Владимир Барнашов:
«ТРИ МИНУТЫ НА РУБЕЖЕ - НЕОПРАВДАННАЯ ЦЕНА
ЗА ОТСУТСТВИЕ ШТРАФНЫХ КРУГОВ» |
|
Фото © Reuters
Оберхоф |
6 января 2011
Ровно в десять утра - как мы и договаривались заранее - я вошла в комнату главного тренера и задала первый вопрос относительно мужской эстафетной гонки.
- Сейчас, когда после столь обидного поражения прошла целая ночь, вы нашли какие-то объяснения случившемуся? Я, естественно, имею в виду прежде всего стрельбу лидеров - Ивана Черезова и Евгения Устюгова.
- Конечно, нашли. Более того, причины абсолютно логично ложатся в общую картину происходящего. И связаны прежде всего с ошибками стрелкового плана. Дело ведь в чем? Иван Черезов пытался во что бы то ни стало закрыть последнюю мишень. Любой ценой. Видимо, в подсознании у него крепко сидела предыдущая эстафета Хохфильцена, где он заработал штрафной круг. Хотя почти три минуты на рубеже - совершенно неоправданная цена за отсутствие штрафных кругов.
Что касается Евгения Устюгова, у него просто налицо полная раскоординация. Он никак не может уловить тот момент подводки оружия к мишени, когда нужно нажимать на спуск.
- Именно в «стойке»?
- Так эти проблемы в «стойке» и проявляются. Лежа у биатлониста все-таки больше точек опоры. Соответственно, более устойчивое положение винтовки. При стрельбе стоя зрительный и тактильный анализаторы должны взаимодействовать предельно четко. Это отрабатывается постоянно, каждый день. Стоит взять хоть небольшую паузу, все тонкие ощущения очень быстро теряются. У Устюгова же перед Новым годом был достаточно длительный перерыв.
Мы говорили с ним об этом. И с остальными ребятами тоже. О том, что в этом сезоне очень много внимания уделяется гоночной подготовке. Но это не отменяет необходимости регулярного «холостого» тренажа. Ведь если проанализировать вчерашний результат, то видно, что в гоночном отношении все четверо спортсменов, выступавших в эстафете, выглядели достаточно уверенно. А вот что касается стрельбы...
- Когда спортсмен не закрывает пять мишеней из пяти, невольно закрадывается мысль о том, что есть какая-то внешняя причина: неправильно сделанные поправки, неисправный прицел...
- Нет, причина здесь только та, о которой я сказал. Она поправима - и у Черезова, и у Устюгова был сделан приличный объем стрелковых тренировок, так что нужно только чуть побольше позаниматься «холостой» работой на тренажере - поймать утерянные ощущения. Все это мы уже успели обсудить, более того, старшие тренеры уже расписали план специальной работы.
- Ваш коллега по выступлениям в сборной СССР Александр Тихонов однажды рассказал мне, как бежал гонку в жутком тумане и, прибежав на рубеж, мгновенно понял, что пытаться целиться бессмысленно. Выстрелил пять раз в «никуда» и помчался на пять штрафных кругов, решив, что это будет гораздо быстрее, нежели мучаться на стрельбище. И выиграл, кстати.
- Эту историю я знаю. Иногда такое действительно оправдано. Мы ведь проиграли отнюдь не потому, что Устюгов бежал пять штрафных кругов. А потому, что больше всех времени провели на рубежах. Девять с половиной минут. Лучший результат был у Украины. Которая, кстати, тоже имела пять штрафных кругов. Но они - четвертые, а мы - 14-е. Вот вся ситуация.
- Умение быстро соображать, стоя на рубеже, это врожденное качество?
- Я бы сказал, что спортсмен соображает настолько быстро, насколько он находится в форме. Если стрельба отработана у него до автоматизма, он и стреляет без промедления. Тот же Устюгов изготовился к стрельбе практически идеально. Сделал первый выстрел - и как заклинило.
Я сам в этот раз не стал оставаться на стадионе, а пошел на трассу: хотел посмотреть на ребят поближе. Правда, меня интересовала не столько стрельба, сколько функциональное состояние. Видел, что Устюгов катится очень хорошо: легко, широко. Когда тренеры делали по ходу подсказки, я видел, что он абсолютно адекватно на них реагирует. То есть человек стопроцентно воспринимал всю информацию. Но вот это взаимодействие «глаз - палец»...
Да, на стрельбе ему сильно мешал ветер. Но даже в этих условиях для спортсмена очень важно не терять привычного ритма. И попробовать использовать ветер в свою пользу. Если он, допустим, дует слева, то не нужно начинать стрелять справа - налево, надо быстро «переложиться». Потому что точно выстрелить, стреляя против ветра, намного сложнее.
- Согласитесь, для этого нужно уметь быстро соображать и быстро принимать решения. Существуют какие-либо приемы, способные научить этому спортсмена?
- Очень полезно использовать для подготовки места, где постоянно дуют сильные ветра. Когда мы разбирали с ребятами эстафетное выступление, Ваня Черезов привел хороший пример. Вспомнил, как в 2002 году тренировался в Бейтостолене, где находилась и норвежская сборная. Норвежцы там постоянно ездили стрелять на самую вершину горы, где ветер просто сдувал с ног. Наши ребята над ними тогда еще хихикали. А вот потом, когда всем вместе пришлось выступать в открытом чемпионате Норвегии, все поняли, в чем был смысл тех норвежских тренировок: Бьорндален настрелял в масс-старте шесть промахов - и выиграл. Наши промахивались столько же, но при этом провели в несколько раз больше времени на рубежах.
- Еще до Игр в Ванкувере я делала большое интервью с Устюговым, в котором он сказал, что крайне неуютно чувствует себя на четвертом этапе эстафеты. Думаю, что для вас это тоже не новость. Чем руководствовался тренерский штаб, заявляя Устюгова именно на четвертый этап? И рассматривались ли иные варианты?
- Рассматривались. Мы разговаривали об этом и с Евгением тоже. Был ведь положительный опыт в смешанной эстафете в Поклюке, когда он пробежал четвертый этап великолепно?
- Смешанная эстафета это все-таки ответственность не того масштаба, как мне кажется.
- Эстафета - в любом случае эстафета. Какая разница, где именно завоевана медаль? Но с тем, что проблема существует, я полностью согласен. Женя даже на Олимпиаде сказал, пробежав, что четвертый этап - это жесть. Это на самом деле очень тяжелое дело. Чтобы справиться, человек должен быть очень хорошо готов к выступлению во всех отношениях. Будем делать выводы, менять состав, давать возможность выступить в эстафете другим спортсменам - такая необходимость давно назрела.
С этой же самой целью мы заявили на эстафету не совсем обычный женский состав (за Россию будут стартовать Яна Романова, Екатерина Юрлова, Ольга Зайцева и Наталья Гусева. - Прим. «СЭ»). Кстати, та же Зайцева, которая обычно бегает в эстафетах четвертый этап, попросила на этот раз пробежать на третьем. И мы пошли ей навстречу.
|