Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2016-2017 - Антхольц (Италия)
БРОНЗА ПОСЛЕ БЕССОННОЙ НОЧИ
Фото © AFP
Антхольц. Масс-старт

23 января 2017

Финишировав третьим в масс-старте, Антон Шипулин добыл вторую личную награду этапа в Антерсельве-Антхольце. Победителем стал норвежец Йоханнес Бе

Утренняя мужская гонка с массовым стартом являла собой квинтэссенцию мужского биатлона, весь его цвет. Старту предшествовала очередная бессонная ночь высшего руководства IBU. Не думаю, что Бессебергу и компании когда-либо вообще доводилось слышать в свой адрес все то, что накануне было им высказано на собрании двумя величайшими биатлонистами современности – Мартеном Фуркадом и Оле-Эйнаром Бьорндаленом. Очевидцы даже утверждали, что в какой-то момент все вообще шло к тому, что два норвежца – Бьорндален и Бессеберг – схватятся в рукопашной прямо в зале заседаний, причем ярость восьмикратного олимпийского чемпиона была связана не с тем, что какие-то решения IBU противоречили его представлениям о борьбе с допингом, а позиция руководителей международной федерации. Они ведь заведомо знали, что никаких решений в Антхольце принято быть не может, и тем не менее предпочли провести совершенно пустопорожнее совместное заседание, создав видимость некой демократии обсуждения, а на деле всего лишь отняли у атлетов несколько часов жизни.

Думаю, как раз эта публичная стычка и стала причиной ночного решения: провести в Хохфильцене внеочередной конгресс IBU.

Впрочем, в воскресенье эта тема была далеко не главной – все были в предвкушении наиболее зрелищной дисциплины

Гонка же с первых секунд понеслась вскачь с весьма оптимистичным для российских болельщиков прологом: лидером с первого рубежа уходил Шипулин, опережая Бьорндалена и Фуркада на символические 0,3 и 2,8. На этом рубеже Антон остался единственным из российской четверки, кто сумел закрыть все пять мишеней: Бабиков, Цветков и Гараничев ушли на штрафной круг. На следующей стрельбе туда же отправились Бьорндален и Шипулин. На третьей – Фуркад и еще раз – Цветков. А в лидеры вышли Эрик Лессер и Йоханнес Бе.

Сразу после финиша Шипулин скажет, что гонка получилась для него крайне непростой: бежалось и стрелялось очень тяжело, на рубежах приходилось вымучивать каждый выстрел. По этой же причине спортсмен, имеющий одни из лучших скоростных стрелковых показателей в мире стрелял непривычно медленно – действовать быстрее Антону просто не позволяло общее состояние.

– Даже не знаю, в чем заключалась причина, – скажет Шипулин в комментарии. – Возможно сказалась бессонная ночь – после собрания долго не мог уснуть, разные мысли в голове крутились. Возможно таким образом проявилась акклиматизация – все негативные проявления пришлись именно на сегодняшний день. Но то, что гонка будет невероятно тяжелой, что придется преодолевать себя и выцарапывать каждый выстрел, я понял уже на утренней разминке.

По итогам этого стремительно летящего к финишу масс-старта российские тренеры должны были объявить первую группу из четверых спортсменов, завоевавших право поехать на мировое первенство в Хохфильцен. Хотя на самом деле для этого не нужно было ждать финиша: рейтинг Кубка мира уже определил имена: Шипулин, Цветков, Бабиков и Дмитрий Малышко. Для того, чтобы вытеснить Дмитрия из этого экипажа Евгению Гараничеву было бы недостаточно в воскресном масс-старте даже победы. К тому же победой там и не пахло: на втором рубеже промахов у Евгения было уже два, а на третьем с этими же двумя штрафами он уступал лидеру больше минуты.

На четвертую стрельбу одновременно пришли сразу семеро. Восьмым, с небольшим отставанием – Шипулин. Было понятно, что кто-то из семерки наверняка отстреляется чисто, это удалось двоим: французу Квентину Фийону-Майе и Йоханнесу Бе. А следом без потерь покинул рубеж и капитан российской сборной.

Комментируя выступление бывшего товарища по команде трехкратный чемпион мира Иван Черезов сказал, что Антон на его взгляд все же допустил тактическую ошибку: в гонках с общим стартом нередко случается так, что лидеры, которым удалось чисто пройти первый рубеж и тем самым удостовериться, что со стрельбой все в порядке, несколько сбавляют ход на втором круге дистанции. В Антхольце именно так и произошло. Если бы Шипулин не поддался общему инстинкту и прошел круг быстрее, возможно и итоговый результат мог быть более высоким. А так отставание получилось хоть и не критичным, но вполне осязаемым.

С другой стороны, Шипулин после финиша признал, что не готов был бороться на более высоких скоростях.

– Наверное, я мог бы зацепиться за Фуркада и какое-то время продержаться за ним, но это вполне могло выйти мне боком на стрельбе. Это был бы слишком большой и неоправданный риск. Могу сказать одно: ходом Фуркад был сегодня намного сильнее меня.

На финишном круге вопрос был лишь один: сумеет ли Антон отыграть те почти 14 секунд, которые отделяли его от золота. Борьба в норвежцем представлялась реальной: он шел вторым лишь благодаря «нулевой» статистике на всех четырех рубежах и очень хотелось предположить, что у Бе просто не слишком хорошо едут лыжи. Впечатление оказалось обманчивым: на финише норвежец без каких бы то ни было проблем «сожрал» француза.

Антон пытался сократить отставание (на отметке 13,6 оно составляло 9,7), но уже к следующей отсечке все вернулось на прежние круги: Антерсельва – не то место, где можно работать «на разрыв», не опасаясь последствий.

– Что касается последнего круга, я видел, что ребята идут впереди и, честно говоря, была мысль попробовать их достать, - сказал после гонки Шипулин. - Когда впереди идут двое, они нередко начинают играть в кошки-мышки и тем самым несколько замедляют свой ход. Но довольно быстро выяснилось, что этим шансом воспользоваться не получится – видимо и Фийону-Майе, и Йоханнесу Бе тренеры постоянно давали информацию о том, что происходит за их спинами, что я их нагоняю, и они оба начали ускоряться уже на предпоследнем подъеме. У меня же просто не осталось сил на то, чтобы продолжать за ними гнаться.

– За тем, что происходит за вашей спиной, вы следили?

– Очень внимательно – в голове четко сидела мысль, что я не должен совершить ошибку Рупольдинга. Бежал и постоянно оглядывался, чтобы не прозевать Свендсена или Фуркада. Видел, что они приближаются, но расстояние между нами было достаточно большим, чтобы ситуация не стала критичной.

- На последнем круге вы сначала рванулись вперед, сократив отставание, но потом оно вновь стало увеличиваться. О чем думали в этот момент?

- Сегодняшняя гонка вообще получилась непростой: бежалось и стрелялось очень тяжело, на рубежах вымучивал каждый выстрел. Может быть вы даже заметили, что стрелял я непривычно медленно. Но действовать быстрее просто не позволяло общее состояние.

- На одном из предыдущих кругов вы пропустили Мартена Фуркада вперед. Сделали это из тактических соображений, или не выдерживали предложенного им темпа?

- Было, как я сказал, очень тяжело бежать. Наверное, я мог бы зацепиться за Фуркада и какое-то время продержаться за ним, но это вполне могло выйти мне боком на стрельбе. Это был бы слишком большой и неоправданный риск. Могу сказать одно: ходом Фуркад был сегодня намного сильнее меня.

- Тяжело бежать было потому, что не успели восстановиться?

- Даже не знаю, в чем заключалась причина. Возможно сказалась бессонная ночь – после собрания долго не мог уснуть, разные мысли в голове крутились. Возможно таким образом проявилась акклиматизация – все негативные проявления пришлись именно на сегодняшний день. Но то, что гонка будет невероятно тяжелой, что придется преодолевать себя и выцарапывать каждый выстрел, я понял уже на утренней разминке.

- Может быть, не стоило пропускать эстафету?

- Я думал об этом. Но что сейчас рассуждать? В конце концов это было наше с тренером общее решение. В конце концов у меня есть еще одна медаль, значит мы все сделали правильно.

Комментируя выступление своей команды старший тренер Рикко Гросс сказал, что очень доволен результатами итальянского этапа. В том числе – и бронзой Шипулина в масс-старте, которая стала третьей наградой, добытой мужской сборной России в Италии. Немец подчеркнул, что рассматривает старты в Антхольце исключительно как этап подготовки к чемпионату мира, поэтому рад, что в заключительной гонке все четыре его подопечных оказались в числе пятнадцати лучших.

По словам Гросса теперь в рамках этой подготовки команда за исключением Гараничева (он отправится на европейское первенство в Польшу и уже там будет добывать право поехать на чемпионат мира) должна через четыре дня собраться в Обертиллиахе на заключительный тренировочный сбор, откуда и отправится в Хохфильцен. Гросс добавил, что хотел бы отправить в Польшу и Дмитрия Малышко, но это решение пока не окончательное, поскольку должно быть утверждено главным тренером сборной.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru