Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Лыжные гонки -  Чемпионат мира 2019 - Зеефельд (Австрия)
ЖАЛЕТЬ ЛИ УСТЮГОВА?
Сергей Устюгов и Йоханнес Клебо
Фото © Александр Вильф
Зеефельд. Сергей Устюгов

24 февраля 2019

Отказавшись от участия в командной спринтерской гонке, Сергей Устюгов лишил себя второго наиболее очевидного шанса на успех в мировом первенстве. Означает ли это, что сезон для Устюгова провален? Об этом размышляет  специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская.

Устюгову сейчас плохо. Очень. Когда в субботу в микст-зоне после вдрызг проигранного скиатлона десяток подставленных журналистами диктофонов ловил слова лидера российской сборной о том, что он сам отказывается от участия в командной гонке и не изменит решения, что бы ни сказали на этот счет тренеры, в этих словах неприкрыто сквозила бравада. Своеобразная защита от мира, сильно граничащая с мазохизмом: отстаньте от меня все! Пусть мне будет еще хуже!

Рассчитывал ли спортсмен на то, что тренеры начнут его уговаривать все-таки выйти на старт командной спринтерской гонки? Возможно, да. Яркие лидеры всегда эгоистичны и капризны, требуют постоянного внимания и раздражаются, когда внимание идет на убыль. Это прекрасно отразило интервью, которое внезапно для журналистов Устюгов дал за день до начала чемпионата мира и где в частности сказал, что Олимпиады его больше не привлекают – не так интересны, как чемпионаты мира. И что он в некотором роде обижен на журналистов, которые, по мнению гонщика, в какой-то момент просто потеряли к нему интерес.

Устюгову действительно было на что обижаться: Игры в Пхенчхане, куда Сергей, как и многие другие российские атлеты, не был приглашен, подсекли, возможно, великую карьеру. Ведь как ни крути, после пяти медалей, завоеванных Устюговым на чемпионате мира-2017 в Лахти на российского лыжника начали смотреть, как на главного фаворита олимпийского сезона. А вот потом произошел парадокс: чем активнее все мы обсуждали тему отстранения Устюгова от Игр и его гипотетические шансы, тем сильнее крепло убеждение, что Сергей лишился не возможности выйти на старт и биться за победу, а стопроцентно гарантированного олимпийского золота. Что именно он, а не Йоханнес Клебо, должен был стоять в Пхенчхане на верхней ступени пьедестала, а ему не дали. Обидели, унизили, растоптали мечту.

Рассуждал ли подобным образом сам спортсмен? Вполне возможно. От таких мыслей крайне сложно избавиться, когда об этом постоянно твердят окружающие, подспудно как бы напоминая герою о том, что он просто обязан взять реванш, выиграть и отомстить тем самым всем обидчикам сразу.

В Зеефельде этот сюжет был очевиден для всех. А именно – что Устюгов жаждет не борьбы, а исключительнол реванша, совершенно не отдавая себе отчета в том, что это – совершенно лишние для спортсмена эмоции, которые не способны помочь, а вот помешать могут запросто. Возможно, как раз это и подпалило нервы сверх меры.

Стычка Устюгова с Клебо после финиша полуфинального спринтерского забега и последовавшая за ней дисквалификация Сергея получилась ведь очень показательной. То, что в абсолютно аналогичной ситуации два года назад была дисквалифицирована повторившая действия Клебо Наталья Матвеева, говорит ведь вовсе не о том, что «правила читаются не для всех», как заявила президент ФЛГР Елена Вяльбе. Скорее, тут можно рассуждать о том, что одна и та же ситуация на лыжне может быть  истолкована как в одну, так и в другую сторону. Это всего лишь человеческий фактор, вполне объяснимый, к тому же: ведь комментарии даже российских специалистов после злосчастной гонки оказались диаметрально противоположными: одни требовали крови Клебо, другие полагали, что действия норвежца вполне укладываются в рамки контактной гонки.

Да и почему, собственно, мы сейчас должны считать, что судьи были обязаны сделать выбор в пользу Устюгова, рассматривая инцидент? Только потому, что два года назад россиянин дважды побеждал на мировом первенстве? По этой же шкале спортивных ценностей Клебо стоит не в пример выше: он – трехкратный олимпийский чемпион. Безусловным лидерам, как показывает практика многих видов спорта, прощается многое. В любом виде спорта, где в судействе задействованы живые люди, такие вещи в правилах игры.

Важнее, как мне кажется, здесь другое: выходя на старт чемпионата мира, человек, претендующий на победу, обязан быть готов ко всему. В свое время это блестяще сформулировал трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин, заметив, что отличительная особенность всех великих спортсменов – это тотальная готовность к любым катаклизмам. К отсутствию транспорта, предвзятому судейству, придиркам на таможне, землетрясению во время соревнований, наконец. Потому что результат на крупных соревнованиях всегда в первую очередь зависит не от физической готовности спортсмена, а от его головы.

Устюгов оказался не готов. Почему? Это уже отдельный вопрос, адресовать который можно как самому гонщику, так и его тренеру Маркусу Крамеру. Но обе гонки, на которые двукратный чемпион мира делал ставку, оказались проваленными. И это уже точно не вина Клебо.

Прав ли был Сергей, заявляя на эмоциях в микст-зоне о своем отказе от командного спринта? Полагаю, что тоже нет. Дело тут вовсе не в обостренном чувстве справедливости, о котором так часто вспоминают, говоря о характере двукратного чемпиона мира, а в банальной командной дисциплине: решать, кто из гонщиков в большей степени заслуживает того, чтобы выйти на старт, должны все-таки тренеры. Это аксиома. Спортсмен, пусть даже столь заслуженный и харизматичный, как Устюгов  – всего лишь солдат: Не говоря уже о том, что достаточно нелепо демонстрировать миру принципы, когда прибегаешь к финишу своей коронной дистанции с отставанием от чемпиона в минуту с лишним.

Отказ Устюгова от командного спринта лишил воскресную мужскую гонку значительной степени привлекательности: грандиозный поединок России и Норвегии (читай – Устюгова и Клебо) предвкушали все, но сюжет сложился иначе. Сожалеть глупо: Глеб Ретивых и Александр Большунов выжали в этом финале из себя максимум, завоевав серебряную медаль.  Возможно, с Устюговым командный результат мог оказаться выше: все-таки Сергея, несмотря на не слишком выразительные выступления в текущем сезоне, соперники откровенно боятся, и норвежцы в этом плане не исключение. С другой стороны, рассуждать об этом сейчас столь же нелепо, как запоздало страдать по несостоявшимся олимпийским победам.

А кроме того, у двукратного чемпиона мира все еще остается шанс основательно хлопнуть дверью. И очень хочется верить, что на это у Сергея хватит не только желания, но и сил.

 

 

 

 

 

 


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru