МИНУС ГЛАЗЫРИНА, ПЛЮС УСЛУГИНА |
|
Фото © СБР
Ирина Услугина |
10 февраля 2017
Победительницей первой личной гонки стала в пятницу Габриэла Коукалова, оставившая за спиной лидера Кубка мира Лауру Дальмайер
Пятница началась очередным неприятным происшествием. Сначала Международный союз биатлонистов официально объявил о том, что в российской команде произошла замена и вместо Екатерины Глазыриной стартовать в спринтерской гонке будет Ирина Услугина. Затем спустя час с небольшим появился пресс-релиз IBU: Глазырина временно отстранена от участия в соревнованиях на основании информации, изложенной в докладе Макларена, и будет находиться в этом статусе до тех пор, пока IBU не наберет достаточных фактов для реабилитации спортсменки или уже полной ее дисквалификации.
На утренней мужской тренировке, когда о дисциплинарном релизе IBU еще не было известно прессе, главный тренер российской сборной Александр Касперович довольно странно отреагировал на просьбу прокомментировать замену в женской команде.
– Никаких замен мы не планируем, – сказал он. Когда же я сообщила тренеру, что на этот счет уже существует официальная и доведенная до журналистов информация IBU, тренер изменил формулировку: «Ну да, Глазырину мы заменили. Такая у нас стратегия».
Когда в пресс-центре появился пресс-релиз об отстранении российской спортсменки от гонок, обращаться за комментариями было уже не к кому. Сам Касперович ушел со стадиона на трассу, а оставшиеся на рубеже тренеры лишь пожимали плечами: «Мы не в курсе, что говорить по этому поводу».
Ситуация выглядела предельно идиотичной. То, что Глазырина фигурирует в докладе Макларена и против нее в любой момент могут быть применены санкции, было известно с сентября. Тогда же обсуждались различные варианты возможных действий вплоть до того, чтобы порекомендовать спортсменке временно уйти из биатлона, родить второго ребенка и вернуться через год, когда все уляжется. Вместо этого Екатерину начали возить по сборам и этапам Кубка мира, привезли и на мировое первенство, в котором ей, как выяснилось, было не суждено стартовать в принципе.
Одновременно с информацией про Глазырину стало известно, что до Хохфильцена не доедет еще одна спортсменка основного состава – Дарья Виролайнен: ее отправили в Москву прямо со сбора в Риднау. На вопрос о причинах такого решения старший тренер женской команды Виталий Норицын ответил, что знает о ситуации исключительно с чужих слов. Вроде бы в Риднау, куда Даша подъехала из Осрбли сразу после очередной победы в кубке IBU, у спортсменки заболел живот, и ее было решено отправить на обследование в Москву. «Сам я в Риднау не был, поэтому ничего не знаю», – резюмировал тренер.
В этой ситуации было совершенно невозможно не вспомнить задним числом о том, что незадолго до чемпионата мира свое место в команде весьма странным образом потеряла еще одна спортсменка – Ульяна Кайшева. Девушке до последнего говорили, что планируют ее участие в чемпионате мира, и даже не стали включать ее в число участников чемпионата Европы. А потом тренеры основной команды в очередной раз изменили решение и спортсменка, успевшая наработать к февралю превосходное функциональное состояние, осталась «на бобах».
Вот таким образом в четверке россиянок, стартующих в пятницу в спринтерской гонке, и появилась Ирина Услугина, заменившая Глазырину под десятым стартовым номером.
Такие шансы выпадают столь нечасто, что следует вцепляться в них зубами. Ирина и вцепилась: оба своих рубежа она прошла по-стрелковому безукоризненно и достаточно бойко. Просто всем нам предстояло порядком помучиться ожиданием: 13-секундное отставание российской дебютантки после второй стрельбы от двукратной олимпийской чемпионки Анастасии Кузьминой не говорило ровным счетом ни о чем: словацкая спортсменка сделала промах в «стойке».
Чего стоит ждать от лыжни в этот жаркий для зимы солнечный день, не знал, похоже, никто. Пятикратная чемпионка мира Мари Дорен-Абер и самая стремительная представительница мирового биатлона Кайса Мякяряйнен выбрали для себя первую группу и получили, соответственно, первый и четвертый стартовый номера. Обладательница прошлогоднего Кубка мира Габриэла Коукалова предпочла заключительную группу и получила 96-ю стартовую позицию.
Повышенная ответственность первой из личных гонок обернулась, как водится, повышенным стрессом: первый же рубеж зафиксировал промах у Дорен-Абер, два – у Мякяряйнен и Доротеи Вирер, три у немки Марен Хаммершмидт. Три промаха в «стойке» сделала и трехкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева, и вот это было крайне досадно, поскольку разрушило совсем было близкую сказку о красивом возвращении выдающейся спортсменки: перед вторым рубежом Дарья проигрывала лидеру всего 0,8.
Вторая (и по умолчанию самая быстрая) из российских спортсменок Татьяна Акимова все-таки промахнулась в «стойке», и ее потенциальная скорость сразу перестала иметь в этой гонке значение.
Светлана Слепцова стартовала 69-й. Ее вообще могло не оказаться в команде. Во всяком случае в Арбере, где мы встречались со спортсменкой в середине января, она готовилась к чемпионату Европы не очень веря в то, что руководители команды дадут ей возможность поехать в Хохфильцен и уж тем более – выйти там на старт. Европейское первенство подопечные Валерия Медведцева, вместе с которыми тренировалась и Ирина Старых, закончили триумфально, выиграв в трех личных гонках шесть медалей, включая два золота, и оставили за собой обе смешанные эстафеты – классическую и сингл. После этого сам Медведцев был отправлен домой в Красноярск, болельщикам же оставалось гадать: хватит ли у Слепцовой и Старых резерва для того, чтобы удержать набранную форму на протяжении еще двух недель – до Хохфильцена.
Это и предстояло увидеть в спринте.
Слепцову отбросил второй рубеж. Хотя и без этого было видно, что спортсменке уже не хватает «ног»: при нулевой стрельбе лежа на первом из двух рубежей она проигрывала лидеру почти 25 секунд.
На момент старта Коукаловой первая тройка выглядела следующим образом: Лаура Дальмайер шла с отрывом в 21,1 от француженки Анаис Шевалье, третьей временно держалась итальянка Лиза Витоцци. Правда, уже первую стрельбу чешка завершила с опережением Дальмайер на 5,3, а второй рубеж красноречиво свидетельствовал о том, что немке придется подвинуться уже окончательно.
Про последний выстрел в биатлоне можно написать многотомный и захватывающий труд. Нет ничего обиднее того, чтобы потерять шансы, когда работа, казалось, уже сделана и сделана отлично. Именно это произошло со Старых – четвертой и последней российской надеждой в этом спринте. Ее итоговый результат, возможно, мог считаться неплохим для дебютантки, вернувшейся в спорт после трехлетнего отлучения от соревнований. Но двукратную чемпионку Европы он вряд ли был способен устроить.
Коукалова, выигравшая первую в карьере личную медаль чемпионата мира, была безмерно счастлива:
- Поставить меня в заключительную стартовую группу оказалось отличной идеей – должна поблагодарить тренеров нашей команды за столь мудрую тактику. Лыжня быстро заглянцевалась и по ходу соревнований становилась все быстрее и быстрее.
-Вы получали информацию о том, что происходит впереди?
– Не просто получала, но знала во всех подробностях как бежит Лаура Дальмайер. Сама старалась прежде всего фокусироваться на том, что делаю сама, на своих ощущениях, и продолжала оставаться в напряжении даже тогда, когда медлу мной и Лаурой образовался достаточно солидный запас. Но знаете, как мы в шутку говорим между собой: «Все, что нужно знать о Дальмайер, что на последнем круге она на любой дистанции и в любую погоду способна припустить, как лошадь » Другими словами, когда бежишь с ней в одной гонке, нельзя расслабляться ни на секунду. Если честно, я не очень верила в то, что сумею удержать преимущество: когда увидела на табло итоговые цифры, никак не могла поверить своим глазам.
– Прошлогодний чемпионат мира вы провели не слишком для себя удачно. Могли бы сравнить те соревнования с нынешними?
– Я вообще-то позитивный человек и хотела бы сказать что-то хорошее о чемпионате мира в Холменколлене, но ничего хорошего на нем для меня не было. Я так настраивалась на те старты, так предвкушала их, так лелеяла свои ожидания, а все, что заработала – это две «картофельные» медали, как мы в Чехии называем четвертые места. Поэтому тогда же я зареклась чего-то ждать от соревнований – стараюсь просто наслаждаться процессом. Благодаря этому моя жизнь стала куда приятнее: я научилась отключаться от биатлона, когда нахожусь дома, мы с мужем проводили много времени вместе и пожалуй впервые за последние годы я чувствую себя живым человеком, а не существом с лыжами и винтовкой, которое куда-то постоянно несется, сломя голову.
|