Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Водные виды спорта - Синхронное плавание - Очерки

ЖИЗНЬ ВВЕРХ НОГАМИ

синхронное плавание
Фото © Александр Вильф

Синхронное плавание - вид спорта неблагодарный. Спонсоры предпочитают одевать в свою продукцию все больше пловцов и прыгунов в воду: у синхронниц рекламные эмблемы на купальниках почти все время под водой, в телекамеру не попадают. Фотографы не любят этот вид спорта по другой причине: на снимках малоэстетичная прищепка на носу делает уродливыми даже писаных красавиц. Однако именно этот вид спорта способен принести России в Сиднее сразу две золотые олимпийские медали.

ВОСХОЖДЕНИЕ

Обладательница трех золотых медалей чемпионата Европы-91 Ольга Седакова, услышав вопрос, рассмеялась: «Стать олимпийской чемпионкой? Вы шутите? Проще утонуть!». И уже серьезно добавила: «На моем веку такого точно не произойдет. Слишком специфический у нас вид спорта…».

В тот момент - почти семь лет назад - я была полностью с ней согласна. Синхронное плавание, где расклад мест мгновенно становится понятен специалисту с первой же оценки предварительных соревнований, а неспециалисты продолжают недоумевать и тогда, когда тройка призеров занимает места на пьедестале, - вид спорта действительно специфический. Традиции здесь доходят до абсурда, а действия судей, как верховных жрецов, не обсуждаются.

На протяжение трех Олимпиад подряд, с того самого момента, как синхронное плавание получило олимпийский статус, к медалям имели доступ представители одних и тех же трех стран - США, Канады и Японии. Точно такая же картина наблюдалась на всех без исключения чемпионатах мира с 1973 по 1994 год. Причем рокировки на первой ступеньке происходили лишь между американками и канадками.

До конца 80-х уделом советских синхронисток было ежедневно сидеть по шесть-восемь часов в бассейне, дико раздражать окружающих постоянным звяканьем ключа, которым тренеры отбивали такт по уходящей в воду металлической лестнице, и очень медленно двигаться из второго европейского десятка к началу медальной очереди. В 1987 в Страсбуре советский дуэт впервые стал третьим, за французским и швейцарским, а группа получила серебро. В 1989-м в Бонне Христина Фаласиниди стала победительницей, а дуэт и группа - вице-чемпионами континента. А с 1991-го началась беспроигрышная серия: на пяти европейских чемпионатах подряд российские спортсменки забирали золото во всех видах программы.

Но то было в Европе.

Почему же так не везло? Причина, видимо, крылась в тех же традициях. Пока в СССР практически в полной изоляции от мира спортсменки отрабатывали балетную классику движений и замысловатые групповые фигуры и перестроения, в стане сильнейших шел поиск чего-то особенного. Например, подводных связок продолжительностью до тридцати-сорока секунд, во время которых из воды торчат лишь ноги. Нам же приходилось догонять. Получалось это быстро, но тем не менее, Америка, Канада и Япония каждый раз оказывались на шаг впереди. Даже когда расклад сил на первый взгляд казался равным, все решала сила судейской привычки. Если бы не это, главная российская прима Ольга Седакова на чемпионате мира-94 могла бы не только впервые войти в тройку, но даже выиграть. Однако спортсменка ошиблась в обязательной программе, после чего судьи с чистым сердцем отодвинули ее на привычную четвертую позицию. Качество исполнения дальнейших программ не играло уже никакой роли - места в «партере» оказались занятыми.

ТРЕБУЮТСЯ МАМЫ С КРЕПКИМИ НЕРВАМИ

«Поздно, очень поздно…» - тренер детской группы скептически оглядывала мою восьмилетнюю дочь, я же впервые в жизни почувствовала себя абсолютно беспомощной. Робко вымолвила: «Может быть, все-таки возьмете? Не получится - никаких претензий не будет. Я же понимаю - спорт есть спорт». Последовал быстрый взгляд в мою сторону: «Ну ладно, наследственность-то у нее должна быть в порядке. У вас как с нервами?» - «В каком смысле?» - окончательно растерялась я. - «В прямом, - был ответ. - Дети-то у нас на тренировках плачут…».

Следующий месяц был непростым. Дочь рыдала при слове «бассейн», швыряясь купальниками и очками для плавания. Приходя с тренировки тихо выла в подушку. Потом слезы прекратились. В один из дней прямо в кухне мне были сначала продемонстрированы все возможные шпагаты а потом задан вопрос: «Ты что сидишь? Опоздаем!»

Рискнув посмотреть тренировку в воде я с удивлением обнаружила, что мой ребенок вполне технично плавает кролем, брассом и на спине, а кроме этого - с хорошей скоростью передвигается в воде вперед ногами.

Абсолютная чемпионка Европы-99 Ольга Брусникина, рассказывая о начале занятий спортом, заметила:

- Техника и «школа» в синхронном плавании - это все. База. Если ее нет, занятия можно не продолжать.

Действительно, в столь ювелирном занятии, как синхронное плавание, мелочей нет. Единственное неправильное движение в воде кистями рук мгновенно влечет за собой потерю равновесия. Ошибок же не прощают. Поэтому и существует в синхронном плавании неписаный закон: «Не ошибайся!». Впрочем, его можно сформулировать и по-другому: «Выживает сильнейший». После восьми - десяти лет ежедневной дрессировки (примерно такое время проходит от начала занятий до попадания в сборную) девушки уже не задумываются о том, как тяжело управлять собственным телом, «стоя» в воде головой вниз. Для них это состояние столь же привычно, как для танцора - стоять на паркетном полу. Пресловутая прищепка на носу - вынужденная, увы, необходимость. Даже эта мера предосторожности не спасает от хронических заболеваний носа, горла, ушей… Да и травм в этом изящном подводном царстве хватает.

ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

синхронное плавание
Фото из архива Елены Вайцеховской

Первый доклад на тему профессиональных заболеваний синхронисток сделала год назад в Гонконге одна из родоначальниц вида спорта в СССР профессор Мария Максимова. Реакция коллег была неоднозначной: «Что вы нас всех инвалидками выставляете?»

Однако и в Стамбуле на последнем чемпионате Европы Максимова (ныне - консультант итальянской сборной) вернулась к наболевшей теме. Слишком много опасности таит в себе вода. Главная проблема у всех без исключения спортсменок высокого уровня - спины.

Почему - объяснить не может никто. Возможно во время сложных фигур, когда ноги находятся над поверхностью, давление на раслабленный позвоночник становится чрезмерно ощутимым и травматичным. Когда же позиция в воде нормальная (с точки зрения обычного человека), нагрузке подвергаются колени и снова - поясница. Когда-то в сборных постоянно работали комплексные научные бригады. Сейчас их нет и никому, видимо, не станет известно, что происходит с сосудами головного мозга и с психикой человека при постоянных длительных (до пятидесяти секунд) задержках дыхания, которые к тому же сочетаются с огромной физической нагрузкой.

Максимова отнюдь не жаловалась. Просто констатировала факты, общеизвестные в мире синхронного плавания. Ее мире. В котором помимо нескольких десятков учениц она более двадцати лет тренировала собственную дочь - Гану. А перед чемпионатом мира 1998 года в австралийском Перте, где Россия впервые одержала троекратный триумф, приложила немало усилий для победы группы - по мнению многих, наиболее сложного вида синхронного плавания и получила специальный приз ФИНА, как лучший тренер-постановщик мира.

ПРИМЫ И КОРДЕБАЛЕТ

Превосходство российской сборой в Австралии было подавляющим. Этот феномен не могли объяснить даже специалисты. «В Америке и Канаде всегда был сильный резерв, - говорила тогда главный тренер команды Татьяна Покровская. - Поэтому даже когда одна спортсменка сменяла другую, на расстановке мест это не отражалось. И вдруг наступил кризис. Вроде бы работать продолжают те же самые тренеры, но результаты вдруг пошли на убыль. А может быть, мы сами стали сильнее…».

Собственно, главную победу Россия одержала за полгода до чемпионата мира - на Кубке мира в Китае. Именно там о смене лидера в мировом синхронном плавании заговорили все без исключения. Причем поводов придраться к ошибкам Россия не предоставляла никому. Ошибок просто не было. Даже в самом важном (олимпийском) виде - группе.

«Группа - как кордебалет, - любит говорить Максимова. - Когда он хорош, репутация у театра тоже хорошая».

Обычно в групповых соревнованиях выступают восьмерки. Хотя правилами разрешается выходить даже впятером. Однако все понимают: чем больше в воде действующих лиц, тем сложнее работа. Это не соло, где в случае необходимости программу можно подправить и даже переделать за считанные дни. Композиции создаются в долгих мучениях. Просто музыкальный опус с набором соответствующих (пусть даже очень сложных) движений считается в синхронном плавании уже вчерашним днем. В программе должен быть стиль, идея, индивидуальность. В групповой программе - в восьмикратном размере.

Если солисток встречают по лицу, то группу прежде всего - по ногам. Поскольку ноги - первое, что появляется из воды после того, как спортсменки начинают выступление. Команда с идеальными ногами (длина, форма, проработка мышц) - большая редкость.

«У вас есть дедовщина?» - в шутку спросила я как-то капитана восьмерки - Лену Азарову. «А как же! - последовал ответ. - Нет, конечно же, молодых никто не бьет и еду не отнимает. Но существует неписанный закон: новички носят на тренировки и соревнования всю аппаратуру - магнитофон, подводный динамик, видеокамеру. Любые изменения в составе сильно дают себя знать. Поначалу новенькие страшно мешают в воде. От этого, бывает, им здорово, хотя и не нарочно, достается - локтями, пятками, коленками. Но довольно быстро все друг к другу притираются. Понимают, что раз уж попали в состав, в их интересах работать, как одержимым. Хотя и ветераны пашут не меньше».

Большинство спортсменок водного кордебалета никогда не становятся солистками (хотя последние почти всегда принимают участие во всех трех видах программы). Выступают по 10-12 лет, с обидой мирясь с тем, что даже в случае победы в газетах и по телевизору назовут страну и, может быть, фамилию. Потом уходят, освобождая места молодым. Правда, идти после синхронного плавания особо некуда. Специальных шоу практически нет, коммерческих турниров - тоже. Думать о будущем, пока выступаешь, не остается ни времени ни сил. Счастливое исключение - Гана Максимова. Успела закончить ГИТИС, где училась в класе известного эстрадно-циркового постановщика Валентина Гнеушева, выучила английский и французский языки. Сейчас работает постановщиком в Канаде.

После олимпийских игр в Барселоне из Росии уехала и Седакова - по приглашению швейцарского клуба. За тот отъезд Ольгу осуждали многие. Во всяком случае, он стоил спортсменке десятой (юбилейной) золотой медали чемпионатов Европы. В 87-м в Севилье российские тренеры смирились с участием Седаковой в сольных выступлениях, но не рискнули включить наиболее титулованную синхронистку мира ни в дуэт, ни в группу: любая неточность, которую в соло опытный спортсмен легко превращает в импровизацию, в командном виде чревато крахом.

В сольных выступлениях хватает своей специфики. Например, возраст. Именно он, по мнению многих тренеров, не позволил Христине Фаласиниди, сменившей в 1992-м гражданство на греческое, а фамилию - на Талассиниду, попасть в число призеров на чемпионате в Стамбуле («Хотим мы этого или не хотим, девичье лицо, отягощенное многолетней работой, как правило, вызывает у судей негативную реакцию» - напрямую сказали мне). Хотя была и еще одна, гораздо более весомая причина - все те же традиции. Согласно им, в числе европейских лидеров сейчас три страны - Россия, Франция и Италия. Этим сказано все.

Кстати, на заключительной стамбульской пресс-конференции представителям всех трех команд был задан вопрос: «Что вы можете поменять в программе, чтобы к Играм в Сиднее сделать ее сильнее?». Чемпионка Италии Джованна Бурландо бесхитростно ответила: «Что бы мы не поменяли, бороться с русскими будет по-прежнему бесполезно».

Французская прима Виржини Дидье лишь согласно покачала головой…

1998 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru