Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Прыжки в воду - Спортсмены
Глеб Гальперин: ВЕРНУЛСЯ ДРУГИМ
Глеб Гальперин
Фото © Александр Вильф
на снимке Глеб Гальперин, Дмитрий Доброскок и Раиса Гальперина

Когда в прыжках в воду уходят на два с половиной года, то уже, как правило, не возвращаются. Не тот это вид спорта. Двукратный чемпион мира Глеб Гальперин вернулся. После травм и трех подряд операций выиграл чемпионат страны, отобрался на чемпионат мира, который стартует 16 июля. Усложнил программу. Словом, сделал все, чтобы заново привлечь к себе интерес соперников и внимание журналистов.

И все-таки разговаривать со спортсменом до его главного старта в Шанхае я не стала - из чисто спортивного суеверия. Обратилась с просьбой об интервью к его маме и тренеру Раисе Гальпериной.

- 5 февраля этого года можно, наверное, считать вторым спортивным рождением вашего сына на 10-метровой вышке, когда впервые после перерыва, связанного с длительным лечением, Глеб выступил в соревнованиях. Что происходило с ним с того момента, как в июле 2009-го была сделана операция на плечевом суставе и от прыжков с вышки пришлось отказаться?

- В конце того же года, когда Глеб уже начал было тренироваться, выяснилось, что ему нужна еще одна операция - на голеностопе. Обнаружилась застарелая травма, при которой в суставе откололся кусочек кости. Пришлось отложить начало тренировок еще на месяц.

К тому же плечо продолжало побаливать - несмотря на то, что первая операция в Израиле прошла успешно. Соответственно, понадобилось еще одно корректирующее хирургическое вмешательство. Эта операция была сделана в Москве 1 февраля 2010 года. И еще полгода после этого мы не тренировались. Пробовали было прыгать с трамплина, но очень быстро выяснилось, что ничего хорошего из этой затеи не выходит.

На вышку Глеб за все это время вообще не поднимался. Прошлой осенью мы стали потихонечку восстанавливать темповые прыжки с пятиметровой высоты. И снова случилась травма - заболело колено. Так выпал еще один месяц.

Вот и получилось, что программу с 10-метровой вышки мы «собрали» лишь в начале февраля. И поехали на Кубок России в Пензу. Там Глеб стал пятым и решением главного тренера команды Олега Зайцева был допущен к участию в международном турнире «Весенние ласточки». В финал он там не попал: в предварительных соревнованиях показал третий результат среди российских спортсменов, а к участию в финале традиционно допускаются лишь два человека от страны.

Соответственно, Глеб не попал и на чемпионат Европы: туда отправились Алексей Кравченко и Виктор Минибаев. Зато мы поехали на турнир «Гран-при» в Канаду, где сыну удалось очень прилично для себя отпрыгать. В числе участников там были чемпион Пекина австралиец Мэтью Митчем, Чжу Люсин из КНР, и в итоге они так и финишировали, как на Олимпиаде, - Митчем, китаец и Глеб.

Сразу после возвращения в Москву Глеб сказал, что хотел бы поехать еще на один этап «Гран-при» - в Росток. Чтобы получше восстановить соревновательные навыки. В том, что все это удастся восстановить, я, собственно, не сомневалась. Уже в Канаде было видно, что соревноваться Глеб не разучился: он не очень хорошо выступил в предварительной серии, но в полуфинале и финале выглядел уже совершенно иначе.

- Мне всегда казалось, что Глеб относится к тому типу спортсменов, для которых чем тяжелее, тем лучше.

- Абсолютно верно. В сложной для себя ситуации он умеет собираться особенно хорошо. В итоге в Германии он выступил лучше, чем в Канаде, а затем выиграл отборочный чемпионат России, «засадив» один из самых сложных своих прыжков так, что вода даже не шелохнулась, а судьи не задумываясь выставили «десятки». Мало этого, мы ведь еще выучили и включили в произвольную программу два новых прыжка - 4,5 оборота вперед и 3 оборота назад из передней стойки на руках.

- Даже не знаю, как комментировать. Круто... Кстати, вернуться на вышку после столь длительного перерыва было желанием Глеба или вашим? Ведь шансов не вернуться у него, согласитесь, было намного больше.

- Мы с мужем (отец Глеба - заслуженный тренер России, бывший прыгун в воду Сергей Гальперин. - Прим. Е.В.) рассуждали точно так же. Я дома и плакала, и уговаривала сына бросить спорт, потому что все это было невыносимо: вроде лечимся без передышки, но только начинаем тренировки, как снова что-то болит, что-то не получается. Приходилось работать через боль, терпеть. Но тут уж мы с отцом сказали, чтобы Глеб решал сам, чего он хочет.

Повезло в том, что мы нашли очень хорошего массажиста и заодно тренера по ОФП. Плюс в Глеба очень верил главный тренер. Это было тем более важно, что сын реально переживал - особенно весной, когда не смог показать результат на «Весенних ласточках».

- Так получилось, что до беседы с вами я разговаривала с Александром Кабановым и Татьяной Покровской - главными тренерами по водному поло и синхронному плаванию, в команды которых после долгого перерыва вернулись звезды - София Конух и Анастасия Давыдова. Которые быстро обнаружили, что их никто не ждет с распростертыми объятиями и никто не намерен уступать место без борьбы. А как обстоит дело у вас?

- Точно так же. Глеб видел, как сильно прибавили за время его отсутствия Илья Захаров, Виктор Минибаев. Конечно же, он отдавал себе отчет в том, что возвращается уже в другую команду. И был готов бороться за свое место.

- Вы чувствуете, что сын повзрослел?

- Очень. Стал спокойнее. Если раньше мог позволить себе капризничать на тренировках или взбрыкнуть, если что-то не получается, сейчас этого нет и в помине. Сам разбирает ошибку, сам старается ее исправить.

- Как говорили еще в наши собственные спортивные времена, до 25 спортсмен выполняет то, что говорит ему тренер, а после 25 начинает думать.

- Наверное, это действительно так. Как бы то ни было, работать с сыном стало однозначно проще. Я ведь тоже за время совместной работы стала опытнее и мудрее как тренер. Где-то уступает Глеб, где-то я, а если нужно, к тренировкам подключается и Сергей.

- Живете вы вместе или раздельно?

- Ох, больной вопрос вы затронули... Квартирный вопрос пока не решен, хоть нам и обещали его решить после Игр в Пекине. Прописаны мы вчетвером в небольшой квартирке в Бирюлеве-Западном общей площадью 46 квадратных метров. На первом этаже к тому же.

Есть, правда, еще квартира, которую нам в свое время предоставили от ЦСКА после того, как Глеб стал чемпионом мира-2005 в Монреале. Мы получили ее, что называется, с голыми бетонными стенами, сделали полный ремонт, обставили. Но оформить жилье официально оказалось невозможно. Никто не знает, как это сделать. В любой момент квартиру у нас могут просто отнять - как служебную. И длится все это уже почти шесть лет. Перед Играми в Пекине пообещали, что вопрос с отдельным жильем для Глеба будет решен, если Глеб завоюет олимпийскую медаль. Он завоевал, но ничего так и не изменилось.

- Подобная ситуация, знаю, была в свое время у двукратной олимпийской чемпионки по биатлону Ольги Зайцевой.

- Так это один и тот же дом. Можно, наверное, не говорить об этом, но ведь все это - тот же самый быт. Хочешь не хочешь, а не думать об этом невозможно. И никаких нервов уже не хватает, если честно.

- Давайте вернемся к более приятной теме. Усложнить произвольную программу Глеб тоже решил самостоятельно?

- Винтовой прыжок со стойки на руках сын возненавидел еще в 2008-м, потому что именно этот элемент подвел его на Играх в Пекине. А 4,5 оборота вперед стали своего рода вынужденной необходимостью: многие ведь уже даже в «синхроне» этот прыжок делают. Глеб мог еще раньше его освоить, но не видел смысла: до Игр в Пекине коэффициент сложности был слишком низким - 3,4. Сейчас его подняли до 3,7.

Добиться предельной сложности на вышке нам пока тяжеловато: Глеб высокий, у него длинные ноги, поэтому задние вращения в положении согнувшись даются ему тяжелее, чем тем же китайцам. Плюс - травмированная спина. Но и с нынешней сложностью все произвольные прыжки - как ходьба по лезвию бритвы. Думаешь только о том, в каком состоянии сын вылезет из воды.

- От идеи выступать в синхронных прыжках с вышки после того, как Дмитрий Доброскок, партнер Глеба, оставил спорт, вы отказались?

- Почему? В Канаде Глеб прекрасно отпрыгал «инхрон» в паре с нашим же учеником Романом Измайловым. Ребята заняли второе место, проиграв всего 0,6 китайцам. А на чемпионате России была уже совсем другая ответственность, и Ромке просто не хватило опыта с ней справиться. Он сделал несколько ошибок, и ребята довольно много проиграли Захарову и Минибаеву. Измайлов отобрался в команду на метровом трамплине, на вышке же они с Глебом считаются запасными. И едут в Шанхай с готовностью заменить лидеров, если это вдруг понадобится. При нынешней сложности, да еще в открытом бассейне, нужно всегда иметь резервный вариант.

2011 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru