Никита Шлейхер:
«НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМОЕ ЧУВСТВО СВОБОДЫ» |
|
Фото © Clive Rose
на снимке Никита Шлейхер |
Двукратный чемпион Европы Никита Шлейхер рассказал, что воспринимать себя как профессионального спортсмена он начал в 2014 году, когда впервые поехал на взрослый ЧЕ и стал пятым на вышке. В интервью RT победитель прошедшего в Саранске Кубка Евразийских стран по прыжкам в воду признался, что долгое время ориентиром для него были Евгений Кузнецов и Илья Захаров, но при этом он хотел превзойти их обоих. Спортсмен также назвал главную причину неудачи на Олимпиаде в Токио, объяснил, почему долгое время не горел желанием общаться с журналистами, и рассказал, как начал красить ногти в чёрный цвет.
— Как оцениваете свое выступление в Саранске?
— С утра сумма баллов побольше была. Но в принципе я доволен…
— С чемпионом мира Евгением Кузнецовым вас разделила всего одна десятая доля балла. Вы отслеживали по ходу финала, как идёт борьба между вами?
— На оценки я всегда смотрю.
— Что это вам дает?
— Понимание, на сколько баллов я должен сделать тот или иной прыжок, чтобы не проиграть. Всё это происходит в соревнованиях на подсознательном уровне. Я просто очень хорошо знаю коэффициенты прыжков и быстро считаю, какие именно оценки должен получить, чтобы вышла требуемая сумма баллов.
— И так при каждом прыжке?
— Да, причём уже очень давно.
— Что же тогда помешало вам точно так же просчитать заключительный прыжок в синхроне на Олимпийских играх в Токио, где вы крайне неудачно наскочили на доску?
— Нервы, давление, собственное состояние. Я просто со всем этим не справился.
— Иначе говоря, колотило так, что было невозможно думать?
— Ну… Скажем коротко: только я был в этом виноват. Чисто моя ошибка была.
— Такие ошибки обычно застревают в голове очень надолго.
— Так и есть. Я до мельчайших деталей помню сам прыжок, помню, как проскочил доску, просто до последнего рассчитывал, что даже в этом варианте мне хватит высоты. Не хватило.
— Все тут же вспомнили, что именно эта ошибка в наскоке случилась с вами в олимпийском сезоне на третьем старте подряд. Получается, срыв заключительного прыжка не был случайностью?
— У меня в том сезоне действительно были проблемы с наскоком.
— В чём они заключались?
— Наскок — это, как ни крути, основа любого прыжка на трамплине. Каждый делает его по-своему, я же предпочитаю немного заходить за «клёпки» — мне так удобнее. Ну а в том конкретном случае немного не туда поставил ногу в заключительном шаге. Слишком близко к краю доски.
— Насколько оправдано выполнять наскок на грани дозволенного?
— Определённый риск в этом, безусловно, есть, но, если наскок выполнен удачно, прыжок получается намного выше. А если еще в отталкивании удаётся удержать в правильном положении плечи, выполнять вращения вообще становится очень легко.
— Вы родились в Ставрополе, прыгать начали в Пензе, сейчас тренируетесь в Казани, причём всё это время тренируетесь у одного и того же наставника. Я, признаться, запуталась в ваших перемещениях.
— Здесь всё очень просто. Мама в своё время занималась в Ставрополе прыжками в воду, и привела меня в бассейн в четырёхлетнем возрасте. В 2011-м моего тренера Павла Муякина пригласили на работу в Пензу и он всех своих учеников забрал с собой. Мне на тот момент было 13, но мама не возражала. Ну а потом мы уже всей семьёй и тоже вслед за тренером перебрались в Казань.
— Те два года, что вы провели без родителей в Пензе, вспоминаются сейчас, как свобода, или, напротив, жесткий контроль?
— Самостоятельности и организованности мне тот период, безусловно, прибавил. О какой-то свободе я вообще не думал в те времена, если честно. Во всём подчинялся тренеру.
— В какой момент вы стали воспринимать себя, как профессионального спортсмена?
— Наверное, в 2014-м, когда впервые поехал на взрослый чемпионат Европы в Берлин и стал пятым на 10-метровой вышке.
— А свой первый сбор со взрослой командой помните?
— Да. Это было на год раньше, в 2013-м. Мне было не очень сложно адаптироваться среди взрослых, поскольку я рос в одном бассейне с Женей Кузнецовым. Очень хорошо помню, как он с Ильёй Захаровым выступал на Олимпийских играх в Лондоне, так что оба они были для меня определённым ориентиром.
— Думали тогда о том, что придёт время и с кем-то из них вы можете оказаться в синхронной паре?
— Нет, думал о другом. Что очень хочу их обоих обыграть и обязательно однажды обыграю.
— Когда в начале 2019-го вы достаточно внезапно оказались партнёром Кузнецова в синхронных прыжках с трамплина, сработались быстро?
— Это был непростой период. Мы с Женей сильно отличались по телосложению, я был намного легче, поэтому у меня не всегда получалось до него допрыгивать по высоте. Я тогда очень много времени проводил в тренажёрном зале, набирал массу, чтобы стать чуточку побольше и потяжелее, не всегда, правда, это удавалось. Но поскольку пришлось больше времени уделять трамплину, я сильно спрогрессировал, как трамплинист. До этого считал своим основным видом вышку.
— Когда сочетаешь два снаряда, это способствует прогрессу, или просто отнимает вдвое больше времени?
— В юношеском возрасте, как мне кажется, обязательно нужно прыгать оба снаряда. Это реально развивает прыгуна. Просто потом, когда уже начинаются серьёзные результаты, приходится выбирать специализацию, чтобы сконцентрироваться на чём-то одном. Я перестал прыгать с вышки как раз в 2019-м: мы с тренером посчитали, что через год Олимпиада и будет правильно бросить все силы на один снаряд.
— Не жалели потом, что отказались от прыжков с «десятки»? Все-таки большая высота даёт прыгуну совершенно особенные ощущения.
— Как раз в этом плане мне больше нравится трамплин — там адреналина больше. Если правильно выполнил наскок и правильно оттолкнулся, появляется ни с чем ни сравнимое чувство свободы. Ты совершенно расслаблен.
— Как можно быть расслабленным, когда выполняешь одну из сложнейших в мире программ?
— У меня получается. Любимый прыжок — 3,5 «авербах» (3,5 оборота назад с разбега). Там есть все: и полная расслабленность и чувство полёта. Наверное, поэтому этот прыжок у меня всегда был наиболее стабилен. Как с вышки, так и с трамплина.
— На что вы ориентируетесь в воздухе?
— Вижу во время вращения практически всё. В каждом бассейне ищу для себя ориентир, для того, чтобы чётко понимать, как делать раскрытие. Чаще всего ориентируюсь в раскрытии на табло. И мгновенно принимаю решение — додержать прыжок, или пораньше раскрыться и дотянуть себя на входе руками. «Задние» входы в воду даются мне лучше — в них я полностью себя контролирую. А в «передних» могу пропустить воду.
— Какая черта вашего характера меньше всего нравится вашему тренеру?
— Я ленивый. Мне всегда хочется сделать в тренировке меньше прыжков. Стараюсь работать не на количество, а на качество. Как-то приучил себя, что хорошо выполнять все прыжки должен с первого раза.
— Некоторые тренеры именно так выстраивают работу: не по заданному количеству повторений, а до первой удачной попытки.
— Мы тоже так тренируемся. Иногда выполняем определенное количество каждого прыжка, иногда прыгаем сериями, иногда — на максимальную точность без разминки, то есть, имитируя соревнования.
— Самая страшная ситуация, которая когда-либо случалась с вами в прыжках в воду?
— Олимпиада в Токио.
— Я вообще-то имела в виду другое. Хоть когда-то в процессе прыжка вам приходилось испытывать страх, боязнь удариться о снаряд, об воду?
— Это всего лишь рабочие моменты, которые со всеми случаются. И о воду бьешься, и ноги в группировке иногда вылетают, и поскользнуться можно. Не обращать же на это внимание?
— Не могу не задать ещё один вопрос: вы на протяжении нескольких лет наотрез отказывались общаться с журналистами. Была причина?
— Нет. Просто не хотел никакой публичности. Не было желания. Я и сейчас всё это не слишком люблю, но приходится.
— Странно даже слышать такое от человека с модельной внешностью. Вам рекламодатели прохода давать не должны.
— Всё это тоже было. Съёмки, реклама. Правда, мне до сих пор кажется, что внимание привлекала не моя внешность, а мои ногти, когда я красил их в чёрный цвет. На Олимпиаде тоже с чёрными ногтями прыгал.
— Зачем?
— Просто нравилось. Потом прошло.
— Как далеко распространяются ваши нынешние спортивные планы?
— Прыгать, пока будет позволять здоровье. Травмы-то накапливаются.
— То есть, переход после окончания классической карьеры в хайдайвинг вам не грозит?
— В хайдайвинг мне нельзя, спина не позволит. Была травма много лет назад, которая давно забылась, но не настолько, чтобы испытывать позвоночник на прочность.
2022 год
|