|
Фото © AFP
Рупольдинг. Оле Эйнар Бьорндален и Эмиль Хегле Свендсен |
2 марта 2012
В первой гонке чемпионата мира - смешанной эстафете - российская команда заняла пятое место
Народ начал стягиваться на стадион часов за пять до начала гонки. За три часа на трибунах уже было не найти свободных мест.
- Ну, что это такое? - Оглядывая людскую толпу, в сердцах чертыхнулся главный тренер российской сборной Валерий Польховский. - Одни немецкие флаги кругом, ни одного российского...
- Думаете, это может создать нашим ребятам проблемы? - осторожно поинтересовалась я.
- Думаю, это создаст проблемы прежде всего немцам, - хмыкнул мой собеседник.
В этот самый момент мимо нас, спеша куда-то, проскочил коллега Польховского - главный тренер немецкой сборной Уве Мюссиганг.
- Ты уже проходил все это, Валерий, не так ли? - бросил он на ходу.
- Мы только вчера с Уве на эту тему беседовали, - пояснил мне Валерий Николаевич. - Вспоминали, как тяжело нашим спортсменам было на домашнем чемпионате в Ханты-Мансийске. Мюссигганг еще тогда сказал, что немецкую команду все это ждет в Рупольдинге. Они потому и сбежали отсюда - проводили последний сбор где-то по соседству. И все равно их достают без передышки. Телевидение, пресса, спонсоры... Обратили внимание, как мало времени проводит на стадионе Лена Нойнер? Появилась, пробежала кружок, несколько раз выстрелила - и тут же исчезла с глаз долой. Внимание «своей» публики - невероятно тяжкая штука...
Российский флаг на центральной трибуне все-таки был найден. Он трепыхался на ветру над скоплением высоких плюшевых, расцвеченных в бело-сине-красные цвета шапок-цилиндров, среди которых наиболее ярким пятном выделялась отчаянно-рыжая голова одной из российских болельщиц.
- Французы без передышки нас накануне эстафеты донимали вопросами, кто на каком этапе побежит, - продолжал Польховский. Старший Фуркад, говорят, ночь не спал, узнав, что на «его» этапе у нас заявлен Дмитрий Малышко. В Хохфильцене-то на этапе Кубка мира Малышко разорвал Фуркада в клочья. Я даже тренерам нашим сказал: надо было одним французам говорить, что Малышко на третьем этапе бежит, а другим - что на четвертом. Тогда бы и младший Фуркад, глядишь, спать бы перестал.
- У вас были хоть какие-то сомнения по составу эстафеты?
- Нет. А что сомневаться-то? Вилухину мы заблаговременно к эстафетному старту готовили, Малышко вот тоже бойцом себя проявить успел. Я ему так и сказал перед стартом: «Дима, ты должен выйти и всех порвать. Вот именно так: выйти - и порвать. Иначе затопчут. Просто размажут по лыжне - и все».
Несмотря на хорошее настроение тренеров перед первым стартом, напряжение было большим. Да и вопросов много. Например, восстановилась ли Ольга Зайцева? Выдержит ли ответственность заключительной эстафетной части Антон Шипулин, совсем еще недавно наотрез отказывавшийся бегать финишные этапы? Сумеют ли оправдать тренерские ожидания Анна Богалий-Титовец и Светлана Слепцова, которым предстоит в субботу выйти вместе с Зайцевой и Вилухиной на старт спринтерской гонки? И где, черт возьми, на каком из промежутков сезона была допущена та самая ошибка, в результате которой основная женская часть сборной так и не успела полностью отойти от нагрузок?
Несмотря на то, что тренеры команды не торопились ни с какими выводами и объяснениями на этот счет, по отрывочным высказываниям можно было составить картинку, сильно похожую на правду. После того, как подопечные Вольфганга Пихлера прекрасно выступили на сентябрьском чемпионате страны (а перед этим, напомню, под руководством немецкого специалиста готовились в Рупольдинге и первая, и вторая команды), у тренера не то чтобы выросли крылья, но появилась определенная уверенность в том, что все было сделано правильно. И он решил чуток добавить работы. Чуть продлить этап тяжелых нагрузок. Вот и перегрузил своих спортсменок.
На эту мысль наводили данные «домашнего» медицинского обследования Кати Юрловой: врачи установили, что баланс мышечных волокон в ее организме существенно поменялся: стали преобладать «длинные», отвечающие за выносливость. А вот количество «коротких» - скоростных - заметно пошло на убыль.
В таком случае бывает достаточно дать спортсмену отдых и уже потом, когда организм восстановился и готов к новому объему работы, перейти на тренировки более скоростной направленности. Но все это требовало времени, которого у Пихлера с его командой уже не оставалось.
Вот так единственный и, наверное, не самый большой тренерский просчет привел к серьезным проблемам. Отнюдь не безнадежным, кстати. В циклических видах спорта нередки случаи, когда в условиях серьезных соревнований скорость у спортсмена начинает стремительно нарастать от старта к старту. В этом отношении регламент чемпионата нам вполне на руку: есть время отдыхать после гонок, а почти две недели выступлений - хороший срок, чтобы попытаться наверстать скоростную форму.
Некое беспокойство вызывало и состояние лыжни. Обычно в день соревнований (в том случае, если дело происходит в начале или середине зимы) обкатчики начинают колдовать на трассе с совсем раннего утра. В Рупольдинге в этом не было никакого смысла: погода на протяжении первой половины дня менялась несколько раз - от промозглого холода с плотным мокрым туманом до слепящего, совершенно нереального солнца, под лучами которого вокруг «Химгау-Арены» вовсю бурлили ручьи. Поэтому сам Польховский, например, вышел на лыжню только в восемь утра. Но заметил, что настоящая работа сервис-бригады началась за несколько часов до гонки.
- Состояние снега в тени и на солнце слишком сильно различается, - пояснил сложность технической задачи главный тренер. - Организаторы, правда, заверили нас накануне, что как следует просыпят трассу солью, чтобы снег держался плотнее - и он действительно держится неплохо. Мы в большей степени беспокоились о равнинных солнечных частях трассы. В том числе о той, что проходит по стадиону и идет на финиш. Если взять лыжи со слишком мелкой структурой поверхности, мокрый снег их мгновенно «присасывает». Вот и балансируем с выбором...
Впрочем, когда старт эстафетной гонке был дан, продолжать думать на отвлеченные темы было уже некогда. Ольга Вилухина вполне достойно преодолела свой этап: была пятой после стрельбы лежа, шестой после «стойки», проигрывая лидеру 29,4. Зайцева прошла чуть тяжелее. Плюс - два запасных патрона на второй стрельбе. В целом это обернулось пятым результатом и отставанием в 43,1.
- Тяжело, - скажет она после финиша. - Немного не хватило стартов, чтобы набрать скорость. Даже на экране заметно, что движения у всех немного вялые, нет нужной резкости. В принципе - ничего страшного. Мы так и рассчитывали - набрать скорость по ходу чемпионата. Да и результат в общем неплохой. В смешанной эстафете вообще сложно побеждать. Здесь много сильных команд, и очень велика роль любой случайности.
Пятое место, завоеванное в итоге российской четверкой, безусловно, трудно отнести к удаче. В то же самое время произнести фразу «Первый блин - комом» не поворачивается язык. Получилась, скорее, проба сил. Для команды с двумя дебютантами в составе - вполне достойная проба. Недаром до такой степени была удовлетворена своей частью эстафеты Ольга Вилухина, да и в голосе Дмитрия Малышко не чувствовалось ни растерянности, ни расстройства.
Золотые медали в этом виде программы впервые в истории биатлона чуть было не выиграла Словения. Страна, никогда не претендовавшая на великие эстафетные свершения в силу весьма прозаической причины: набрать сильную четверку (не важно, женскую или мужскую) - задача не из легких и для более «биатлонных» в плане традиций стран. А вот собрать победный «усеченный» вариант в виде состава на смешанный эстафетный забег словенцам удалось вполне.
На руку этой стране сыграл и его величество случай. Ну кто мог предположить, что Германии, имевшей к четвертому этапу преимущество в 42 секунды перед Норвегией и почти минутный отрыв от Словении, подложит свинью самый надежный, казалось бы, член команды - Арнд Пайффер, настрелявший под занавес смешанного спектакля штрафной круг? Не этого ли опасался перед стартом главный тренер немецкой сборной Уве Мюссиганг, заметивший, что нет ничего хуже, чем разыгрывать награды мирового первенства дома?
Чемпионами мира словенцы пробыли совсем недолго. После достаточно непродолжительного технического разбирательства было объявлено, что диспозиция меняется и золотые награды будут вручены Норвегии. В эпицентре щекотливой ситуации оказался (как тут не вспомнить чемпионат мира-2009 в Пхёнчхане!) пятикратный олимпийский чемпион Оле Эйнар Бьорндален, стартовавший на третьем этапе. После его первого выстрела на второй стрельбе мишень не сработала - зафиксировала промах. В результате отчаянных, но достаточно бесплодных попыток «добить» не желающий закрываться вражеский глаз Бьорндален отправился на штрафной круг. На его счастье, за стрельбой достаточно внимательно наблюдали не только оба тренера норвежской сборной, но и технический специалист, обслуживавший гонку. Они-то и обратили внимание, что первый выстрел великого норвежца был идеально точен. Просто не сработала компьютерная система.
В результате сложного пересчета из норвежского предварительно серебряного результата было вычтено 28,4 - время, затраченное Бьорндаленом на прохождение штрафного круга, а также дополнительный «лишний» выстрел. И, как говорилось в известной сказке, «черепки превратились в золото». Третье подряд - для Бьорндалена и 17-е для него же, завоеванное на мировых первенствах.
Бронзовый призер ванкуверской Олимпиады Яков Фак, работавший за Словению последний эстафетный этап, был даже не сильно расстроен. «Мне еще на лыжне сказали, что «все плохо», так что я думал только о том, чтобы попробовать как можно дальше убежать от Эмиля Хегле Свендсена, - сказал он после награждения. - И понимал, что осталось не так много сил, чтобы убежать. Все, что мог, я сделал».
Хозяева чемпионата получили бронзу. Для главного ньюсмейкера немецкой сборной трехкратной олимпийской чемпионки Магдалены Нойнер такое начало соревнований тоже можно считать несколько обескураживающим: немка, несколько месяцев назад объявившая о завершении карьеры в этом сезоне, не скрывала желания максимально «выкосить медальную поляну» в Рупольдинге перед тем, как окончательно уйти из спорта. В таких случаях тренеры обычно с удовлетворением говорят: «Ничего страшного. Злее будет!»
Хотелось бы, чтобы это высказывание распространилось и на российскую команду.
Рупольдинг. Смешанная эстафета. 1. Норвегия (Т. Бергер, Солемдаль, Бьорндален, Свендсен) - 1:12.29,3 (0 штрафных кругов + 10 дополнительных патронов). 2. Словения (Мали, Грегорин, Бауэр, Фак) - отставание 20,2 (0+7). 3. Германия (Хенкель, Нойнер, Бирнбахер, Пайффер) - 32,8 (1+10). 4. Швеция (Нильссон, Экхольм, Ферри, Линдстрем) - 1.00,0 (0+9). 5. Россия (ВИЛУХИНА, ЗАЙЦЕВА, МАЛЫШКО, ШИПУЛИН) (Россия) - 1.27,7 (0+5). 6. Белоруссия (Скардино, Домрачева, Новиков, Абраменко) - 1.52,9 (0+7)
|