Александр Кабанов:
ОН НИКОГДА НЕ ЩАДИЛ СЕБЯ... |
|
Фото ©
Александр Кабанов |
30 июня на 73-м году жизни скончался один из величайших ватерполистов мира — Александр Кабанов. Как игрок он завоевал все возможные титулы на уровне клубов и сборных, в том числе дважды выигрывал чемпионаты мира и Олимпийские игры. Став тренером, специалист неоднократно приводил национальную команду к победам на крупных турнирах и четырежды возвращался с медалями с Олимпиад.
Жизнь этого игрока — это тяжелейший крест, взваленный на плечи, когда Кабанов принял решение стать тренером. Один из великих предшественников Кабанова Анатолий Блюменталь как-то сказал о нем:
«В великих спортсменах практически всегда сквозит их величие. Это нормально, так должно быть. Но великому гораздо тяжелее прислушаться, присмотреться к тому, что происходит вокруг. Как правило, им это не дано...»
В конце 80-х Кабанов возглавил ЦСК ВМФ, стал вторым тренером сборной страны, но сам признавался, что настоящим тренером себя не считает, потому что тренер — это ученики. В интервью тех времен специалист говорил:
«В принципе тренер должен быть диктатором, таким, как был сам Блюменталь. Мне такой жесткости не хватает, и это в какой-то степени минус. Тяжело заставлять игроков работать. Чувствовать, что они ненавидят тебя, убить готовы. Особенно, когда не идет игра. Но я все время помню, что сам был таким же, как они. Сам через это прошел и знаю, чего стоит эта работа».
Тренера, тем не менее, постоянно упрекали в жестокости и упрямстве. Даже на время убрали из сборной — после того, как Кабанов вывел из состава сборной сразу двух звезд: Сергея Маркоча и Дмитрия Апанасенко. Такие обиды, казалось бы, спортсмены должны помнить всю жизнь, но Маркоч позже сказал:
«Жалею, что пошел тогда на конфликт, встал в позу. Будь это сейчас, я бы на брюхе полз в сборную, цеплялся бы за любую возможность. Но молодой был, амбициозный, горячий. Не понимал главного: я – солдат. Каким бы ни был тренер, мое дело – закусить удила, терпеть и идти вперед.
В свете спортивных заслуг самого Кабанова, завоевавшего за карьеру два олимпийских золота и еще две высшие награды мировых чемпионатов, тренерские медали иного достоиноства воспринимались как неудачи, хотя на самом деле похвастаться подобным был способен далеко не каждый тренер. На трех Олимпиадах (в Барселоне-1992, в Сиднее-2000 и Афинах-2004 сборная Кабанова поднималась на пьедестал, дважды была призером мировых первенств, выиграла Мировую лигу и Кубок мира в 2002-м. Он же словно продолжал доказывать уже давно ушедшему из жизни Блюменталю, что мэтр был неправ, бросив в его адрес слова о неспособности великих прислушиваться, ставшую почти клеймом.
Я не раз задумывалась: а так ли уж прав был тогда Блюменталь? Выдержать такой срок тренерской каторги, пришедшийся на времена перестройки, развала и возрождения, не поможет никакое былое величие. Разве что фанатизм. Или безграничная любовь к своему виду спорта, что, по сути, одно и то же. Все это в избытке имелось у Кабанова.
Парадокс, но именно диктатор-Блюменталь ценил Кабанова-игрока невероятно высоко. Говорил о нём так:
«В любом виде спорта есть важнейшие компоненты мастерства. Если у игрока хромает хотя бы один, он не может считаться выдающимся. Так вот, у Кабанова не было недостатков. При том, что его физические параметры были весьма скромными, он был абсолютно гармоничным игроком. Обладал виртуозной техникой броска, несколькими коронными приемами, много забивал, причем в самый ответственный момент мог забить навесным, что в водном поло считается абсолютным верхом мастерства. У него, пожалуй, был всего один недостаток: он никогда не щадил себя. Никогда в этом не признавался, но я чувствовал: сердце у него было изношенным...
Как тренер, Кабанов был в водном поло, наверное, одним из последних романтиков этого вида спорта. В самом конце 80-х, когда в Югославии начал работать выдающийся ватерполист Ратко Рудич, он стал развивать предельно прагматичное водное поло, построенное на абсолютно жестких схемах и нацеленное исключительно на результат. Позже, когда Югославия оказалась в блокаде, многие специалисты этой страны разъехались по всему миру, продолжая пропагандировать именно такой стиль игры. Кабанов же до последнего стоял на том, что подобный стиль для него, как для ватерполиста — нонсенс. Что организация решает в спорте многое, но она не должна убивать игру, превращать ее в чистое единоборство. Сказал даже в интервью, отвечая на шутливый и популярный у журналистов вопрос о золотой рыбке:
«Если бы поймал, попросил бы хорошей и красивой игры на Олимпиаде. Просто медаль, пусть даже золотая, - это совсем не то, что победа с хорошей игрой».
После того как Россия выиграла Мировую лигу в 2002-м, одна из европейских газет написала в адрес россиян: «Это истинная команда XXI века!»
В 2009-м Кабанов начал работать с женщинами, хотя всего за несколько лет до того назначения наотрез отказывался ставить женское водное поло на одну доску с мужским. Но объяснил:
«До начала 2000-х это было вообще не водное поло, а некая специфическая женская игра с мячом в воде. А вот потом туда стали приходить бывшие и очень хорошие ватерполисты, которые до этого работали с мужскими командами. Так было в Голландии, в Италии... Венгерскую сборную возглавил Томаш Фарага, которого я вообще считаю лучшим ватерполистом прошлого столетия. Именно он, кстати, был во главе национальной команды, когда в 2005-м венгерки выиграли чемпионат мира в Монреале. С приходом этих людей женское водное поло стало очень быстро приобретать элементы настоящего. И сразу стало интересно
Отработав три года в женской сборной России, знаменитый тренер уехал в Кириши, в КИНЕФ, даже не подозревая, что будет связан с этой командой до самой смерти. В этом году Кабанов взял со своими девчонками очередной трофей, выиграв национальный чемпионат, хотя чувствовал себя не лучшим образом: уже были случаи, когда прямо на тренерской скамье у тренера случались перебои с работой сердца. Очередным и очень сильным, а по-сути, смертельным ударом стала смерть ближайшего друга и сподвижника по работе в сборной Бориса Ухова: его Кабанов пережил всего на одну неделю.
В таких случаях о человеке обычно говорят: «Устал жить». Но помнить тренера хочется другим. Бодрым, уверенным в себе и неизменно ироничным.
— Девчонки в игре более агрессивны, чем парни. Думаю, это от природы идет. Исторически женщина защищала потомство, пока мужчина еду добывал. Охраняла гнездо. Просто агрессия не всегда нужна. На поле нужно прежде всего, во-первых, видеть мяч, а во-вторых, занимать такую позицию, чтобы мяч не мог дойти до игрока соперника. То есть постоянно перемещаться. В мои времена считалось ошибкой, если кто-то смог тебя схватить. Причем это - твоя собственная ошибка и неумение.
— В некоторых видах спорта девчонок запирают после тренировок на ключ, не дают есть, не позволяют никуда ходить. Я же считаю, что любые запретительные меры тут же находят ответ. Мне кажется, что когда у людей включена голова, эффект гораздо больше, чем от страха и ужаса. Хотя мне довольно часто говорили, что игроки должны бояться тренера. И ненавидеть.
— Когда я впервые пришел смотреть водное поло в женском исполнении, меня поразило, насколько оно бесшабашное. Любая женская игра всегда более эмоциональна. И не такая «разумная» и трафаретная, как у мужчин. Получается иногда очень интересно. Непредсказуемо. Но сейчас черты рационализма, к сожалению, начинают сильно проявляться у канадок, американок, австралиек, китаянок. Когда во время матчей Мировой лиги я увидел эти сборные впервые, то в шоке был. Там и спортсменок подбирают соответственных - рослых, мощных, способных прежде всего вести силовую борьбу. Я же хочу, чтобы моя команда играла, и играла красиво.
— Есть такое выражение: порядок бьет класс. В команде прежде всего должна быть игровая дисциплина. То есть четкое выполнение установок тренера. Даже если они ошибочны. Но в этом случае видно, что необходимо исправить. А у нас же часто получается, что именно в тот момент, когда - кровь из носа - надо сыграть «на команду», лидеры забывают всех остальных и пытаются спасти ситуацию своими силами, сделать невероятное, - к примеру, мяч забить с середины поля. Классная команда в подобном случае, наоборот, начинает играть очень просто, чтобы свести количество ошибок к минимуму. И эти простые комбинации должны быть отработаны до автоматизма. Но это - работа. Тяжелая работа.
— Во время соревнований тренер уже ничего изменить не способен. Задача может быть одна - посмотреть, кого заклинило, кто «поплыл», у кого иные проблемы. И вовремя этих игроков заменить. Больше ты ничего сделать не сможешь. Абсолютно.
— У нас есть одна молодая спортсменка, и как-то на сборе она меня спросила: «Александр Сергеевич, а вы сами в водное поло играли когда-нибудь?»...
2020 год
|