Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Плавание - Тренеры
Геннадий Турецкий: «ПОРА РАССКАЗАТЬ, КАК ВСЕ БЫЛО...»
Геннадий Турецкий
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке: Геннадий Турецкий

Девятнадцатого августа 1995 года главный тренер австралийского института спорта Геннадий Турецкий планировал прилететь в Вену, на чемпионат Европы, где должен был выступать его ученик - двукратный олимпийский чемпион Александр Попов. Но за неделю до этого срока средства массовой информации (в том числе и австрийские) передали: Турецкий осужден на месяц и приговорен к штрафу в десять тысяч долларов за то, что в нетрезвом виде напал на пассажиров и экипаж самолета, доставлявшего австралийскую команду пловцов из Сиднея на Тихоокеанские игры в Атланту.

Еще через день по тем же каналам поступило сообщение, что в связи с инцидентом, руководство Института спорта аннулировало контракт российского тренера.

Естественно, я немедленно позвонила в Австралию. Но Турецкий предупредил: «Интервью не будет. В порядке частной беседы могу сказать, что все у меня нормально. Не совсем так, как изложено в газетных сообщениях. Сейчас идет расследование, поэтому не хочу оправдываться заранее. Пусть это будет сделано официально».

Второй раз я набрала канберрский номер Турецкого через несколько дней. Сразу же после того, как по каналам АР прошло сообщение, что детальное расследование инцидента, предпринятое, в том числе и австралийскими юристами, во многом опровергло всю предыдущую информацию. И позволило исполнительному директору Института спорта в Канберре Джиму Фергюссону официально заявить: никаких санкций со стороны руководства института в отношении Турецкого предпринято не будет. Самое время было выяснить из первых рук, что все-таки произошло на самом деле.

- Я не стал объяснять вам все сразу по той причине, что австралийская пресса, получив информацию из США, очень ожесточенно на меня набросилась, - ответил Турецкий. - В этой ситуации любые оправдания выглядели бы как признание вины. Во время перелета (а я всегда очень тяжело их переносил) у меня резко подскочило давление. Последнее, что я помню, это, как поднялся со своего сиденья, стал падать и, по-моему, за кого-то ухватился. Все дальнейшее - в тумане. Самолет действительно вынужденно посадили в Гонолулу, меня взяли под стражу (после посадки, кстати, меня осмотрел врач и зафиксировал давление 190 на 110), и в суде предъявили обвинение в причинении физического ущерба кому-то из пассажиров и экипажа, в вынужденной посадке самолета и еще по двум пунктам, сейчас, честно говоря, я не вспомню, каким. Медицинская экспертиза показала, что алкоголя в крови нет, но, как мне уже после суда сообщили, еще до начала процесса судья в разговоре с кем-то сказал, что, наверное, я был пьян. Эта фраза, видимо, и дошла до журналистов.

- Раз возник скандал, значит, кто-то был в нем заинтересован, не так ли? Во всяком случае, мне кажется, что ни у австралийцев, ни тем более у американцев не может вызвать восторга накануне Олимпийских игр в Атланте то, что ваш ученик Александр Попов - главный (если не сказать, единственный) претендент сразу на несколько золотых медалей. А тут - прекрасный повод вывести вас из игры.

- Интересная мысль, хотя не думаю, чтобы за скандалом стояло именно это. Те же американцы, при всех их недостатках, люди цивилизованные. Кстати, первый, кто мне посоветовал, как вести себя и что делать, - это глава очень солидной американской адвокатской фирмы Крюгер. Когда-то, кстати, он сам плавал. Что до тренеров, то именно в Америке как нигде умеют уважать и ценить чужой успех в спорте, даже если этот успех имеет русское происхождение. На Гавайях, пока шло судебное разбирательство, я жил в доме американского пловца олимпийского чемпиона Лос-Анджелеса Роуди Гейнса.

- Откуда же пошли слухи, что в Канберре разрывают с вами все отношения?

- Думаю, тоже от некомпетентности журналистов. В Австралии есть такое понятие « stand - up » - то есть, прекращение действия всех соглашений и отстранение от работы на период расследования. При этом, кстати, продолжают платить зарплату.

- Насколько тогда соответствует истине информация, что во время отбывания вами месячного наказания в Гонолулу, которое должно начаться 10 октября, институт платить вам не будет?

- И не должен. Согласно контракту я должен отработать в году 46 недель. Это, как понимаете, чуть больше десяти месяцев.

- Сейчас вы тоже не работаете?

- Работаю. Через два дня начинается чемпионат Австралии в 25-метровом бассейне, где все пловцы, в том числе и те, что тренируются у меня, будут отбираться для участия в декабрьском чемпионате мира, который пройдет в Рио-де-Жанейро.

- Сами вы в Бразилию не собираетесь?

- Скорее всего, нет. У меня по-прежнему держится повышенное давление, и врачи категорически запрещают дальние перелеты. По этой причине, кстати, я не полетел в Вену на чемпионат Европы.

- Отвлекаясь от темы, вы были довольны тем, как в Вене в ваше отсутствие выступил Попов?

- В принципе - да. Но я понял, что к Олимпийским играм надо готовиться несколько иначе. Ни в коем случае не делать длинных перерывов. В прошлом году из-за операции, сделанной Попову, такой перерыв между сезонами был, и мне пришлось три месяца выводить Сашу на нужный уровень обменных процессов. Это гораздо тяжелее, нежели вывести человека просто на результат. Тот же Попов способен потренироваться пару недель и проплыть сто метров за 48,5. Но за это неизбежно придется платить очень высокую цену.

Мы провели очень серьезную работу. Скажу вам даже, что впервые за все время Попов был готов проплыть 200 метров вольным стилем. Причем не за 1,48, а гораздо быстрее. Но после больших нагрузок у спортсмена часто наступает состояние иммунного шока. Организм становится страшно восприимчив к разного рода болячкам. Этим и объясняется болезнь Попова накануне европейского чемпионата. Значит, и этот момент в следующем сезоне надо учесть особо.

- Разрешите еще один вопрос из области слухов. Говорят, что успехи австралийских пловцов, которые тренируются в Канберре под вашим началом, вызвали настолько серьезное недовольство и ревность главного тренера национальной команды Дона Тэлбота, что он собирается отстранить вас от работы с вашими спортсменами в сборной во время Игр в Атланте.

- Вы плохо знаете Тэлбота. Он гораздо интеллигентнее. И относится к тому типу тренеров, с которыми мне всегда было безумно интересно работать.

1995 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru