РОМАНТИЧЕСКАЯ ДИКТАТУРА КАБАНОВА |
|
Фото © Александр Вильф
На снимке Александр Кабанов |
В последние 20 лет никогда еще наша мужская ватерпольная сборная не была столь близка к олимпийскому золоту, как на Играх-2000. В Сиднее это признавали даже наши соперники. Однако в предпоследний день Игр все надежды рухнули.
Тот матч стал истинным украшением олимпийского турнира. России противостояла Испания, завоевавшая высший титул в Атланте-96. На протяжении двух с половиной периодов ничто не сулило нам особых сложностей. До этого россияне выиграли крайне нервный четвертьфинальный поединок у сборной США, да и в полуфинале выглядели посильнее испанцев, постоянно ведя в счете. Потом соотношение сил выровнялось. Потребовалось два дополнительных периода и еще один, до «внезапной смерти» - всего 19 минут тяжелейшей схватки, прежде чем золотой гол Дмитрия Горшкова вывел Россию в финал, до которого оставалось меньше суток.
Надеяться на то, что обе сборные успеют хотя бы частично восстановиться перед матчами за медали, было наивно. Так и получилось. Испанцы, вымотанные полуфиналом ничуть не меньше россиян, были разорваны в игре за бронзу югославами - 3:8, наше поражение от венгров оказалось не менее красноречивым - 6:13.
Тем не менее из Сиднея российские ватерполисты вернулись почти героями: за 4 года до этого они стали лишь пятыми, споткнувшись на итальянцах в четвертьфинале, а в Барселоне-92 завоевали бронзу, проиграв той же Италии в полуфинале.
Помимо всего прочего наше серебро-2000 доказало: сборная России может претендовать на победу на любых соревнованиях. Ей бы только еще чуточку везения...
ДВА В ОДНОМ
Послеолимпийское четырехлетие стало в истории водных видов спорта первым, в которое вместились сразу два чемпионата мира (до этого они проводились раз в четыре года) - в Фукуоке-2001 и в Барселоне-2003. Золото или как минимум серебро первого было упущено нами по собственной вине: в полуфинальной игре со сборной Югославии российский голкипер Илья Смирнов по неопытности выплыл слишком далеко и моментально получил в свои ворота «бабочку» - мяч, брошенный навесом чуть ли не с центра поля. В итоге финал разыграли Югославия и Испания. Россия стала третьей.
А вот судьба призовых мест в Барселоне в какой-то степени была предрешена. Точнее, то, что на пьедестале не будет нашей команды. За год до этого мирового первенства российские ватерполисты блестяще выиграли Мировую лигу - турнир, созданный и взлелеянный Международной федерацией плавания. По тщательно скрываемым от прессы причинам руководящая верхушка ФИНА осталась крайне недовольна тем, что в финал не вышла сборная Испании. Поговаривали даже, что Россия и Венгрия, исконно непримиримые соперники, сыграли договорной матч, дабы не пустить вперед испанцев. Возник скандал, результаты встречи пересмотрели, венграм было засчитано поражение, а Испания все-таки оказалась в финале, перед которым ФИНА вдвое урезала призовые деньги чемпиону. Узнав об этом, наша сборная не просто выиграла решающий матч, а и от души отметелила соперника, после чего отказалась от дальнейшего участия в Лиге. Чем, естественно, настроила против себя достаточно влиятельных чиновников федерации.
По мнению большинства специалистов, посвятивших водному поло многие годы, первая же встреча России и Испании на чемпионате мира в Барселоне была превращена в показательную казнь - судьи не оставили нам ни единого шанса. Любая контратака россиян тут же прерывалась удалением. А испанцы делали все, что хотели: дрались, гроздьями висели на российских центральных нападающих Ревазе Чомахидзе и Андрее Рекечинском. Когда в ворота Николая Максимова был назначен второй в этом матче пенальти, на трибунах повисла недоуменная тишина: все-таки, несмотря на жгучую любовь к своей команде, испанцы понимают толк в водном поло.
Когда игра закончилась со счетом 10:8 в пользу хозяев, главный тренер российской сборной двукратный олимпийский чемпион Александр Кабанов даже не расстроился, хотя, наверное, вряд ли предполагал, что его подопечные не выйдут из группы. Значительно позже, вспоминая тот чемпионат, он заметил: «Мы слишком поздно собрали команду. Работали вместе всего месяц, и ребята оказались не готовы к такому прессингу».
ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК
В 1993 году наш выдающийся ватерпольный тренер Анатолий Блюменталь, выигравший со своей сборной все, что можно, включая Олимпиаду в Мюнхене, сказал: «В великих спортсменах почти всегда сквозит их величие. Это нормально, так должно быть. Но великому гораздо труднее прислушаться, присмотреться к тому, что происходит вокруг. Как правило, им это не дано».
Мы беседовали о том, почему из выдающихся игроков почти никогда не получаются столь же выдающиеся тренеры. Говорили о Кабанове, хотя имя его названо не было. В тот момент Кабанов был вторым тренером сборной. Через год стал главным. В 1996-м ушел из национальной команды, посчитав для себя неприемлемым ультимативное предложение оставить свой клуб ЦСК ВМФ. А в 2000-м вернулся на пост главного тренера.
За эти 10 с лишним лет я не раз задумывалась: а так ли уж прав был Блюменталь? Выдержать такой срок, пришедшийся на времена перестройки, развала и возрождения, не поможет никакое былое величие. Разве что фанатизм. Или безграничная любовь к своему виду спорта, что, по сути, одно и то же.
- В принципе тренер должен быть диктатором, - считает Кабанов. - Каким в свое время был Блюменталь. Мне такой жесткости не хватает, и это в какой-то степени минус. Но решения я, безусловно, принимаю сам. Считаю, так и должно быть. В этом случае легче поправить ошибки. Тяжело заставлять игроков работать. Чувствовать, что они ненавидят тебя, убить готовы. Особенно, когда не идет игра. Но самое сложное - сказать игроку «нет». Думаешь до последнего: «А вдруг у него что-то получится?». Хотя знаешь, что не получится. А время уходит.
В 1996-м, когда Кабанова отстранили от работы со сборной, ему за глаза ставили в вину именно диктаторство. То, что перед Играми он своей властью убрал из состава двух знаменитых ветеранов - Сергея Маркоча и Дмитрия Апанасенко. Но то свое решение Кабанов до сих пор считает верным.
- Понимаете, - объяснял он, - и Маркоч, и Апанасенко в свое время попали в команду, которая в 1985 и 1987 годах выиграла чемпионат Европы. В ней были свои звезды: Котенко, Мендыгалиев, Иванов, Гришин... А когда они ушли и основной груз ответственности лег на Сергея с Дмитрием, те с ним не справились и за все годы в сборной ничего по большому счету не выиграли. Но при этом ставили себя очень высоко: мол, мы столько сделали для отечественного водного поло!
В том, что обоих нужно убирать из команды, я не сомневался ни на секунду. К сожалению, оставшиеся не сразу поняли, что это - на пользу сборной. И не очень верили в себя.
... Команда Кабанова образца 70-х была командой не только чемпионов, но романтиков. Умеющих раскрасить игру в самые неожиданные цвета и влюбить в себя с первого взгляда. Сейчас все по-другому. Или не все?
Лет 15 назад, когда в Югославии начал работать тренером Ратко Рудич, он стал развивать предельно прагматичное водное поло. Построенное на абсолютно жестких схемах и нацеленное исключительно на результат. Позже, когда Югославия оказалась в блокаде, многие специалисты этой страны разъехались по всему миру, продолжая пропагандировать именно такой стиль игры. Подобным образом, в частности, играют испанцы, которых до 1991 года мало кто воспринимал всерьез. Но с тех пор они начали побеждать на чемпионатах мира и выиграли Олимпиаду в Атланте.
- Для меня такой стиль - нонсенс, - сказал Кабанов, когда мы встретились с ним после того, как Россия прошла квалификационный отбор на афинские Игры. - Организация решает многое, но она не должна убивать игру, превращать ее в чистое единоборство. И я очень рад, что кроме нас этой моде на тотальное водное поло не поддается Венгрия. То, что на последнем чемпионате мира победила именно она, говорит, на мой взгляд, о том, что ее стиль более прогрессивен.
Не согласиться с Кабановым трудно. На предыдущем мировом первенстве в Японии золото разыгрывали между собой югославы и испанцы. Более скучного в зрелищном отношении матча на том турнире не было. А после того как Россия выиграла Мировую лигу в 2002-м, одна европейская газета написала: «Это истинная команда XXI века!»
ИГРАЮТ ВСЕ!
Отобраться на Игры в Афинах нашей сборной удалось в самый последний момент, на квалификационном турнире в Рио-де-Жанейро в конце января. Причем не без проблем. Легко одолев Словакию (11:7), Голландию (10:4), Бразилию (7:3) и Аргентину (17:3), Россия уступила Германии.
- Нас предупреждали, что в Бразилии пик акклиматизации часто приходится на 10 - 13-й день пребывания в стране, - вспоминал Кабанов. - Вот мы всей командой и угодили в «яму». Ничем другим результат того матча объяснить не могу. Бывает, что один, два, три человека плохо играют по каким-то причинам. Но чтобы вся команда, от вратарей до нападающих... Это было настолько очевидно, что даже не пришло в голову расстроиться. Почему-то был уверен, что следующий матч проведем нормально. Так и получилось.
Сама система отбора на Игры до сих пор вызывает нарекания не только у российских специалистов. На чемпионате мира путевки в Грецию получили три призера - Венгрия, Италия и Сербия и Черногория. Но после того как венгерская сборная стала победителем Мировой лиги-2003, ФИНА объявила, что она квалифицировалась именно по результатам этого турнира. И, значит, право выступать в Афинах следует предоставить также испанцам, занявшим в Барселоне пятое место (четвертыми там финишировали греки, получившие пропуск вне конкурса, как хозяева Игр), а не голландцам - второй команде прошлогодней Мировой лиги, Так и было решено. Еще 4 путевки достались лучшим командам континентов за исключением Европы, 3 - сборным Хорватии, Германии и России.
Как бы то ни было, компания, которой предстоит разыграть золото в Афинах, все та же. Каким образом нашей сборной удается продолжать на равных соперничать на высшем уровне, - загадка. Взять хотя бы такой факт. В национальном российском чемпионате 14 участников. Пять клубов представлены двумя командами. Два клуба - иностранных. Получается всего семь. А в том же чемпионате Италии - 84. Но нет, пожалуй, ни одного мало-мальски уважаемого иностранного специалиста, который не назвал бы Россию в числе фаворитов мужского ватерпольного турнира предстоящих Игр.
СБОРНАЯ ДЛЯ АФИН
28 июля перед заключительным предолимпийским турниром в Белграде, где соберутся 8 сильнейших команд мира, Кабанов объявит 13 фамилий. Состав нашей олимпийской сборной.
- Девять могу назвать уже сейчас, но, считаю, не должен этого делать, - ответил тренер на мой вопрос, кто может войти в команду. - Есть игроки, которым не нужно ничего объяснять. Они и работают как надо, и в игре себя никогда не жалеют. А есть такие, которые мгновенно успокоятся, узнав, что они уже в сборной. В данный момент у меня на примете 18 человек, из которых и будет сформирован олимпийский состав. Единственное, о чем я говорю уже сейчас: если придется выбирать между молодым игроком и ветераном, которые играют на равных, возьму молодого. Такому есть куда расти.
Девять кандидатов в сборную играют за «ЛУКойл», трое - за подмосковный «Штурм», не так давно организованную, но богатую команду. Реваз Чомахидзе уже третий год выступает в загребской «Младости». Александр Ерышов - в Неаполе, защищает цвета «Посиллипо», который борется за звание чемпиона Италии. Итальянская пресса регулярно отмечает Ерышова, и в Бразилии, по словам Кабанова, он очень помог команде завоевать олимпийскую путевку, несмотря на то что в игре с немцами получил болезненную травму - сломал мизинец на ноге, ударившись о ногу соперника.
Ерышов и Чомахидзе, кстати, уже сейчас стоят особняком. Александр, пусть и мелковат для водного поло, - подвижный, взрывной, упрямый, ни в какой ситуации не уступит сопернику. Словом, мотор команды. Реваз - ватерполист от Бога, который, как считает Кабанов, еще не раскрыл все свои возможности. Он пластичный, мягкий, прекрасно понимает игру, быстро плавает. Плюс у него западный подход к рабочему процессу: все, что сказал тренер, - закон, который не обсуждается.
На протяжении многих лет капитаном команды был Дмитрий Горшков, который играет за итальянский клуб «Флоренция». В этом году возникла проблема: Дмитрий в Италии теперь не только выступает сам, но и работает в качестве тренера с детьми и женскими командами. На поле выходит нечасто: в стране лимит на легионеров. Поэтому шанс попасть в сборную у него лишь один: пройти вместе с ней всю предолимпийскую подготовку и доказать, что замены ему так и не появилось.
Не все ясно и с голкиперами. На последнем чемпионате мира наши ворота защищали Александр Федоров и Николай Максимов. До Игр-2000 основным вратарем считался Илья Смирнов, но в Сидней он не попал - не выдержал конкуренции за место в составе. А после злополучного навеса на чемпионате мира в Фукуоке от сборной был вообще отстранен. Тем не менее сейчас Кабанов намерен вновь привлечь его к заключительному этапу подготовки.
Подготовка эта давно спланирована и расписана по дням. 18 мая заканчивается сезон, а 20-го в Москве стартует турнир, в котором помимо России примут участие Сербия и Черногория, США и Австралия. Затем на неделю все кандидаты в сборную распускаются по домам, чтобы 7 июня собраться снова и... уехать отдыхать. Морской тренировочный двухнедельный сбор пройдет в Черногории, потом сборная перебазируется в Киев, а 9 - 12 июля проведет турнир в олимпийском бассейне Афин. Еще одни соревнования с участием российской команды запланированы в Германии. И, наконец, заключительный старт в Белграде. Через три дня после его завершения команда должна прибыть в Олимпийскую деревню.
БУДЕТ ЖАРКО
Самая большая проблема, однако, заключается вовсе не в соперниках. И даже не в судействе. Уже сейчас очевидно, что организаторам Игр вряд ли удастся соблюсти предписанный правилами ФИНА температурный режим. Согласно принятым нормам, температура воды в соревновательном бассейне должна быть в идеале 24 - 26 градусов Цельсия и ни в коем случае не превышать 27. На практике получается иначе. В Фукуоке и Барселоне, где соревнования проходили в открытых бассейнах, столбик термометра порой поднимался выше отметки 30 градусов. Остудить воду пытались всеми возможными способами, даже сбрасывали в бассейн лед. Но в лучшем случае удавалось сбить температуру всего на полградуса.
Предварительные матчи афинского турнира будут проводиться под крышей. А начиная с 1/8 финала играть придется на открытом воздухе. То есть снова в горячей воде.
В этом-то и кроется опасность. Водное поло официально считается наиболее активным и энергозатратным среди игровых видов спорта. А как показывает практика, в горячей воде российские ватерполисты играют тяжелее, чем любая другая команда. Видимо, сказывается некая генетическая особенность.
Самому Кабанову случалось играть в 15-градусной воде. Было это в 1969 году в Югославии. Из-за землетрясения в Скопье воду в бассейн наливали из горного источника, и в пасмурную погоду она почти не нагревалась. По утверждению Кабанова, играть в горячей воде - куда страшнее.
С другой стороны, отчаиваться рано. Давно же известно, что Россия - как спящий тигр: чем больше разозлишь, тем более непредсказуемы последствия. Достаточно вспомнить ту же Мировую лигу в 2002-м.
Да и отступать в общем-то некуда. Осталось сделать лишь небольшой шажок вперед. По сравнению с Сиднеем.
2004 год
|