Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Плавание - Спортсмены
Робертас Жулпа:
АЛЕН ДЕЛОН МИРОВОГО ПЛАВАНИЯ
Робертас Жулпа
Фото © Сергей Гунеев
на снимке Робертас Жулпа

30 августа не стало выдающегося брассиста, чемпиона московской Олимпиады Робертаса Жулпы.

Он был совершенно удивительным. Обожал плавать, считался самым талантливым из тогдашнего поколения брассистов, при этом абсолютно равнодушно относился к медалям.   
Был по мнению собственного тренера Бориса Зенова необычайно ленив и недисциплинирован, но на самом деле идеально вписывался в известную чемпионскую концепцию «профессионал лишних движений не делает».

И море обаяния, в котором тонули все без исключения.

Всего лишь одна история: после монреальских Игр в 1976-м с плавательной сборной СССР заключила долговременное партнёрское соглашение фирма-производитель спортивной экипировки Arena. По условиям контракта, в конце каждого года представитель команды приезжал в штаб-квартиру компании, чтобы выбрать модели костюмов и купальников на очередной сезон. Так было и в 1978-м, сразу после чемпионата мира в Западном Берлине.

По возвращении человек рассказывал:

«Ничего не могу понять: вхожу в здание, вижу огромное офисное пространство с рядами столов, за которыми сидят женщины, и у каждой на столе — фотография Жулпы. А ведь он на том чемпионате мало того, что первый раз за сборную плыл, так и занял только седьмое место. Ален Делон мирового плавания в команде появился, похоже!»

Призёр двух Олимпийских игр Дмитрий Волков назвал Робертаса самым необычным соперником из всех, что встречались в его собственной карьере.

«Жуля всегда был как старший брат, пример для подражания, объект для обожания женщин, мужчин и детей. Настолько весел, забавен и непредсказуем, что его невозможно было не любить. Он, например, вилку держал не как все воспитанные люди, а по-простому – в кулаке. Подражая ему, я старался делать то же самое. Когда набрал силу и стал обыгрывать его на стометровке брассом, он оставался моим конкурентом на дистанции 200 м. В 1984 году вместо Олимпиады мы поехали на международные соревнования «Дружба-84». Там в финале двухсотметровки я Роберту проиграл, но не расстроился, а испытал облегчение: так приятно было видеть его радость…»

Олимпийское золото Жулпы на Играх в Москве стало одной из восьми золотых медалей, завоёванных сборной СССР, и едва ли на самым ценным: в мужском брассе, в отличие от всех прочих дисциплин, в Москве стартовали все сильнейшие на тот момент пловцы мира: англичане Данкан Гудхью и Эдриан Мурхаус, венгр Альбан Вермаш, представители сборной СССР Арсен Мискаров и Геннадий Утенков.
Сам Жулпа вспоминал свой финальный заплыв так:

«В «Олимпийском» было непривычно. Народу очень много, думаю ничего себе! Нигде и никогда такого не видел, даже на чемпионате мира. Со всеми поздоровался, пожал конкурентам руки – здрасьте, здрасьте, хеллоу – и пошел как на прикидку на Круглом, спокойно, чуть не зевая. Зенов что-то сверху с трибун кричал про гребки, я помнил: туда пятнадцать, обратно двадцать три, потом двадцать и на финише уже, как получится…

Мысль на финише – вот сейчас доплыву и можно будет впервые за долгое время расслабиться. Слава богу, никто теперь ругать не будет, а то – проиграй, сразу бы все вспомнили, что я вытворял на сборах!..»

Даже после того, как в отечественном плавании полностью сменилось поколение спортсменов, на Круглом любили вспоминать историю, как Жулпа привёл в номер девушку из соседнего посёлка, с которой познакомился на базе. Об этом каким-то образом проведал Зенов, бросился следом и стал отчаянно колотить в дверь: «Жуля, открой немедленно, я знаю, что ты там!» Робертас мгновенно распахнул окно, благо номер располагался на первом этаже, выпрыгнул наружу, зашёл в гостиницу с парадного входа и озадаченно спросил наставника, который, лёжа на полу, пытался подглядывать в дверной просвет: «Борис Дмитриевич, а что случилось? С вами всё в порядке?»

В том финальном олимпийском заплыве мировой рекорд Дэвида Уилки устоял, что, конечно же, стало поводом для лёгкого расстройства чемпиона:

«Я коснулся стенки не пальцами, а ладошками, посмотрел на табло, думаю, если бы хоть кто-нибудь меня реально догонял, за ноги бы кусал, я бы прибавил, три десятых до мирового рекорда – пустяки, приплыл почти без одышки…».

Достижение падёт через два года на чемпионате мира в Гуаякиле, где Жулпа станет вторым, проиграв канадцу Виктору Дэвису. Но на результат литовский спортсмен был заточен уже куда меньше, чем перед Играми-1980, несмотря на то, что на континентальных первенствах в 1981-м и 1983-м он трижды становился чемпионом.

После своей грандиозной олимпийской победы Жулпа был награждён в Кремле орденом Дружбы народов, стал заслуженным мастером спорта СССР. Вернувшись домой в Вильнюс, получил от республики все причитающиеся олимпийскому чемпиону почести, включая однокомнатную квартиру, и приобрёл «Волгу».
Правда вскоре Робертас вновь умудрился поставить всех на уши: он уехал в Италию, женившись на итальянке, выучил язык, в браке у пары родилась дочь, но семейная жизнь так и не сложилась. В результате герой литовского спорта был вынужден вернуться в родную республику, где оказался, по сути, бомжом: по тогдашним законам не было никакой возможности сохранить за собой квартиру, сменив страну проживания. Соответственно жильё отошло государству. Устраиваться на работу тоже не было смысла: пенсия олимпийского чемпиона составляла 800 долларов в месяц, в то время как высококлассный тренер по плаванию получал максимум 600.

«Ничего бы не поменял в своей жизни, даже если бы было можно, — веселая она была. Даже сейчас снятся сны о плавании. Лиц вокруг не вижу, но соревнуюсь с кем-то, это точно», —рассказывал Жулпа спустя годы в интервью своему старинному другу Дмитрию Волкову.

В Вильнюсе Робертаса постоянно опекала ещё одна олимпийская чемпионка тех времён Лина Качюшите. После завершения карьеры она много лет возглавляла Ассоциацию олимпийцев страны и относилась к выдающемуся пловцу, как к большому ребёнку, постоянно вытаскивая его из всевозможных передряг.

«Представляете, Робертас за свою послеспортивную жизнь ни разу не был у врача, никогда ни на что не жаловался. Знаю, что летом он навещал дочь и внучку в Италии, а, вернувшись в Литву, решил обратиться в больницу, благо она располагалась в соседнем здании с его домом,  — рассказывала Лина.

По словам экс-спортсменки, Робертаса госпитализировали с жалобами на сильные боли в спине, из-за чего у олимпийского чемпиона начала отказывать правая нога. Врачи провели операцию, и, возможно, именно это хирургическое вмешательство спровоцировало стремительное обострение большого количества скрытых проблем с внутренними органами и лёгкими. Из больницы знаменитый пловец уже не вышел...

2024 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru