Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Чемпионат мира 2012 Рупольдинг (Германия)
ШИПУЛИН И ВИЛУХИНА НАЧАЛИ С БРОНЗЫ
Ольга Вилухина
Фото © Reuters
Рупольдинг. Ольга Вилухина

5 марта 2012

В воскресенье Антон Шипулин принес российской сборной первую медаль чемпионата мира: стартовав в гонке преследования с 13-й позиции, он финишировал третьим. А затем бронзу добыла и Ольга Вилухина, ушедшая в гонку восьмой.

Пожалуй, гонка преследования - это единственный вид биатлонной программы, применительно к которому можно сказать «выиграл бронзу». Свою бронзу Шипулин именно выиграл, причем у себя самого. Сумел отрешиться, выходя на старт, и от мыслей о соперниках, и от того, что его отделяют от лидера целых 65 секунд. И завоевал первую в своей карьере индивидуальную медаль мирового первенства.

После гонки Антон сказал по этому поводу:

- Личная медаль - всегда особенная. Я даже на финише чуть слезу не пустил, хотя, наверное, как-то не по-мужски в этом признаваться. Вряд ли сумею передать словами всю свою радость по этому поводу. И конечно же благодарен всем, кто так или иначе причастен к моему результату. Тренерам, сервисерам, тем, кто за меня болел... Просто огромное им спасибо.

Конечно же воскресенье оказалось прежде всего днем Мартена Фуркада. Он признался на пресс-конференции, что до начала чемпионата даже не мечтал о том, что у него появятся сразу две золотые медали. Тем более в первых же двух личных гонках.

- Да ты не стесняйся, скажи людям правду, что просто боялся меня. Вот и мчался по лыжне что было сил, - прорычал в свой микрофон Карл Юхан Бергман. Хищного лысого шведа с его бронзой в спринте и серебром в преследовании впору было именовать по знаменитым «Трем товарищам» Ремарка - «Карл, призрак шоссе». В условиях малоошибочной стрельбы этот призрак биатлонного «шоссе» способен, похоже, затерроризировать кого угодно. Было понятно во всяком случае, что Шипулину он в этой гонке не по зубам. Поэтому куда сильнее приходилось беспокоиться о другом: нагонит ли Антон австрийца Даниэла Мезотича и унесет ли при этом ноги от Эмиля Хегле Свендсена.

Догнал и унес. Сказав по этому поводу:

- Я видел Свендсена, но не сильно волновался. Был уверен в том, что сил на последний круг мне хватит. Специально так рассчитал свой бег, чтобы сохранить силы на финиш. И готов был бороться с кем угодно. Со Свендсеном в том числе.

- После спринтерской гонки вы сказали, что «все возможно», даже стартуя в гонке преследования с 13-й позиции. А сегодня это реализовали.

- Я очень рад, что все получилось таким образом. Бежалось очень легко, намного легче, чем в спринте, а до этого - в эстафете. Хорошо сработали лыжи, прекрасно получилась стрельба, и, как я уже успел сказать сразу после финиша, мне на руку оказалось то, что поднялся ветер. Знал, что смогу справиться с таким ветром. А вот соперники в такую погоду вполне могут начать допускать ошибки.

- Ваш единственный промах случился на первом же рубеже. Было сложно после него сконцентрироваться и продолжать борьбу?

- Нет. Я знал, что впереди моя любимая «стойка», это раз, а во-вторых, промах на первом рубеже получился «габаритным». После того как вторую «лежку» удалось отстрелять на ноль, я почувствовал себя сильно окрыленным. В стрельбе стоя хоть и чувствовал себя достаточно уверенно, но опасения были: слишком сильно тряслись ноги. Пару раз даже пришлось откладывать выстрел и делать небольшую паузу, чтобы прийти в себя.

- Ноги тряслись от мышечного напряжения или от волнения?

- От напряжения. Трасса в Рупольдинге устроена таким образом, что на стрельбище приходишь сразу после подъема. А на подъемах я старался отработать наиболее активно. Соответственно мышцы ног не успевали даже расслабиться перед стрельбой.

- Какую-то специальную тактику для того, чтобы на последнем круге нагнать Даниэля Мезотича, вы использовали?

- Моей главной задачей сначала было просто его догнать. Что я и сделал метров через 800 после ухода со стрельбища. Какое-то время отсиделся за его спиной, а когда понял, что мое состояние позволяет его обогнать, то вышел вперед. Еще обернулся, чтобы посмотреть, получается ли у Мезотича держаться за мной вплотную, и, когда увидел, что он отстает, успокоился по этому поводу уже окончательно. Но сам ускорился еще больше, чтобы максимально эффективно доработать финишный отрезок.

- Какие эмоции вызывает у вас выигранная бронзовая медаль?

- Еще не понял. Личная медаль - всегда особенная. Я даже на финише чуть слезу не пустил по этому поводу, хотя, наверное, как-то не по-мужски в этом признаваться. Так что эта медаль очень много для меня значит. Вряд ли я сейчас сумею передать словами всю свою радость по этому поводу. И, конечно же, хочется поблагодарить всех, кто так или иначе причастен к моему результату. Тренеров, сервисеров, тех, кто за меня болел... Тренеры очень грамотно вели меня по лыжне, подгоняли на последнем круге. Просто огромное им всем спасибо.

- В числе своих любимых гонок вы никогда не называли индивидуальную. Не думаете о том, чтобы пропустить ее в Рупольдинге?

- Возможно, в этом есть смысл. Шесть гонок в ходе одного чемпионата мира - это очень сложно. Может быть, действительно стоит пропустить гонку для того, чтобы лучше подготовиться к эстафете. Думаю, что мы обсудим все это с тренерами и примем решение.

- Можете сейчас оценить, что именно не получилось у вас в спринте?

- Я себя чувствовал перед стартом настолько плохо, что даже начал грешить на сделанную работу. Не мог отделаться от ощущения, что просто перетренировался перед чемпионатом. Хотя сегодня все было совсем иначе. Возможно, все дело в том, что в первых двух гонках недостаточно хорошо ехали лыжи.

- Спуск, на котором в спринтерской гонке упал Евгений Устюгов, вызывал у вас опасения?

- В гонке преследования трассу в этом месте немного «обрезали», так что этого спуска уже не было. И не будет ни в эстафете, ни в масс-старте. Но в спринте понервничать пришлось всем. Там ведь упал не только Устюгов, а человек пять или шесть. Я и сам дважды чуть не навернулся. Дело в том, что здесь очень сложные подъемы, на которых сильно забиваются ноги - становятся ватными. И вот в таком состоянии ты выходишь на спуск, где в середине лед, а по краям снежная каша, которая образовывается от того, что почти все идут «плугом». Если лыжа не дай бог хоть краешком попала в этот снег, удержаться на ногах становится почти невозможно.

- На олимпийской трассе в Сочи тоже будет немало сложных спусков. Нет ли в связи с этим желания уделить время специальной горнолыжной подготовке?

- Естественно, мы будем тренироваться с учетом особенности олимпийской трассы. На спусках ведь можно как много проиграть, так и много выиграть. А о важности сочинских Игр для российских спортсменов говорить не приходится.

- Что мешало вам выходить к главному старту на пик формы в прошлых сезонах?

- Сейчас я готовился совсем иначе. Задача летней подготовки заключалась в том, чтобы заложить базу, которой хватило бы на весь сезон. Плюс сам стал опытнее. К тому же у нас прекрасный тренерский коллектив. Так что пусть все то, что было в прошлом, там и останется.

- Вы зафиксировали лучшее время в гонке преследования среди всех участников. Это дает какую-то внутреннюю уверенность?

- Безусловно. Такие вещи сильно вдохновляют. Надеюсь, что в своем любимом масс-старте при удачной стрельбе я тоже смогу бороться за высокий результат. Другой вопрос, что этот результат зависит не только от меня: масс-старты будут разыграны, считайте, через неделю, за это время много чего может случиться.

- Что такого дает вам масс-старт и не дают другие гонки?

- Масс-старт, как и преследование, - это прежде всего контактная борьба. Для меня важно видеть соперников, видеть свое отставание, иметь возможность прикидывать, с кем и как можно бороться, на каких участках трассы можно отдохнуть, а где, напротив, поднапрячься. Это та гонка, где я полностью владею ситуацией.

* * *

Обладательницей золота в женском преследовании впервые в карьере стала Дарья Домрачева. Не случайно в своем интервью абсолютный фаворит гонки Магдалена Нойнер сказала, что более всего опасается именно эту соперницу. Окажись у немецкой спортсменки равное количество незакрытых мишеней с белорусской визави, зрителей наверняка ждал бы крайне увлекательный финиш. Однако второй промах немки в заключительной стрельбе (и третий в общей сумме - против двух домрачевских) стоил зрителям интриги, а Нойнер - золота.

Ольга Вилухина финишировала третьей, завоевав (как и Антон Шипулин парой часов раньше) свою первую медаль чемпионатов мира. И уж совсем никто не мог предположить, что гонка преследования окажется до такой степени неудачной для Светланы Слепцовой.

Всего за день до этого, финишировав в спринте с седьмым результатом, спортсменка выглядела абсолютно счастливой: лишь однажды ей удалось занять более высокое место в спринтерской гонке мирового первенства, но произошло это четыре года назад - в Остерсунде.

Тогда же на мое: «С возвращением!» спортсменка рассмеялась:

- Спасибо. На протяжении сезона пришлось, конечно, трудно. Тяжело было собраться с мыслями, тяжело было ждать лучших времен, когда вообще ничего не получалось, но, слава богу, первый старт позади. Я и правда очень довольна своим седьмым местом. Когда столь сильные лидеры, как Нойнер, Домрачева и другие, не ошибаются, с ними очень тяжело бороться. Пока...

Гонка преследования начиналась для Слепцовой вполне благополучно. Первый рубеж она, как и Ольга Вилухина с Ольгой Зайцевой, прошла чисто, а вот на второй лежке сделала два промаха, которые выбили спортсменку из колеи. После этого она сильно упала на том самом спуске, где и Евгений Устюгов днем раньше. По сравнению со спринтерской дистанцией трассу изменили, но от коварного спуска все-таки осталась небольшая часть, которая и стала для Слепцовой роковой.

И ведь говорила она накануне:

- Снег на спусках накатали так сильно, что он заглянцевался до состояния льда. А в конце этих участков приходилось на полной скорости въезжать в снежную кашу, где лыжи начинали двигаться совершенно непредсказуемо. Поэтому для себя я решила: лучше потерять несколько секунд, притормаживая, чем улететь с трассы и в лучшем случае потерять минуту, а в худшем - получить травму.

В отличие от мужской гонки было очевидно, что ногами российские девушки отнюдь не готовы бороться с соперницами на равных. Взять Магдалену Нойнер: в общей сложности у нее набрались те же самые три промаха, что и у Слепцовой. Но у одной серебро, а у другой 16-е место.

И ведь нельзя сказать, что это был совсем не российский забег: если брать чистое время гонки без учета всех гандикапов, Вилухина с Ольгой Зайцевой показали третий и четвертый результаты. Зайцева поднялась с 16-го на седьмое место прежде всего за счет стрельбы - сделав лишь один промах на третьем рубеже. Но что такое седьмое место для трехкратной чемпионки мира и двукратной олимпийской чемпионки? То-то и оно...

* * *

- Я очень хорошо помню, как в 2008 году здесь же, в Рупольдинге, мы боролись за бронзу с Мари-Лор Брюне на юношеском чемпионате мира, - сказала на пресс-конференции Ольга Вилухина. - Тогда француженка у меня выиграла. Когда мы с Брюне и Торой Бергер пришли на четвертую стрельбу, я словно увидела ту прежнюю картинку. И почти сразу услышала по звуку выстрелов, что и француженка, и норвежка промахнулись по одному разу. Так что мне ничего не оставалось делать, как закрывать все свои мишени.

- Вы сказали после спринтерской гонки, что трасса Рупольдинга - не для вас. А в гонке преследования завоевали бронзу.

- Мы довольно много тренировались здесь во время сборов. Когда я давала оценку трассе после спринта, это был отнюдь не пессимизм, а скорее просто размышления. Во время гонки преследования к тому же скрылось солнце, стало прохладнее, трасса стала более жесткой, хотя местами она превращалась в кашу. Зато превосходно работали лыжи.

- Как вы воспринимаете Магдалену Нойнер и Дашу Домрачеву? Можете ли представить себя в равном с ними соперничестве?

- Прежде всего я очень уважаю этих спортсменок. Мне даже жаль, что Нойнер уходит - с удовольствием бы с ней побегала. А что касается соперничества, то, посидев рядом с ними на пресс-конференции, я лишний раз имела возможность убедиться, что Лена с Дашей такие же люди, как и я. Раз у меня получилось заехать вместе с ними в призы, значит, получится и в дальнейшем.

- Как для вас сложился соревновательный день?

- Хотелось подольше поспать, тем более поздний старт это позволял, но автоматически проснулась в восемь утра. Потом встретилась с любимым человеком, он меня поддержал, сказал, что все будет нормально и все получится. Так что на старт я выходила спокойной и уверенной в себе.

- Что вы чувствовали после четвертого рубежа?

- Именно там начались основные эмоции. Не очень понимаю, честно говоря, как мне удалось закрыть все пять мишеней, но они тем не менее закрылись. Ну а на последнем круге уже понимала, что бегу на бронзу. Непроизвольно оглядывалась, чтобы знать, догоняют ли меня соперницы, и что есть сил бежала дальше.

- Вы сказали, что слышали промахи соперниц. Означает ли это, что какую-то часть своего внимания во время гонки вы отдаете наблюдению за другими спортсменками?

- Главное, чему мне удалось научиться за последнее время, - это как раз не обращать внимания на то, что происходит вокруг. То, что я слышу промахи, помогает мне вырабатывать собственную стратегию. Но это происходит на подсознательном уровне.

- С чем связан тот факт, что на гонку преследования вы взяли абсолютно новые лыжи?

- Так посоветовал мне наш специалист по лыжам Ханс-Петер Фойдль. На обкатке он предложил на выбор три пары, и мы оба пришли к выводу, что новые едут лучше других. Лыжи действительно работали фантастически, значительно лучше, чем в первых двух гонках.

- Довольны ли вы в целом своей стрельбой?

- За три гонки я промахнулась всего один раз, так что есть все основания быть довольной собой. Очень надеюсь, что и во всех остальных гонках, которых осталось три, у меня получится выступить хорошо.

Рупольдинг (Германия). Чемпионат мира. Мужчины. Гонка преследования, 12,5 км. 1. М. Фуркад (Франция) - 33.39,4 (4 штрафных круга). 2. Бергман (Швеция) - отставание 5,2 (2). 3. ШИПУЛИН (Россия) - 22,1 (1). 4. Д. Мезотич (Австрия) - 28,4 (2). 5. Свендсен (Норвегия) - 54,4 (4). 6. С. Фуркад (Франция) - 53,0 (3). 14. ГАРАНИЧЕВ - 1.29,2 (4)... 19. МАКОВЕЕВ (оба - Россия) - 1.47,0 (3).

Женщины. Гонка преследования, 10 км. 1. Домрачева (Белоруссия) - 29.39,6 (2 штрафных круга). 2. Нойнер (Германия) - отставание 25,1 (3). 3. ВИЛУХИНА (Россия) - 1.15,4 (1). 4. Т. Бергер (Норвегия) - 1.25,8 (3). 5. Экхольм (Швеция) - 1.28,3 (2). 6. Брюне (Франция) - 1.31,1 (2). 7. ЗАЙЦЕВА - 1.58,6 (1)… 16. СЛЕПЦОВА - 3.04,9 (3)… 23. БОГАЛИЙ-ТИТОВЕЦ (все - Россия) - 3.32,1 (0).Романова - 45-й.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru