. И рядом с ними на равных - Нина Живаневская. Кроме нее в сборной, конечно же, были и другие хорошие спортсменки, но все понимали: Живаневская - лидер. Почти что звезда.

На свои первые Олимпийские игры Нина поехала в 92-м в 15-летнем возрасте. Попала в финал и с того самого момента стала считаться полноправной претенденткой на награды мировых и европейских первенств.

Во время одного из этапов зимнего Кубка мира-97, который проходил в немецком Гельзенкирхене, мы делили один гостиничный номер. Тогда я впервые заметила, как похорошела спортсменка, которую из-за мальчишеской угловатой и неяркой внешности всегда считали гадким утенком, дикаркой. В свободное от тренировок время Нина вела из номера долгие телефонные разговоры на очень приличном английском, на время которых я старалась оставить ее одну: общаясь с невидимым собеседником, девушка светилась от счастья.

А уже на следующем этапе - в Париже - я обратила внимание на постоянно сидевшего на трибуне молодого мужчину с самодельным плакатом в руках: Nina - the greatest! Надпись сопровождалась корявым и смешным русским переводом: «Нина - самая большая!».

Всего месяц спустя Живаневская, оставив дома в Самаре родителей, постоянного тренера, клуб и плавание, уехала в Испанию. Насовсем.

Встреча на чемпионате Европы-99 в Стамбуле, где Живаневская - уже под новым флагом - завоевала серебро и бронзу, оказалась для меня неожиданной: уезжая, Нина совершенно не собиралась продолжать плавать. Но спокойно поговорить тогда так и не удалось. А две недели назад на крупном турнире пловцов в Барселоне мы увиделись вновь. Нина стартовала на непривычной для себя дистанции - 200 метров на спине, а ее муж, Франсис, метался по бортику, истошно вопя на ломаном русском: «Давай, Нинь-ка! Давай!!!».

- Вы, похоже, вновь всерьез тренируетесь?

- Получается, так. Устанавливаю новые рекорды Испании и сама же их бью. Хотя мой рекорд России на стометровке, который установила в 94-м и который держится до сих пор, пока улучшить не удается.

- Тем не менее зимой вы установили рекорд мира на 50-метровой дистанции. И это при том, что в момент отъезда, насколько помню, никаких особенных амбиций у вас уже не оставалось.

- Тогда я вообще не собиралась продолжать плавать. Результаты перестали расти в 95-м, а после неудачного выступления на Играх в Атланте я и вовсе была близка к депрессии: ничего не получалось уже второй год. Сами знаете, когда весь сезон вкалываешь как одержимая, а в конце так и не добиваешься результата, это большой удар по психике. Невольно начинаешь думать, что ничего не получится уже никогда. Чувствовала себя безумно уставшей и никому не нужной. Родители чуть ли не силой заставили поехать с ними на море в Испанию.

- И - любовь с первого взгляда?

- Ни о каком устройстве личной жизни в тот момент и речи не было. Я радовалась, что могу расслабиться, ни о чем не думать. Отдыхали мы в крохотном городке Террамолинос возле Малаги. А Франсис работал менеджером в отеле, где мы остановились. Там и познакомились. Потом он стал мне постоянно звонить, по возможности приезжать на соревнования. Было очень приятно чувствовать его поддержку. В 97-м, если помните, я выиграла Кубок мира, но уже знала, что в России не останусь.

- Родители не были против брака с иностранцем?

- Они познакомились с Франсисом одновременно со мной, поэтому были в курсе событий. Просить моей руки он приезжал в Самару - мы вместе встречали Новый год.

- И как же Франсис сумел, не говоря по-русски, убедить ваших родителей отпустить единственную дочь неизвестно куда?

- Они прекрасно общались по-французски. На этом языке говорят и мама, и папа. Кстати, мама как-то призналась, что всегда была внутренне уверена в том, что замуж я выйду за иностранца. Несмотря на это, мне было безумно тяжело оставлять родителей.

- А как отреагировал на отъезд ваш тренер - Андрей Зеленяев?

- Он знал, что я собираюсь замуж. Из-за этого между нами возникло множество проблем. Но мы их уже не обсуждали. Думаю, просить, чтобы я никуда не уезжала, Зеленяеву не позволила гордость. А может быть, он просто понял, что меня уже ничто не остановит.

- Гражданство получили столь быстро благодаря замужеству или же тому, что решили продолжать плавать за Испанию?

- Я бы не сказала, что все было легко и быстро. В Террамолиносе никто толком не знал, какие именно документы, чтобы выйти замуж, не нарушив законодательства, я должна предоставить. В полиции говорили одно, в местном ЗАГСе - другое. На то, чтобы собрать все документы, понадобился почти год. И лишь 27 марта 98-го мы поженились.

- Церемония была торжественной?

- Скорее, домашней. Нас расписал мэр города. Хотя Террамолинос назвать городом сложно. Так, деревенька. Но одновременно - очень популярный испанский курорт.

- Ваш муж католик?

- Сложный вопрос. Он не религиозен в принципе. Как и я сама.

- Франсис не был против, когда вы решили продолжить плавать?

- Наоборот, он хотел этого. Сразу, наверное, понял, что прекратить тренировки после 14 лет тяжелой работы для меня будет не так просто. Помог найти клуб, наладить необходимые контакты. Первое время мне платили немного, поскольку в официальных соревнованиях выступать за Испанию я не могла. Потом заключила контракт с Испанской федерацией плавания.

- Муж так и работает в гостиничном бизнесе?

- Нет. Последние два года занимается только мной.

- А на что же вы живете?

- На деньги, которые я зарабатываю. Их сейчас вполне хватает, чтобы ни в чем себе не отказывать. Честно говоря, я очень не хочу, чтобы муж возвращался к своей работе. Хотя понимаю, что ему было очень непросто ее бросить. Да и какому мужчине приятно отдавать себе отчет в том, что он живет на деньги жены? Для меня муж делает все: помогает в тренировках, ведет дом, готовит еду. Я и сама люблю у плиты постоять, но для этого не всегда бывает время.

- Франсис занимался спортом?

- Разве что для собственного удовольствия. Теперь он научился засекать отрезки, следит за тем, как я выполняю задания.

- Конфликтов не случается?

- Бывают, конечно, как у любого спортсмена с тренером. Но сейчас Франсис уже хорошо меня изучил. Знает, например, когда ко мне вообще лучше не подходить, а когда, напротив, надо похвалить.

- Тем не менее знаю, вы уже четыре месяца в основном работаете с американцем Сиселом Расселом - и прогресс бросается в глаза.

- Мне, можно сказать, повезло. Рассел родился в Ирландии, потом уехал в США и несколько лет возглавлял плавательный клуб во Флориде. Тренировал в Канаде, Южной Америке. А потом отошел от плавания. Во всяком случае, в Испанию приехал вместе с семьей по делам, связанным с бизнесом. Он владелец большой и прибыльной турфирмы. А дети - два сына и дочь - плавают. Мы долгое время тренировались в одном бассейне, присматривались друг к другу. Я уже и сама стала подумывать о тренере, понимая, что Франсис, при всей его любви ко мне и старательности, специалист небольшой. Сисел стал иногда что-то подсказывать, посоветовал изменить схему тренировок. И результаты стали улучшаться. Самое удивительное, что никаких денег тренер с меня не берет - категорически. Для него эта работа как хобби. Впрочем, понять нетрудно: благодаря своей фирме Сисел зарабатывает много больше, чем любой тренер в Испании.

- Кстати, он мне сообщил, что хочет убедить вас плавать 200 метров.

- Да уж знаю. Психологически, правда, я к этому пока не готова, ведь всю жизнь выступала только на сотне. Хотя, если судить по текущему рейтингу, где я четвертая, ничего сверхъестественного в этом виде программы на Олимпийских играх не случится. Есть все шансы бороться за медаль.

- Вы так об этом буднично говорите...

- Мечты были раньше. Сейчас смотрю на плавание исключительно как на работу, приносящую определенные деньги. Соревнования - часть этой работы. К тому же сиднейские Игры станут для меня уже третьими по счету. Поэтому относиться к ним, как, например, к тем, что прошли в Барселоне, я просто не смогу. Не те эмоции.

- А что потом?

- Не исключено, что поплаваю еще годика два, чтобы заработать какой-то начальный капитал для дальнейшей жизни.

- Почему, кстати, здесь, в Барселоне, вы остановились не в той гостинице, что вся испанская команда?

- Так мы вообще не в гостинице. В Барселоне у Франсиса живет дядя. По испанским понятиям, остановиться не в доме родственника - значит, нанести глубочайшее оскорбление.

- А родственников у Франсиса много?

- Родители, три сестры, брат, причем у всех свои семьи. Семь братьев у мамы, четверо - у отца. По выходным принято собираться в родительском доме. Мама очень любит, когда все вместе.

- Не страшно было ехать, зная, что окажетесь в такой большой семье?

- Побаивалась, конечно. Но приняли меня сразу. Несмотря на то, что на момент отъезда из России я не знала по-испански ни слова.

- Как же вы общались?

- С мужем - на плохом английском. Уже в Испании потратила год, чтобы привести английский в мало-мальски приличный вид. Испанский же стала учить в семье Франсиса. Показывала пальцем на предметы и спрашивала всех подряд: «Ке ес эсто?». Так и заговорила.

- Почему же муж во время соревнований кричит вам по-русски: «Давай, Нинка!»?

- Так это еще с тех времен, когда я ничего не понимала. Знаете, он всегда ужасно за меня переживает и так старается помочь, что у меня язык не поворачивается сказать, что ничего не слышу, когда плыву.

- О чем вы мечтаете?

- Родить ребенка.

2000 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru