ПРИДЕТ ВЕСНА, И ИЗГОРОДЬ ЗАЦВЕТЕТ |
|
Фото © Денис Костюченко/РИА
Александр Логинов |
14 января 2019
Девять лет назад олимпийский чемпион Калгари и четырехкратный чемпион мира по биатлону Валерий Медведцев, выполнявший тогда функции старшего тренера мужской биатлонной команды, сказал в Оберхофе: «Иногда нужно упасть очень и очень низко, чтобы получить очень нужный урок».
Разговаривали мы тогда с тренером о главной неудаче российских парней, случившейся чуть раньше - на этапе Кубка мира в Хохфильцене в эстафетной гонке. Иван Черезов, Максим Чудов, Антон Шипулин и Евгений Устюгов (количество титулов и медалей подсчитайте на досуге сами) финишировали там 13-ми, настреляв шесть штрафных кругов на четверых. В процессе того разговора ни я, ни Медведцев, даже не подозревали, что пройдут считанные часы и позор Хохфильцена российской команде придется пережить еще раз: мужская эстафета Оберхофа – самая первая гонка первого посленовогоднего этапа - завершилась для нашей страны пятью штрафными кругами олимпийского чемпиона Устюгова и 14-м итоговым местом. С Новым годом, господа и товарищи болельщики, так сказать.
К чему это я? Наверное, к тому, чтобы лишний раз напомнить: от сокрушительных и жутко унизительных неудач в биатлоне не застрахованы даже великие. Просто иногда случается так, что неудачи затягиваются, и заново вытаскивать себя наверх становится для спортсмена непосильной задачей. Проще бывает уйти из спорта – как ушел Антон Шипулин.
Если бы мне довелось беседовать с Антоном в тот период, когда он принимал мучительное для себя решение, я наверное сумела бы найти два десятка причин, по которым спортсмену следовало бы остаться. Сейчас же думаю о другом: что в спорте, как и в жизни, никогда не бывает худа без добра. Можно вспомнить расхожую поговорку о том, что свято место пусто не бывает – и она тоже окажется в нынешней ситуации как нельзя кстати. Может быть Шипулину следовало уйти именно так, в очень непростой как для него самого, так и для всей команды период. Когда все плохо, и не видать просвета.
А сейчас даже как-то не приходится удивляться тому, что место лидера занято (и похоже, достаточно прочно) уже другим спортсменом. Более сильным, более настырным и амбициозным, более раздражающим окружающих негладкостью карьеры, прущим как танк вперед и не считающим нужным кому-то что-то объяснять.
Да, я про Логинова.
Мы ведь в начале сезона ждали от мужской команды совсем другого, правда? Что вокруг Шипулина вот-вот образуется плотная броня из тех, кто на протяжении нескольких лет рос за его спиной. Там были Максим Цветков, Антон Бабиков, Дмитрий Малышко, Алексей Волков. Каждому из этих спортсменов российский биатлон в определенной степени был обязан пусть нечастыми, но громкими успехами: олимпийской эстафетной победой – в Сочи, короной мирового первенства – на чемпионате мира-2017 в Хохфильцене. Просто за спиной яркого лидера – такого, каким многие годы был в российской сборной Шипулин – остальным всегда в определенной степени комфортно, поскольку большая часть ответственности так или иначе лежит не на них. А к комфорту быстро привыкаешь. Не по этой ли причине место Шипулина не смог занять в этом сезоне никто из перечисленных?
Логинов на этом фоне - волк-одиночка. Великий молчун, переживающий все свои успехи и неудачи глубоко внутри себя. Человек, прошедший в биатлоне все круги ада, но при этом не потерявший веры в то, что «придет весна, и изгородь зацветет». Надо только работать. И терпеть.
Почему Александр до такой степени бесит того же Мартена Фуркада – понятно. За последние несколько лет француз выстроил в мужском биатлоне свое маленькое королевство, в котором, условно говоря, расписал все роли. Ему уже не был опасен порядком постаревший Уле-Эйнар Бьёрндален, а более молодой Йоханнес Бе, напротив, был нужен для того, чтобы не терять вкус к гонкам, оставаться в тонусе. Это ведь тоже своего рода зона комфорта – знать, что соперник у тебя всего один, причем такой, что даже проиграть ему не позорно. Зато все остальные неизменно остаются далеко позади, если ты сам не совершаешь ошибок.
И тут вдруг эту идиллию рушит непонятно кто. Дело здесь ведь вовсе не в той первой и пока единственной личной победе Логинова в спринтерской гонке Оберхофа. А в намерениях, которые, грубо говоря, с самого начала сезона написаны у Александра на лбу. Неприятные для Фуркада намерения, скажем так. Ведь они, чем черт не шутит, вполне могут предвещать передел всей биатлонной собственности, причем не в отдаленном будущем, а уже в самом что ни на есть ближайшем. Кто ж с таким способен смириться?
Не так давно, разговаривая с известным тренером по фигурному катанию Еленой Буяновой (она подготовила олимпийскую чемпионку Сочи Аделину Сотникову) я спросила, насколько сильно бьет по тренерской репутации, когда после больших успехов приходится переживать неудачи? Буянова ответила:
- Знаете, в моей жизни, начиная с 11-летнего возраста, было столько стрессов и тяжелейших ситуаций, что я давно уже не реагирую на вещи, на которые болезненно реагирует большинство других людей. Точно так же мне абсолютно безразлично, что обо мне думают.
Не правда ли, похоже? После того, что пришлось пережить Логинову в связи с двухлетней дисквалификацией, причину которой он до сих пор не может объяснить даже самому себе, обращать внимание на чужие косые взгляды и то, что и в каком тоне говорят о нем другие, означало бы просто терять время и нервные клетки. И то, и другое было нужно спортсмену совершенно для иных целей – чтобы наверстывать упущенное. И ведь, похоже, наверстывает. Возможно, уже наверстал, став маяком для всех остальных. Тех, кто только пришел в сборную, а, возможно, и не пришел пока - лишь только подбирается к ней. В этом плане выступление Логинова в Оберхофе трудно переоценить: когда в команде имеется столь яркий лидер, костяк вокруг него начинает складываться гораздо быстрее.
Оберхофский сокрушающий все представления о российской сборной успех, конечно же, можно считать случайным, объясняя его тем, что просто в кои-то веки звезды сошлись благоприятным для нас образом. Но как же хочется верить, что не только в звездах дело!
|