|
Фото © СБР
Нове Место. Екатерина Глазырина (справа) |
14 февраля 2013
Никакого комментария по женской индивидуальной гонке я, вообще-то, писать не собиралась. Подтолкнул к этому коллега. Пока мы шли от пресс-центра к парковке, он допытывался: «Нет, ну ты скажи, почему в советские времена, когда вопрос победы был для спортсменов вопросом жизни и смерти, мы побеждали, а сейчас должны радоваться попаданию в десятку? Может быть в своем стремлении уйти от прежних времен мы вместе с водой выплеснули и ребенка, перестав рваться исключительно к победам?»
Ответа у меня не нашлось.
Попытаюсь найти его сейчас.
Что такое конкуренция советских времен, я прекрасно помню по своему собственному опыту. Эта конкуренция – понимание, что на твое место в сборной команде стоит добрый десяток таких же, как ты сам, и что на каждых очередных соревнованиях ты обязан умереть, но прыгнуть выше головы, - дико жгла нервы. Наверное, как раз по этой причине долгожительство в спорте тех времен встречалось крайне редко. Но сама обстановка непрерывно выдавала «золотой» результат.
Кстати, женский биатлон в этом отношении не самый удачный пример: при наличии очень сильной мужской команды он существовал во времена СССР скорее по остаточному принципу. А вот в мужском драки за место в команде шли совершенно беспощадные. Все прекрасно понимали: место в сборной – это почти гарантированное место на пьедестале любых соревнований. Как минимум в эстафете. Как следствие по количеству золотых наград с Советским Союзом не могла сравниться ни одна другая держава мира.
«Вопрос жизни и смерти» - это, прежде всего, совершенно сумасшедшая концентрация. Когда нет в момент соревнований ничего более важного, чем задача досконально выполнить все то, к чему тебя готовили много лет. У одних, безусловно, это получается проще, чем у других: значимость таланта в спорте никто не отменял. Но даже самый невероятный талант, противопоставленный умению концентрировать в решающий момент все силы, уходит на второй план. Об этом, помнится, незадолго до Олимпийских игр в Сиднее говорил мне достаточно пожилой тренер, спортивная жизнь которого прошла в плавании. Говорили мы с ним об Александре Попове, и специалист сказал, что не верит в его победу на третьих Играх. Потому что у Попова уже есть все: четыре золотые олимпийские медали, звание рекордсмена мира, семья, дети, дом, деньги, связи, образование...
«Понимаешь, - втолковывал мне этот мудрый человек, – что бы ни случилось на Играх, у него за спиной – парашют. Хотя лично я предпочел бы, чтобы его не было».
Чем окончилось дело на тех Играх, думаю, помнят все: Попову не хватило концентрации в финишном касании. И он проиграл.
Виртуальный парашют имеется уже не первый год у Ольги Зайцевой. Эту мысль не так просто выбросить из головы: она не в сознании, а гораздо глубже. Две золотые олимпийские медали, три первых места на чемпионатах мира, семья, ребенок, близкие, со стороны которых всегда обеспечена поддержка в любой жизненной ситуации... Не думаю, что Зайцева лукавит, когда говорит, что рада тем результатам, которые она показывает сейчас. Биатлонистка честно продолжает делать все, что в ее силах. Понимая, что судьба золотых наград уже почти всегда зависит не от нее, а от соперниц.
Взять индивидуальную гонку, так расстроившую российских болельщиков в Нове-Место: два промаха, случившиеся на первом же рубеже, были невероятно обидными. Но ведь даже при условии абсолютно безупречной стрельбы Ольга не стала бы в этой гонке первой.
Совершенно другое дело – три другие наши биатлонистки, только начинающие свой путь в спорте. Предыдущие выступления показали, что каждая из них подошла к чемпионату мира в прекрасном функциональном состоянии. Промахи в такой ситуации почти всегда являются следствием отсутствия все той же концентрации. А откуда ей быть? Откуда вообще взять всепоглощающий настрой на победу, когда все трое, если разобраться, почли за счастье уже тот факт, что оказались в числе стартующих?
Это было очевидно и по интервью Кати Глазыриной после гонки преследования, и про словам Кати Юрловой, выразившей особую благодарность тренерам по этому поводу, да и Ольге Вилухиной места в составе российской сборной до последнего никто не гарантировал: на ее месте вполне могла оказаться Анастасия Загоруйко.
Возможно, девушки просто перегорели в ожидании старта, но так уж вышло, что выступили все трое под девизом «Главное – участие». Неплохо, кстати, выступили для «просто участников», надо признать.
Ничего страшного, кстати, я в таком повороте событий не вижу. Наверное, это тот самый опыт, через который нужно пройти лично. И понять: когда дело доходит до медальных разборок, неважно, кто у тебя тренер, кто и как ведет тебя по дистанции, сколько средств вбухала страна в твою подготовку и какая погода стоит над стадионом. Важно лишь то, способен ты сам ухватить и не выпустить из рук свой шанс или неспособен.
|