Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Спортсмены
Ульяна Кайшева:
«МОЙ ПЕРЕХОД ВО ВЗРОСЛЫЙ СПОРТ СЛИШКОМ ЗАТЯНУЛСЯ»
Ульяна Кайшева
Фото © СБР
Ульяна Кайшева

28 октября 2016

Ульяна КАЙШЕВА
Родилась 8 марта 1994 года в Можге (Удмуртия).
Победительница и бронзовый призер юношеских Олимпийских игр-2012 в Инсбруке.
Абсолютная чемпионка мира среди юниоров-2013.
Двукратная чемпионка Европы (2013, 2015).
Серебряный призер юниорского чемпионата мира-2015 в эстафете
.

Оказаться в этом сезоне в группе Валерия Медведцева абсолютная чемпионка мира-2013 среди юниоров Ульяна Кайшева хотела сама, хотя попала к тренеру в некотором роде по распределению. На вопрос «Почему к Медведцеву?» отвечает сдержанно: мол, предыдущие три года особых результатов на взрослом уровне не было, вот и решила попробовать подойти к тренировочному процессу чуть иначе, доверившись опыту олимпийского чемпиона и четырехкратного чемпиона мира.

За короткой фразой стоит горестная статистика: в Кубке мира одна из самых талантливых юниорок планеты дебютировала лишь в декабре прошлого года – в словенской Поклюке. Заняла 62-е место в спринте, на этом кубковый сезон для Ульяны закончился, толком не успев начаться.

– О Медведцеве я много слышала от других, – продолжает спортсменка. – О том, как бегал он сам, как тренировал свою супругу Ольгу. Я вообще склонна доверять людям, которые сумели многого добиться в спорте сами.

– Четыре победы на юниорском первенстве мира, которые вы одержали в 2013-м, что называется потрясли биатлонный мир. Но потом пошли разговоры, что против вашего перехода на взрослый уровень в 19 лет сильно возражают тренеры юниорской команды. Это действительно было так?

– Не знаю. Если такие разговоры и велись, до меня они не доходили. Сама я очень хотела тогда как можно быстрее начать соревноваться с серьезными соперниками. Нельзя сказать, что таких шансов не предоставлялось: я бегала на «Ижевской винтовке», например. Просто по правилам соревнований спортсменок моего возраста не допускали к главной гонке – индивидуальной. А в сборной меня продолжали готовить для выступлений в своей возрастной группе.

– Индивидуальная гонка у вас любимая, или вы просто считаете себя хорошим стрелком?

– Мне просто кажется, что благодаря хорошей стрельбе у меня больше шансов в индивидуальной гонке, чем в том же спринте. Мне нравится бегать длинные дистанции. Проще идти по лыжне в определенном темпе, а не в том, который навязывает контактная борьба.

– В целом биатлон для вас удовольствие, или тяжелая работа?

– Если говорить о соревнованиях – удовольствие.

– А какие воспоминания оставил тот единственный раз, что вы выступали в Кубке мира?

– В тот момент я находилась не в самых лучших кондициях. Наверное поэтому меня сразу после того старта отправили обратно. Конечно, мне хотелось получить больше шансов – чтобы действительно показать, на что я способна.

Я даже не волновалась на том этапе, как ни странно – даже в юниорских турнирах случалось нервничать не в пример сильнее. А тут понимала, что соперницы очень сильны, чувствовала себя какой-то совсем маленькой и благодаря этому – абсолютно раскованной. Поэтому была неприятно удивлена результатом: обычно отсутствие сильного волнения мне помогает, но в тот раз почему-то ничего хорошего не вышло.

– Переживали по поводу того дебюта вы сильно?

– Не очень. К чему переживать, если я с самого начала понимала, что нахожусь не в лучшей форме? При этом у меня не было чувства, что меня чем-то обделили. Я продолжала бегать, выступала в других соревнованиях, причем довольно неплохо. Мне действительно нравятся соревнования. Ради этого я готова переносить любые, даже самые тяжелые тренировки.

– Вы уже успели почувствовать, как стремительно летит в спорте время?

– Не очень, если честно. Пока бегала по юниорам, мне казалось, что юниорский возраст вообще никогда для меня не закончится, так долго он тянулся. А по взрослым я бегаю всего год. Ну да, возможно этот переход слишком затянулся, но тут уж ничего не поделать. Почему-то у иностранцев получается безболезненно переходить на взрослый уровень и сразу начинать успешно там выступать.

– Пытались понять – почему?

– Если бы понимала, наверное, и сама показывала бы сейчас другие результаты.

– Какое-нибудь из взрослых выступлений приносило вам более яркие впечатления, нежели победы на юниорском уровне?

– Нет. Таких эмоций пока не случалось. Дело, наверное, не только в результате. Но и в том, что сами соревнования за границей, когда я начала выезжать с юниорской командой, были для меня в диковинку. Если же говорить о взрослых стартах, самое яркое воспоминание оставил чемпионат России, где мы с удмуртской командой выиграли эстафету. Я очень гордилась тогда той победой.

– Перейти в другой регион вам когда-нибудь предлагали?

– Было такое, но я не согласилась. Эмоционально мне приятнее выступать за свой регион, за который выступали еще мои родители.

– Что способно наиболее сильно вас расстроить?

– Понимание, что я упустила шанс. Что-то выиграть, куда-то отобраться. Для меня это наиболее огорчительно – понимать, что могла – и не сделала.

– Вы ведь наверняка мечтали об Олимпийских играх, когда за год до них стали абсолютной чемпионкой мира среди юниоров?

– Конечно мечтала, причем очень сильно. Это я и называю упущенным шансом. Нужно было, наверное, быть более напористой, более целеустремленной, использовать любую возможность для того, чтобы начинать соревноваться со взрослыми, а не соглашаться безропотно с тем, что у меня все впереди, как говорили тренеры. Возможно, все могло бы сложиться в этом случае совершенно иначе.

– Считаете, попасть в олимпийскую сборную было для вас реально?

– А почему нет? Возможно, преждевременный выход на взрослый уровень надорвал бы организм, как этого опасались наши тренеры: все-таки по юниорам я соревновалась очень много и не знаю, как справилась бы с дополнительным количеством уже взрослых стартов. А с другой стороны, может быть, секрет тех же немок заключается как раз в том, что они не боятся выходить на взрослый уровень в юниорском возрасте? Не берегутся, не боятся часто стартовать, поэтому и перестраиваются значительно быстрее и не так болезненно, как это получается у нас.

– Какой результат в этом сезоне сделает вас счастливой?

– Любой спортсмен мечтает об индивидуальных победах на главных стартах, и я не исключение. Если же говорить о конкретных целях, хочется для начала добиться стабильного выступления на взрослом уровне. Будет стабильность – и результат не заставит себя ждать.

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru