|
Фото © Reuters
Ханты-Мансийск. Российская эстафета |
11 марта 2011
Не знаю, что должно случиться, чтобы российский болельщик смирился с мыслью, что в эстафетных гонках Россия может не добиться успеха. Такое случалось, конечно: на семи чемпионатах мира из тридцати трех нашей мужской сборной не удавалось попасть в призовую тройку. Но есть ведь и другие цифры: на тех же самых 33-х чемпионатах сборная (сначала – СССР, а затем – России) 25 раз поднималась на пьедестал и 13 раз – на верхнюю ступень.
Да и на Олимпийских играх – были времена – нашим биатлонистам довелось выиграть в эстафете шесть раз подряд, начиная с 1968 года, когда эстафета впервые вошла в программу соревнований.
Можно, конечно, рассуждать о том, что конкуренция в те времена была – не чета нынешней, но дело вовсе, подозреваю, было не в этом. А в выдающемся, величайшем тренере Александре Привалове. Первые четыре олимпийских золота из упомянутых шести были завоеваны при его руководстве, да и из олимпийского Лиллехаммера в 1994-м Привалов, возглавлявший женскую команду, тоже вернулся с золотом.
Парадокс, кстати: когда в команде все хорошо с результатами, роль главного тренера (независимо от вида спорта) почти всегда уходит на задний план. Порой даже возникает иллюзия, что для того чтобы команда бежала и стреляла, главный не очень-то и нужен. Но стоит только на этом месте оказаться случайному либо профессионально несостоятельному человеку, расплата приходит незамедлительно.
Но не будем о грустном сейчас, не время.
Столь великую эстафетную историю не вытравить из памяти, как ни старайся. Причем не только нам, болельщикам, но и самим спортсменам тоже. Каким-то непостижимым образом именно в этой гонке спортсменам почти всегда удается прыгнуть выше головы. Даже тогда, когда никто не ждет от них этого. Как не ждали в Ханты-Мансийске, например.
Подозреваю, что во всех прогнозах, где россиянам отводился медальный шанс, присутствовала фраза: «В том случае, если норвежцы, немцы и шведы «застрелятся».
Не иначе как из сострадания судьба приняла эту фразу к сведению: шведы настреляли 15 промахов на четверых, немцы - три штрафных круга получили, норвежцы – два. Последний факт, правда, не помешал сборной Норвегии получить золото, а ее ветерану Оле Эйнару Бьорндалену (единственному, кто закрыл все мишени, не прибегая к запасным патронам) – 16-ю золотую медаль.
России же досталось серебро. И ведь не скажешь, «благодаря» это произошло, или «вопреки». С одной стороны – колоссальная удача. Ведь до начала гонки все прекрасно понимали: когда все спортсмены в таком разобранном состоянии, результат может быть любым: от подиума (если сильно повезет) до места за пределами десятки.
С другой – надо отдать российским биатлонистам должное: каждый из четверых прыгнул, что называется, выше головы: Антон Шипулин, сдюживший на первом этапе, Евгений Устюгов, удержавшийся в лидерах на втором, Максим Максимов, не дрогнувший на самом ответственном отрезке эстафеты, где против него – не бог весть какого ходока «ногами» - за Норвегию бежал Эмиль Хегле Свендсен, а за Германию – Арнд Пайффер. Да, Макс проиграл в итоге почти тридцать секунд, но положа руку на сердце, мог финишировать куда в большем отдалении от лидеров. Достаточно вспомнить заключительный круг Максимова в индивидуальной гонке, на котором российский биатлонист проиграл Тарьяй Бе 40 секунд при том, что лидер внешне и не напрягался особо.
После того как тройка призеров определилась, был соблазн порассуждать даже о том, что не случись у Ивана Черезова на «лежке» трех совершенно лишних промахов, то он мог бы...
Стоп! Не нужно обольщаться, не мог. 13,4, отделившие Черезова от Бе, - величина, совершенно не отражающая истинное соотношение сил. Хотя бы потому, что последние пару сотен метров до финиша Иван несся по лыжне что есть сил, унося ноги от идущих сзади украинца Сергея Седнева и шведа Бьорна Ферри, в то время как Бе шел «пешком», неторопливо размахивая норвежским флагом, глазея по сторонам, с каждым шагом все больше вживаясь в роль победителя.
Роль эту 23-летний норвежец заслужил на все сто процентов. Это ведь тоже спортивное величие – схлопотать в эстафете штрафной круг и отправиться на него, всем своим видом демонстрируя соперникам: «Да ради бога! Все равно догонять запаритесь!»
|