Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2017-2018 - Эстерсунд (Швеция)
МИНУС СТАРТ Антона Шипулина
Антон Шипулин
Фото © Алексей Филиппов
Эстерсунд. Антон Шипулин

3 декабря 2017

Анализируя итоги завершившегося в Швеции  первого этапа Кубка мира, специальный корреспондент «Р-Спорт» Елена Вайцеховская размышляяет о том, можно ли считать неудачей безмедальную серию Антона Шипулина и нужно ли уходить на самоподготовку ради единственного старта в сезоне.

Комментируя свою победу в заключительной гонке этапа Мартен Фуркад признался, что ему было очень важно завершить этап победителем, чтобы убедиться в правильности проделанной предсезонной работы и получить возможность готовиться к последующим стартам, не истязая себя мыслью: «Почему у меня не получилось?»

Примерно об этом же, хотя и в ином ключе, говорил после гонки Шипулин. Не скрывал, что рассчитывал в Эстерсунде на определенное везение («Ход сегодня не радовал, но при удачной стрельбе можно было бы заезжать в призы»), и точно так же не скрывал, что испытывает определеннное чувство обиды от того, что не способен на равных бороться с лидерами.

«Каждый раз задаюсь вопросом: что же они делают такого, чего не делаем мы? И не могу найти ответ. Мы ведь действительно делаем очень большой объем тренировочной работы, но получается, не успеваем ее «переварить» и трансформировать в скорость, - признался олимпийский чемпион в микст-зоне. 
Из сказанного напрашивается вывод: Шипулин очень хотел, но не смог. Пытался, но не получилось. Почему? Такие вопросы обычно задают тренерам, тренеры же упорно держались общей линии: «Все идет по плану. В Хохфильцене результаты будут совсем другими».

Не думаю, что следует оценивать не слишком задавшееся начало сезона с позиции правильности или неправильности тренерских действий. Антон уже озвучил намерение оставить биатлон после Олимпийских игр в Пхенчхане, вся его нынешняя подготовка выстроена таким образом, чтобы выйти на пик формы к февралю, и даже если биатлонист не выиграет за несколько месяцев ни единого старта, кроме личной олимпийской гонки, реализовав собственную заветную мечту,  это будет означать, что тренеры все рассчитали верно.

Тем не менее в Эстерсунде было очевидно: Шипулин, не сумев показать ни в одном из четырех стартов ни скорости, ни ожидаемой стрельбы, испытал ощутимый психологический стресс. Ждать следующих выступлений ему теперь предстоит с вышеозвученной мыслью: «Что я делаю не так?» А такие мысли – не самое большое подспорье в олимпийском сезоне.

Если абстрагироваться от  олимпийской сверхзадачи, следует признать, что цель выйти на пик формы к главному старту тренер может ставить перед собой разве что в том случае, если в его распоряжении имеются достаточно средние по своим данным спортсмены, с которыми можно рассчитывать лишь на командный успех, а значит, нужно во чтобы то ни стало добиться от людей максимального результата в тот момент,  когда это наиболее принципиально. Как, собственно, добился его на Играх в Сочи Вольфганг Пихлер – с женской эстафетной командой, и Николай Лопухов – с мужской.  Но речь ведь, применительно к Шипулину, идет не о середняке, а об олимпийском чемпионе, лидере команды, человеке, совсем недавно претендовавшим на то, чтобы бороться за Большой хрустальный глобус. Сложно не думать и о том, что на самоподготовку Шипулин уходил после Игр в Сочи вовсе не за тем, чтобы быть конкурентоспособным считанные дни в году. Задача была иной: бегать наравне с Фуркадом, с братьями Бё, с Эмилем Хегле Свендссеном – со всеми теми, кому покорялся главный трофей сезона.

У Алексея Волкова, работающего вместе с Шипулиным отдельно от сборной под началом тех же тренеров - Андрея Крючкова и Андрея Гербулова, тоже не получилось показать в Эстерсунде мало-мальски вменяемый результат. В индивидуальной гонке (единственной личной дистанции, что Волков бежал на этапе) спортсмен с одной минутой штрафа занял 33-е место, проиграв лидеру 5.29,8. При этом Алексей заметил, что у него хорошо работали лыжи. Тогда насколько он отстал бы в случае не слишком хорошей работы лыж?

Конечно, можно повторить уже не раз сказанное: команда начинает разбегаться, пройдет время и все встанет на свои места. Но вряд ли эстерсундский итог пройдет бесследно: для «эстафетчика» Волкова он, полагаю, уже сейчас может обернуться тем, что в мужской эстафете на этапе в Хохфильцене побегут совсем другие люди. Имеющие, для начала, несколько более впечатляющую дистанционную скорость. Не факт, что вакансия освободится на этапах в Оберхофе и Рупольдинге. А это уже будет означать, что в олимпийском составе для Волкова вообще может не найтись места. Что четыре года прицельной индивидуальной подготовки от одних Игр до других прожиты не то, чтобы впустую (все-таки в прошлом сезоне Алексей завоевал в составе эстафеты золотую медаль на чемпионате мира), но как-то не слишком эффективно.

Понятно, что в биатлоне случается разное, но стоит помнить и о том, что титул олимпийского чемпиона (вне зависимости, хочет этого спортсмен или нет) обязывает держать определенную планку. Другими словами, не сваливаться ниже плинтуса даже в промежуточных стартах. Дело тут даже не в ответственности перед болельщиками. Просто такие провалы сильно бьют по самолюбию спортсмена, заставляют его сомневаться в собственных возможностях. 

Помимо этого, сразу возникают вопросы: в чем, применительно к Волкову и Шипулину, заключается смысл индивидуальной подготовки? Ради чего команда, большую часть которой составляют молодые спортсмены, тренируется, не видя собственного лидера? Только потому, что так хочет лидер? Тогда он как минимум обязан предъявить результат.  

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru