|
Фото © Евгений Тумашов/СБР
Рупольдинг. Антон Шипулин |
1 марта 2012
За день до начала чемпионата мира Рупольдинг встретил гостей дождем. Мелким, моросящим, но, как ни странно, совершенно не раздражающим. Потому что вся эта погодная катавасия происходила над склонами, плотно укрытыми мощнейшим пластом снега. А это гарантировало, что с чемпионатом все будет в порядке - отнюдь не так, как пару лет назад в корейском Пхёнчхане, где организаторы чуть ли не круглосуточно подгребали жалкие остатки снега поближе к лыжне и с отчаянием смотрели, как потоки льющейся с неба воды безвозвратно их уничтожают.
Но не будем о грустном. Да-да, именно о грустном. Потому что Пхёнчхан - это прежде всего Макс Чудов с его так и не случившейся золотой медалью. Макс, непонятно на сколько выбывший из игры. Макс, азарта которого до сих пор очень не хватает мужским биатлонным соревнованиям. И который, кстати, немало раз глянцевал склоны стадиона Химгау своими лыжами.
Теперь здесь гоняются другие. Те, о ком старший тренер российской мужской сборной Андрей Гербулов вчера утром сказал:
- Не поверите: первый раз за много лет вообще не знаю, чего ждать от ребят. Такое чувство обычно бывает в декабре, накануне первого старта Кубка мира. И быстро проходит. У нас же, напротив, оно стало сильнее. Когда в команде есть ярко выраженный лидер, тогда проще: знаешь, на кого делать ставку. А вот когда вперед вырывается то один, то другой, то третий, с одной стороны, радуешься, а с другой, - невозможно предсказать, кто окажется сильнее в конкретный день. Вот и нервничаем помаленьку. Скорее бы уж соревнования начались...
На вопрос, успел ли тренер сделать какие-либо выводы о состоянии иностранных соперников, Гербулов покачал головой:
- Пока это невозможно. Выделяются разве что французы. Знаю, они провели хороший тренировочный сбор в высокогорье и прямо с гор спустились в Рупольдинг. В таких случаях нередко происходит сильный всплеск в первые дни. Так что не исключено, что Франция будет выглядеть в первых гонках наиболее впечатляюще. Наши, правда, тоже с горочки некоторые... В общем поживем - увидим!
За какие-то несколько месяцев Рупольдинг стал восприниматься как «домашний» лагерь. Домашний, разумеется, для россиян. Несколько тренировочных сборов позволили спортсменам изучить местность вдоль и поперек, познакомиться с огромным количеством местных болельщиков. Надо ли уточнять, что в эту категорию в городе попадают все, включая мэра Клауса Пихлера - старшего брата нынешнего тренера женской сборной?
Биатлонную тему в Рупольдинге не обойти. Едва появившись в пресс-центре, отстроенном под чемпионат мира всего год назад, я поинтересовалась у шефа, где лучше приобрести телефонные карточки. Он долго рисовал мне схему автомобильного проезда на карте, попутно обрисовывая возможные ориентиры, и в какой-то момент меня вдруг озарило:
- Это, случайно, не та самая дорога, по которой летом Вольфганг Пихлер гонял российскую сборную на лыжероллерах?
- Именно, - восторженно завопил собеседник. - Если бы вы только знали, сколько разных спортсменов он гонял на лыжероллерах на тех склонах! Это его любимое место. Саму-то дорогу вы видели? Потрясающая, правда? Сдохнуть можно уже после первого подъема! Так вот: прямо там, где эта дорога уходит вправо от шоссе, вам нужно будет повернуть налево...
Ну и как тут уйти от биатлона даже вне соревнований?
В Райт-им-Винкле, где я традиционно останавливаюсь уже несколько лет подряд, тематика была той же самой. Вручая мне во вторник ключи от номера, хозяйка посетовала:
- Завтра открытие чемпионата, а вот бесплатных автобусов для болельщиков на дни, свободные от гонок, организаторы в этот раз не выделили. Рейсовым же не добраться назад - будет слишком поздно. У нас же весь городок забит болельщиками, родственниками биатлонистов... Для них, правда, в самом центре у ратуши уже возводится павильон с большим экраном, грилем, горячими напитками и кучей всяких развлечений. Не портить же людям праздник, если образовалась такая задница с транспортом?
Тренировки заключительного предчемпионатного дня прошли у всех команд в рабочем режиме. С утра лыжню оккупировали мужчины, чуть попозже на стадионе появились девушки. Все, кроме тех, кому предстоит стартовать в первом виде программы чемпионата - смешанной эстафете. Для этой категории спортсменов была предусмотрена в среду еще одна тренировка - официальная.
Ну а пока лыжню укатывал российский женский резерв, мы вполголоса переговаривались с руководителем российской научной группы Николаем Загурским.
- Видите, на ковриках рации, - кивнул тренер. - Теперь можно давать тренировочные указания без того, чтобы кричать на весь стадион. Хоть бормочи себе под нос - спортсменка все услышит. А вот эту штуку уже видали? - с этими словами Загурский ткнул варежкой в устройство на треноге и с флюгером, напоминающим уши Микки-Мауса и продолжил: - Это так называемый Wind-Trainer - ловит поток ветра, мгновенно передает данные в компьютер, где специальная программа тут же показывает, как при таком ветре будет вести себя пуля и, соответственно, какие именно поправки в связи с этим нужно сделать. Естественно, что передать информацию напрямую во время соревнований мы не можем, поэтому сообщаем ее тренерам, которые стоят на трассе, а те уже доводят ее до спортсменов. - А вообще, - Загурский понизил голос почти до шепота, словно опасался, что все сказанное будет услышано некой «верховной» биатлонной силой и использовано против, - посмотрите на снег.
С этими словами мой собеседник наклонился, зачерпнул горсть крупнозернистой, прозрачной от избыточной влажности крошки и протянул ее мне.
- На таком снегу мы обычно очень хорошо бежим. Как-то приноровились наиболее хорошо готовить лыжи как раз на такую погоду. Она не такая уж простая. В том плане, что, если не угадал с лыжами, можно вообще не бежать. Ну и стрелять нужно хорошо, - завершил тренер наш разговор традиционным для биатлона резюме.
- Гони деньги, Николай, - раздался вдруг рядом добродушный голос неожиданно подошедшего Пихлера.
- Какие деньги? - переспросила я. И услышала в ответ раскатистый смех тренера:
- Да это мы в своем тренерском кругу ставочки делаем на завтрашнюю эстафету. Играем, так сказать, в азартные игры по ходу чемпионата.
К концу женской тренировки над «Химгау-Ареной» распогодилось - вовсю засияло солнце. Столь же солнечным было настроение тренеров российской сборной. Дай бог, чтобы этот настрой сохранился до конца чемпионата!
|