ВОТ ПУЛЯ ПРОЛЕТЕЛА - И АГА... |
|
Фото © Елена Копылова
Ханты-Мансийск. Светлана Сепцова |
3 марта 2011
Оле-Эйнар Бьорндален все-таки получил в Ханты-Мансийске свое 15-е золото чемпионатов мира. И я, знаете, очень рада этому. Выступления таких фигур – вообще отдельная категория большого спорта. В них все на грани: с одной стороны – четкое осознание собственных проблем, главная из которых - возраст, уже не позволяющий ускоряться на кругах так, как ты мог когда-то, а с другой - максимально эффективное использование всех крупиц опыта, запасов воли, мастерства и тренировочных навыков. Ей богу, Тарье Бё сильно потерял бы в моих глазах, лиши он Бьорндалена возможности в 15-й раз подняться на высшую ступеньку мирового пьедестала, обновив свой же собственный рекорд по количеству завоеванных за карьеру медалей.
Россия тоже установила своего рода рекорд: вряд ли какая еще страна создала себе в первой же гонке столько проблем. Само поражение – бог с ним, бывает, в конце концов, и хуже. Ребят жалко до слез – на них в этом сезоне стараниями собственного руководства и так лежит чугунная гиря как чужих, так и собственных ожиданий. И задача во что бы то ни стало в Ханты-Мансийске эти самые ожидания оправдать.
Тренеров не жаль совершенно. Причем даже знаю, в какой именно момент во мне окончательно исчезло сочувствие и какое бы то ни было желание «войти в положение». Это произошло в Оберхофе, когда в одной из бесед с главным тренером сборной Владимиром Барнашовым я услышала: мол, если в Ханты-Мансийске кто-нибудь в какой-нибудь из гонок золотую медальку зацепит и какая-нибудь из эстафет первой на подиум поднимется, то результат вполне можно считать успешным. Головы по-любому не полетят.
В тот момент я поняла, что совершенно бессмысленно спрашивать Барнашова, например, о том, что происходит со Светланой Слепцовой. Какая уж тут Слепцова, когда собственная голова под угрозой? А ведь уже тогда, в середине января, было очевидно, что в отношении этой спортсменки (да и не только ее) дело обстоит из рук вон.
Сегодняшний старт Светы в эстафете стал на самом деле совершенно логичным следствием предыдущих выступлений: после американских этапов биатлонистка чуть ли не кричала в каждом интервью: нужен психолог! Нужен ей лично. Потому что она вообще не понимает, что с ней происходит и как из всего этого выбираться. По записи, сделанной спортсменкой в ее собственном блоге, тоже становилось понятно, что в глубине души у Слепцовой страшная паника: «Мысли и чувства - все в кучу, внутри пустота и в тоже время миллион мыслей, - писала она. - Что же дальше, как дальше работать, как быть, как все сделать правильно? Где он, правильный выход, кто подскажет?...»
Не нужно было быть ни психологом, ни тренером, ни болельщиком семи пядей во лбу, чтобы понять: в Ханты-Мансийске Светлане будет невыносимо трудно. Потому что она и так на грани срыва. А тут - родные стены, многократно увеличивающие давление, и последняя в сезоне возможность кому-то что-то доказать. Для того чтобы выдерживать такое давление, нужна железобетонная уверенность в себе. А не истерзанные в клочья нервы.
В тот момент, когда эстафетный состав сборной России появился в интернет-доступе, и я увидела, что первый этап все-таки побежит Слепцова, в голову почему-то пришли строчки из знаменитого романа Артура Хейли «Аэропорт»: «И вы продали страховку на миллион долларов человеку, который ужасно нервничал, торопясь в самолет, и при этом выгребал из кармана последнюю мелочь?»
В телевизионном комментарии двукратный олимпийский чемпион и член правления СБР Дмитрий Васильев сказал, что, мол, все, что случилось, для него достаточно неожиданно. Что все ведь хорошо помнят, как в золотой олимпийской эстафете Ванкувера Слепцова совершенно блистательно прошла свой этап и великолепно отстреляла при этом.
Если точно так же накануне первого старта рассуждали тренеры российской сборной, лично я предложила бы незамедлительно уволить всех. За профнепригодность. Хотя бы потому, что той, ванкуверской Слепцовой в их команде нет уже очень давно. И это выяснилось отнюдь не вчера.
Главная беда смешанной эстафеты заключается, на мой взгляд, вовсе не в поражении. А в том, что этим стартом ту же Слепцову могли вполне «убить» окончательно. Ради чего? Не знаю.
Впрочем, в этой чудовищной в своем абсурде эстафете были и плюсы. Для олимпийского чемпиона Ванкувера Евгения Устюгова старт стал прекрасной тренировкой, позволившей проверить и собственную скорость, и стрельбу. Он единственный был безупречен во всех аспектах. И это, согласитесь, то немногое, о чем сейчас хочется думать.
|