КОГДА НЕ ВЕЗЕТ ДАЖЕ ТЕМ, КТО ВЕЗЕТ |
|
Фото © СБР
Нове Место. Ольга Зайцева |
12 февраля 2013
Два официальных дня отдыха разделили чемпионат мира на две почти равные части и дали повод подвести промежуточные итоги. Четыре золотые медали на ЧМ-2013 уже завоевала Норвегия, одну бронзовую - Россия.
Скажи кто накануне чемпионата, что российский улов за первые четыре дня окажется столь скудным, реакция, подозреваю, была бы одна: всех выгнать, тренерский штаб расформировать, руководство СБР - в отставку. Но вот парадокс: ощущение провального выступления россиян в Нове-Место отсутствует. Скорее есть чувство необъяснимой, но от этого не менее обидной невезухи. Ведь что такое заключительный этап смешанной эстафеты со штрафным кругом Дмитрия Малышко, как не несчастный случай? А фатальный заключительный вираж в гонке преследования у Ольги Зайцевой?
Наиболее точно, на мой взгляд, происходящее в Нове-Место отражает фраза одной из болельщиц, заметившей, что на прошлом чемпионате мира в Рупольдинге подобные результаты россиян можно было бы посчитать за счастье. В то время как на этом почти все они - следствие стечения крайне неблагоприятных обстоятельств.
Я отнюдь не пытаюсь скрасить малорадостную для болельщиков картину. В конце концов, в истории остается результат, а не эмоции. О результате же ничто не мешает порассуждать с более жесткой точки зрения - спортивной.
Если бы Антон Шипулин чисто отстрелял в спринтерской гонке, свою первую медаль он вполне мог бы завоевать уже там. Скажете, это лишь случайность, присущая биатлону? А я скажу, что элитный спортсмен, каким, безусловно, является Антон, обязан понимать: спринт - это гонка, где непозволительно промахиваться на рубежах. Один неточный выстрел в преследовании - в пределах нормы. В то время как в спринте это грубейшая ошибка.
Из разряда ошибок - пусть незначительная, но промашка тренерского штаба с подведением к пику формы Дмитрия Малышко, и, похоже, не его одного. Вполне допускаю, что Малышко, впечатливший болельщиков своими победами на этапе Кубка мира в Оберхофе, сумеет «разбежаться» ко второй половине соревнований. Как и Евгений Устюгов с Евгением Гараничевым. Вот только чемпионат мира - совсем не тот турнир, где позволительно ко второй половине разбегаться.
По какой именно причине случилась промашка с формой - вопрос второстепенный. Куда важнее то, что это тоже ошибка. Тренерская.
В воскресенье после того, как завершилась женская гонка преследования, пресс-центр еще долго шумел, обсуждая падение норвежки Анн Кристин Флатланд и россиянки Ольги Зайцевой. Российские и норвежские журналисты раз за разом прокручивали видеозапись эпизода, рассматривали стоп-кадры, отчаянно споря и пытаясь понять: кто из спортсменок виновен в том, что абсолютно реальные как для Норвегии, так и для России медали уплыли в другие руки.
Споры завершились тем, что и та, и другая стороны пришли к единому заключению: падение стало просто нелепой случайностью, в которой не было ничьей вины. Просто не повезло.
Однако кроме видеозаписи имелся и протокол, глядя в который приходилось признать: три промаха для такой спортсменки, как Зайцева, - это все-таки слишком много. А значит, списывать все на падение не вполне правомерно.
Самым ярким российским впечатлением первой половины чемпионата лично для меня стало выступление Екатерины Глазыриной, совершившей в гонке преследования невероятный скачок с 27-го места на 5-е. По чистому времени конкретно этой гонки Катя проиграла только немке Андреа Хенкель, без промаха пройдя все четыре рубежа. И тем самым доказала (прежде всего себе самой), что она «может».
Выступление Глазыриной в какой-то степени перекликалось с прошлогодним, хотя и не столь резким скачком в преследовании Ольги Вилухиной, которая в Рупольдинге поднялась с восьмого места на третье и завоевала свою первую медаль чемпионатов мира. Подозреваю, что в Нове-Место роковым для Ольги стало чересчур сильное желание если не превзойти, то хотя бы повторить тот успех. Тем более что пятая позиция, завоеванная в спринте, предоставляла куда больший простор для маневра, нежели год назад. Вот и перегорела в ожидании.
Но тут уж надо просто понимать: в большом спорте есть множество вещей, которые невозможно усвоить в теории: нужно лично пройти по всем этапам, нарабатывая свой собственный, порой болезненный опыт. В этом плане философская фраза Зайцевой: «Значит, так и должно быть», сказанная сразу после драматической гонки преследования, - очень мудрый взгляд на спортивную жизнь.
И трудно не согласиться. В конце концов наша нынешняя команда только начинает осваивать чемпионский мастер-класс. В том, что она его освоит, у меня нет никаких сомнений.
|